Контракти.ua

1996  —  02.07.15
Лана Синичкина: Без принятия Кодекса АМКУ может продолжить штрафовать ритейлеров
Лана Синичкина: Без принятия Кодекса АМКУ может продолжить штрафовать ритейлеров

Уже достаточно долго ритейлеры, поставщики и АМКУ работают над проектом Кодекса профессиональной этики, который призван решить многие спорные вопросы. Но пока так и не пришли к согласию. Партнер Адвокатского объединения Arzinger Лана Синичкина в эксклюзивном интервью Контрактам рассказала, почему так важно для рынка подписать Кодекс и какие вопросы остались еще неурегулированы в существующем проекте.

К: Какие вопросы в отношениях между ритейлерами и поставщиками могли бы урегулировать Правила профессиональной этики? Какие вопросы в принципе могут быть урегулированы Правилами профессиональной этики?

Лана Синичкина: Правилами (Кодексом) профессиональной этики  могут регулироваться любые вопросы взаимодействия между ритейлерами и поставщиками, не урегулированные (неоднозначно урегулированные) законодательством. В частности, это могут быть вопросы предоставления скидок и бонусов, критерии допустимости предоставления дополнительных услуг, механизмы расчетов за товары, сроки оплаты, вопросы распределения рисков и т.д. Помимо этого, Кодексом профессиональной этики могут быть урегулированы основные принципы и требования к рекламе и промоции товаров, особенности рекламы для отдельных категорий населения, правила семплинга, выкладки товаров на полках, правила спонсорства, отдельные вопросы маркировки товаров (private label, например). Кроме того, Кодекс также может содержать процедурную часть – механизм исполнения его требований, механизмы рассмотрения жалоб, применения санкций.

К: Какое количество участников рынка должно подписать Кодекс, чтобы он стал  обязательным?

Лана Синичкина: Во-первых, Кодекс является обязательным для тех, кто его непосредственно подписал – в силу договорных обязательств. Во-вторых, Кодекс  может также приобрести правовую природу обычая, который является обязательным в силу закона. Для того чтобы какое-то правило приобрело юридический статус обычая, необходимо обеспечить, чтобы оно было зафиксировано и отражало принятую практику поведения на конкретном рынке. По публичным высказываниям представителей АМКУ, если Кодекс будет подписан хотя бы 30% участников рынка, то можно будет говорить о том, что закрепленные в нем правила приобретают характер правового обычая.

Лана Синичкина: Если Кодекс будет подписан хотя бы 30% участников рынка, то можно будет говорить о том, что закрепленные в нем правила приобретают характер правового обычая.

К: Кто или какой орган должен следить за выполнением норм Кодекса профессиональной этики ритейлеров? Какое наказание может быть применено к нарушителю?

Лана Синичкина: Участники Кодекса могут сами создать саморегулирующий механизм – специальный орган, который будет рассматривать по определенной процедуре случаи нарушения Кодекса и выносить соответствующие решения. Обычно такие органы создаются при ассоциациях/организациях, при содействии которых и был подписан такой Кодекс. Такова практика развитых стран. В то же время в Украине еще предстоит принять законодательство, которое наделит такие органы специальными процессуальными полномочиями, с помощью которых они смогут защищать свои решения в компетентных органах Украины – судах, АМКУ и т.д.

К: Почему АМКУ заинтересован в принятии Кодекса?

Лана Синичкина: С принятием Кодекса в письменном виде зафиксируются правила поведения на этом рынке, которые в силу ст. 1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» можно будет использовать на практике, в т. ч. в случае их нарушения можно будет привлекать участников Кодекса к ответственности. Также это освободит Комитет от необходимости сложной квалификации указанных нарушений по другим статьям закона.

К: Насколько нынешняя редакция Кодекса соответствует интересам участников рынка? Или это документ, почти полностью написанный АМКУ? В каких изменениях в нынешней редакции заинтересованы  ритейлеры?

Лана Синичкина: Нынешняя редакция Кодекса требует существенной доработки для того, чтобы обеспечить баланс интересов как участников рынка, так и АМКУ. Она учитывает не все рекомендации Зеленой книги о недобросовестных торговых практиках, изданной Европейской комиссией, и содержит ряд неоднозначных норм, которые существенно ограничивают свободу коммерческих отношений. К таким нормам, в частности, относятся нормы относительно недопустимости расчета через третьих лиц, установление предельных сроков оплаты товаров, ограничения в распределении рисков и т.д.

К: Если Кодекс не будет принят в ближайшее время, как будут регулироваться взаимоотношения ритейлеров и поставщиков?

Лана Синичкина: Взаимоотношения ритейлеров и поставщиков, как и ранее, будут регулироваться договорами и действующими нормами законодательства, в т.ч. конкурентного, что опять будет привлекать внимание со стороны АМКУ. Если Кодекс не будет принят в ближайшее время, это грозит возможностью привлечения ритейлеров к ответственности за другие бизнес-активности, которые АМКУ может посчитать правонарушениями.

К: В каких странах мира применяется подобный механизм саморегулирования рынка? Может ли Украина взять за основу один из существующих, например, в Европе Кодексов?

Практика саморегулирования широко распространена во всём мире – на уровне ЕС, на уровне отдельных стран-членов ЕС –  Великобритании, Испании, Германии, Австрии, Франции, Латвии, Литвы, Словении, Венгрии, Польши, а также в Российской Федерации и в других странах. Кроме того, даже в Украине уже созданы и действуют кодексы профессиональной этики в некоторых сферах (кондитерская, пивная промышленность, фармацевтика, ценные бумаги, телекоммуникации).

Статьи по теме
Обов’язковий касовий апарат – це перший крок. Другий – ліквідація єдиного податку?
Обов’язковий касовий апарат – це перший крок. Другий – ліквідація єдиного податку?

Олександр Зарайський, експерт у галузі оподаткування, юрист, журналіст та блогер (а також – колишній податківець з багаторічним стажем): Чому після введення РРО для всіх ФО-П мусять скасувати єдиний податок? Продовжую просвітницьку діяльність.
12.09.19 — 1232

Ритейл под прицелом внимания Антимонопольного комитета: как оставаться в безопасной зоне?
Ритейл под прицелом внимания Антимонопольного комитета: как оставаться в безопасной зоне?

В последнее время в условиях дефицита государственного бюджета и ужесточения конкурентной среды наблюдается активизация деятельности Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), а также существенное увеличение размеров штрафных санкций, применяемых АМКУ к операторам рынка. Более того, в связи с ратификацией Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС ожидается дальнейшее усиление роли АМКУ в регулировании поведения компаний.
29.12.14 — 1809