Контракти.ua

5496  —  24.06.15
Прекратит ли налоговая и прокуратура массово судиться с гражданами?
Прекратит ли налоговая и прокуратура массово судиться с гражданами?

Сегодня многие госорганы могут подавать судебные иски против граждан и юрлиц абсолютно бесплатно. Это приводит к массе  обращений чиновников в суды по поводу и без повода. С 1 сентября ситуация изменится. Вступят в силу изменения в закон «О судебном сборе», исключающие органы госвласти из числа субъектов, освобожденных от уплаты судебного сбора. Главная причина появления такого правительственного законопроекта – не столько забота о гражданах, сколько обязательства перед МВФ увеличить поступления судебного сбора за год в два раза.

 

Представляя законопроект в парламенте, министр юстиции Павел Петренко сообщил, что сегодня система админсудов, которая вообще-то создавалась с целью защиты граждан от государства, рассматривает 60% дел, наоборот, по искам государства против граждан. По его словам, в частности, фискальные органы массово обращаются в окружные админсуды, потому что они не платят никаких судебных платежей.  «И не один начальник налоговой не понес ответственности. То есть они занимаются фактически вымогательством денег у предпринимателей, –   пояснил министр. – Подают в суд, ходят на обыски и вымогают деньги». А после вступления в силу новаций, если налоговик подаст иск в суд, заплатит судебный сбор, с него потом, по крайней мере, спросят, почему он безосновательно обратился с иском против предпринимателя.

Но на практике все может оказаться не так уж радужно. Юрист ЮФ «FELIX» Святослав Бартош не видит предпосылок для уменьшения количества исков госорганов. Например, сейчас никто из чиновников не несет реальной ответственности за проведение безосновательных проверок или за принятие неправомерных решений, которые потом отменяются в судебном порядке. Почему тогда они будут нести ответственность за подачу безосновательных исков? Кроме того, замечает юрист, размеры предполагаемого судебного сбора не настолько велики, чтобы безосновательный иск нанес ущерб в сумме, за которую можно привлечь чиновника к уголовной ответственности. Для этого цена иска должна быть более 4 млн. грн.

Пока сложно сказать, сколько госорганам будут выделять средств на оплату судебных исков, и насколько чиновники будут экономить эти деньги, взвешивая все «за» и «против» перед тем, как обратиться в суд. Изменениями лишь обязали Кабмин предусмотреть в бюджете средства на упомянутые цели. «Кроме того, у государственных органов всегда остается право попросить суд освободить их от уплаты судебного сбора на основании, что они не получили достаточное финансирование из бюджета», - дополняет юрист.

Ставки сбора вырастут

Законом предусмотрена унификация ставок судебного сбора во всех судебных юрисдикциях (общий, хозяйственный, административный суды). Это якобы должно лишить стороны возможности выбирать более «дешевый» суд. Ставки будут дифференцированы лишь в зависимости от вида истца (юр- или физлицо) и по характеру спора (имущественный, неимущественный). В то же время, ставки сбора увеличиваются. Так, за имущественный иск юрлицу и ФЛП придется заплатить 1,5% цены иска, но не менее 1 минимальной зарплаты (МЗП, сегодня – 1218 грн). Физлицу – 1% цены иска, но не менее 0,4 МЗП и не более 5МЗП. Сегодня и юр- и физлица в судах общей юрисдикции платят 1% цены иска, но не менее 0,2МЗП и не более 3МЗП. В хозсудах ныне платят 2% цены иска, но не менее 1,5 МЗП и не более 60 МЗП. В админсудах – 2% цены иска, но не менее 1,5 МЗП и не более 4 МЗП. За исковое заявление неимущественного характера юрлицу и ФЛП придется платить 1МЗП, физлицу – 0,4МЗП. Сегодня в общих судах платят 0,2 МЗП, в хозяйственных – 1 МЗП, административных – 0,06 МЗП. Кроме того, согласно новациям, если в исковом заявлении объединены два и более требований неимущественного характера, судебный сбор платится за каждое такое требование.

Авторы законопроекта в пояснительной записке замечают, что удвоение поступлений судебного сбора вследствие новаций повысит уровень доступности к правосудию. Мол, суды станут финансово более независимы, улучшится материально-техническое обеспечение и пр. Однако – это спорное утверждение. Например, сложно оправдать унификацию ставок сбора для хозяйственного и административного процесса. «Наверное, уже все забыли, что основная задача административного судопроизводства - защита прав и интересов физических и юридических лиц от нарушений со стороны государственных органов и чиновников», - говорит Святослав Бартош.  По его мнению, необоснованное резкое увеличений размера судебного сбора за подачу исков неимущественного характера и отмена права на частичную уплату судебного сбора при подаче исков имущественного характера, существенно ограничит доступность административных судов. А вот установление одинаковых ставок судебного сбора для обращения в хозяйственные и общие суды более оправдано. Поскольку частично предметы таких исков совпадают.

Апелляция и кассация будут менее доступными

Не до конца понятно повышение ставок судебного сбора за апелляционное, кассационное обжалование и обжалование решения в Верховном суде. Ставки будут составлять 110% 120%и 130% стоимости подачи иска в первую инстанцию. В то время, как сегодня за апелляцию платится 50%, а за кассацию – 70%. Авторы закона считают, что необходимость таких изменений обусловлена большей ресурсной затратностью рассмотрения дел в судах апелляционной, кассационной инстанции и ВСУ, по сравнению с местными судами. С одной стороны, с этим можно согласиться. Судебные дела в апелляционной и кассационной инстанции рассматриваются коллегиально. Однако, с другой - ни суд апелляционной инстанции, ни, тем более, кассационный суд или Верховный Суд не рассматривает дело в полном объёме. Они лишь проверяют правильность разрешения дела судами предыдущих инстанций. «Бюджет 2015 года только подтверждает предположение о том, что расходы на судопроизводство уменьшаются из инстанции в инстанцию, - говорит Святослав Бартош. - На фоне того количества ошибок, которые допускают суды первых инстанций при рассмотрении дел, настолько кардинальное повышение ставок судебного сбора за апелляционный и кассационный пересмотр дел выглядит необоснованным».

Вместе с тем, юрист замечает, что такое повышение ставок однозначно скажется на количестве апелляционных и кассационных жалоб, что, с одной стороны, уменьшит загруженность судов высших инстанций, а с другой – негативно скажется на качестве судопроизводства. Поскольку многие ошибки судов предыдущих инстанций останутся не исправленными.

 Автор: Вилен Веремко

 

Статьи по теме
125 тысяч штрафа: зачем государству лезть в трудовые отношения
125 тысяч штрафа: зачем государству лезть в трудовые отношения

Украинская правящая элита – родная сестра российской, в мозгах которой навсегда засел Коба Джугашвили. Натурально! Вот кто бы ни стал за штурвал родины, из него обязательно прет экспроприатор.
22.02.19 — 1572

Часть судей не смогли пройти проверку на соответствие занимаемой должности
Часть судей не смогли пройти проверку на соответствие занимаемой должности

В квалификационном оценивании на соответствие занимаемой должности приняли участие уже более 2000 судей в Украине, при этом 10% из них не смогли успешно пройти эту процедуру.
22.11.18 — 4010

В Украине впервые отстояли право продавать землю
В Украине впервые отстояли право продавать землю

Прокурор обратился в суд с требованием признать обмен земли недействительным в связи с мораторием. Однако ему было отказано.  
06.11.18 — 13104