Контракти.ua

2342  —  23.06.15
Ритейл против АМКУ: чем закончится второй раунд
Ритейл против АМКУ: чем закончится второй раунд

АМКУ твердо намерен заставить продуктовый ритейл заплатить штраф или принять условия Комитета - подписать предложенный им этический кодекс сетевиков и поставщиков. Но даже поверхностный анализ документа позволяет заявить, что он явно невыгоден торговым сетям. Да и само обвинение шито белыми нитками, ведь сговор между сетями, учитывая накал конкурентной борьбы на рынке, весьма сомнителен. Все это дает ритейлерам реальные шансы выиграть дело против контролеров в суде.

Как 20 млрд превратилось в 200 млн?

В конце июня истекает время, отведенное нескольким крупнейшим сетям страны Антимонопольным комитетом на исправление выявленных контролером нарушений. Напомним: в апреле АМКУ по итогам проверок ритейлеров вынес вердикт: виновны, присудив им штраф в размере 203,6 млн. грн. и обязав в течение двух месяцев исправить недочеты. Список чиновничьих претензий к сетям впечатляет. Это, в частности, навязывание поставщикам дополнительных услуг без надлежащего обоснования их содержания и стоимости, использование слишком длительных отсрочек платежей, попытки продавцов переложить риски розничной торговли на производственный сектор (проще говоря, нарушением посчитали тот факт, что магазины возвращают на предприятия непроданный товар), дискриминация мелких и средних производителей. Отдельный пункт - обвинение ритейлеров в сговоре. В центре этой «паутины», якобы, находилась компания «АСНильсен Украина», посредством которой сети обменивались информацией и, по мнению чиновников, могли договариваться о слаженных действиях, что, понятное дело, нарушает антимонопольное законодательство страны. Формально логика в выводах АМКУ есть. Согласно  части 2 статьи 52 закона «О защите экономической конкуренции», за совершение антиконкурентных согласованных действий  нарушителям грозит штраф в размере до 10% годовой выручки. Вопрос в том - действительно ли есть в действиях ритейлеров «состав преступления»?

Стоит отметить, что эпопея с расследованием этого дела тянется уже несколько лет. Проверкам дало старт еще прежнее руководство АМКУ. В 2013 г зампредседателя Антимонопольного комитета Рафаэль Кузьмин (двоюродный брат Рената Кузьмина, первого заместителя генпрокурора Виктора Пшонки) сообщил, что они усмотрели признаки картельного сговора в действиях 18 отечественных продуктовых сетей (АТБ, «Фуршет», «Ашан», «Фоззи-Фуд», «Эко», «Билла- Украина», «Метро Кеш энд Керри Украина» и др.) и компании «АС Нильсен Украина». Их согласованные действия, якобы, привели к подорожанию продуктов питания в 2010-2011 г. Тогда контролеры выписали ритейлерам штраф в 20 млрд. грн. - рекордная сумма за всю историю страны. Эксперты тут же заявили, что необходимость уплаты этой суммы приведет к банкротству компаний, на что Кузьмин парировал: «Несогласные могут подавать в суд. Но, как показывает практика, 90% решений принимается в пользу Комитета». Позже АМКУ все же решил смягчить свой приговор, заявив, что ритейл может отделаться символическим штрафом, если сети согласятся подписать с поставщиками так называемый этический кодекс, регулирующий их взаимоотношения.

Есть ли этика в этическом Кодексе?

Формально вернуться к вопросу о штрафе Антимонопольному комитету позволил тот факт, что вопрос с этическим кодексом пока так и не сдвинулся с мертвой точки. На сайте АМКУ был опубликован текст этого документа,  но вот ритейлеры не спешат ставить свои подписи под этим договором. И не случайно. По мнению партнера Адвокатского объединения Arzinger Ланы Синичкиной, в предложенном АМКУ проекте Кодекса содержится немало достаточножестких ограничений, которые, в случае их принятия, явно невыгодны бизнесу. Это, к примеру, и запрет проводить расчеты с компаниями - поставщиками через третьих лиц, и привязка сроков расчетов к товарным категориям и попытка переложить торговые  риски исключительно на сети. 

Лана Синичкина: Кодекс не должен быть документом, спущенным рынку АМКУ сверху.

«Проект кодекса, призванный урегулировать отношения ритейлеров и поставщиков, является важным инструментом для устранения текущих антиконкурентных практик, тем не менее, он не в полной мере отвечает европейскому регулированию и интересам бизнеса, его необходимо дорабатывать и согласовывать самими участниками рынка. Это не должен быть документ, спущенный АМКУ сверху», - резюмирует она. Генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко говорит, что ритейлеры в принципе не против договориться с поставщиками. Но, по его мнению, АМКУ изначально неправильно ставит вопрос: все те прегрешения, в которых чиновники обвиняют сети, по сути, являются нормами европейской торговой практики. В странах ЕС, как и в Украине, существует практика продажи полок, бонусов, платы за вход. «Это нормальная реакция рынка на дефицит торговых мест на фоне слишком широкого предложения продукции», - отмечает он.

Отечественные супермаркеты уже давно не зарабатывают на наценках. Ведь от 30% до 70% ассортимента подлежит государственному ценовому регулированию (наценка составляет не более 15%). А на остальных товарах продавцы стараются не накручивать лишнего, чтобы привлечь как можно больше покупателей. Игорь Кишко опровергает и обвинения АМКУ в том, что сети, якобы, заставляют поставщиков их кредитовать - деньги за товар возвращают с отсрочкой 90 дней. «На самом деле такие сроки есть, но далеко не у всех сетей. Средний срок оборота товара составляет 30 дней, а проплата поставщикам осуществляется через 35 дней», - говорит Кишко.

Известный российский антимонопольный экономист Вадим Новиков считает, что идея, будто бы отсрочка платежа и плата за полку приводят  к повышению цен, абсурдна. «Всё это попросту скидки с закупочной цены. С тем же успехом оптовую скидку можно назвать «платой за большую партию товара» и объявить ее врагом потребителя. Российский опыт подтвердил безосновательность этой идеи», - отмечает он.

Да и о каком монопольном сговоре может идти речь, если уровень концентрации рынка в руках сетевого ритейла в Украине - один из самых низких среди всех европейских стран. «У нас доля сетей составляет лишь 30%, тогда как, к примеру, в Польше - 60%, а в Германии - до 90%. Соответственно, доля мелких и средних предпринимателей в отечественной торговле - 70%, о какой их дискриминации крупным ритейлом может идти речь», - недоумевает Игорь Кишко.

По большому счету, контролерам следовало бы более тщательно проанализировать рыночную статистику. Ведь из всего розничного товарооборота (а это порядка 900 млрд. грн. в год) юридические лица обеспечивают 48% (443 млрд. грн.). А мелкие и средние торговцы, удерживая 70% рынка - только 52%. Разгадка этого математического ребуса проста - небольшие магазины активно уходят от налогов и предпочитают не светить свои реальные обороты, тогда как сети платят в бюджет по полной. И дополнить эти и без того немалые отчисления еще и штрафом от АМКУ они не  намерены. Ритейлеры заявляют, что не признают своей вины и намерены обжаловать решение Антимонопольного комитета в суде.

Вице-президент по стратегическому развитию Американской торговой палаты в Украине Тарас Качка уверен, что вся эта история не пойдет на пользу инвестиционному имиджу Украины. «Когда иностранные компании принимают решение об инвестировании в определенную страну, прозрачность деятельности государственных органов и понятные и предсказуемые правила ведения хозяйственной деятельности являются одним из определяющих факторов. Так, например, большой угрозой для привлечения инвестиций сегодня является непредсказуемость решений АМКУ - Антимонопольный комитет не публикует свои решения и часто в одинаковых обстоятельствах применяет различные санкции. Таким образом, понять принципы, которыми руководствуется Комитет в своей деятельности очень сложно. Эту проблему нужно решать немедленно путем утверждения четкой методологии определения санкций и обеспечения публикации всех решений Комитета», - подытожил дискуссию во время круглого стола "Рынок или сговор?", организованного порталом Контракты.ua и Адвокатским объединением Arzinger, Тарас Качка.

Автор: Татьяна Гавриш

Статьи по теме
АМКУ дозволив перехід ТРЦ Gulliver у Києві до нового власника: що відомо
АМКУ дозволив перехід ТРЦ Gulliver у Києві до нового власника: що відомо

Антимонопольний комітет дозволив "Ощадбанку" та "Укрексімбанку" встановити контроль над торгово-офісним комплексом Gulliver у центрі Києва.
29.11 — 322

Зростання цін на пальне продовжується. Чи втрутиться в ситуацію АМКУ
Зростання цін на пальне продовжується. Чи втрутиться в ситуацію АМКУ

Антимонопольний комітет України не бачить підстав розслідувати факти підвищення цін на пальне в України, яке відбулося у червні на фоні загострення конфлікту між Ізраїлем і Іраном.
09.07 — 417

Найбільші аптечні ритейлери підписали Декларацію про зниження цін на ліки
Найбільші аптечні ритейлери підписали Декларацію про зниження цін на ліки

Найбільші аптечні ритейлери підписали Декларацію про доступність лікарських засобів. Ця ініціатива спрямована на зниження вартості ліків на всіх етапах - від виробника до кінцевого споживача. Аптеки також закликають заводи-виробники та дистриб’юторів приєднатися до підписання документа та знизити ціни на свою продукцію.
12.02 — 425