Контракти.ua

17901  —  29.04.09
Химики пытаются выжить, лоббируя льготы аграриям
Химики пытаются выжить, лоббируя льготы аграриям

Единственный инструмент борьбы с кризисом для украинских химкомпаний — лоббирование своих интересов в органах власти. Химики также лоббируют льготы аграриям.

Константин ДРУЖЕРУЧЕНКО, КОНТРАКТЫ
 

Украинские производители аммиака и азотных удобрений вдвойне пострадали от кризиса. Во-первых, потому, что основной вид сырья для азотных химпредприятий — это природный газ, перерабатываемый ими в аммиак и удобрения. То есть химкомпании являются заложниками газовых договоренностей между Украиной и Россией, поэтому маневров для снижения издержек у них практически нет. Во-вторых, потому, что в II полугодии 2008-го мировые цены на удобрения резко снизились и уже к началу 2009-го многие химкомпании работали в убыток.

Перестали удобрять

В последние несколько лет химпредприятия приносили немалые доходы своим акционерам: к примеру, Одесский припортовый завод получил в 2008 году 797 млн грн чистой прибыли, Черкасский Азот — 694 млн грн. Крупным доходам химиков способствовали также высокие мировые цены на удобрения: ежегодно глобальное потребление зерновых увеличивается, поэтому удобрения дорожают. В I полугодии 2008-го цена на аммиак выросла с $400 до $900 за тонну. При этом стоимость 1 тыс. куб. м газа для украинских химиков составляла $200–230. Рентабельность производства некоторых химических продуктов в прошлом году зашкаливала за 100%.


С изменением мировой конъюнктуры прибыли украинских химических предприятий начали резко снижаться. С осени 2008-го мировые цены на удобрения обвалились более чем втрое. Падение цен связано с сокращением глобального спроса на удобрения. «Кредитное финансирование аграрных компаний сократилось вследствие мирового финансового кризиса. В результате сельхозпроизводители стали экономить на удобрениях», — говорит аналитик ИК Dragon Capital Тамара Левченко. По оценкам эксперта, при нынешней цене на газ (с 1 апреля $270 за 1 тыс. куб. м на границе Украины с Россией) себестоимость производства тонны аммиака составляет более $350, при этом стоимость сырья на мировом рынке равна $260 за тонну. Многие украинские химические предприятия вынуждены были приостановить продажи аммиака, переориентировавшись на торговлю карбамидом и аммиачной селитрой, хотя и в этом случае азотные предприятия работают на грани нулевой рентабельности. По оценкам Dragon Capital, себестоимость карбамида составляет $240–250 при мировой цене на сырье $255 за тонну.

Знаки химического отличия

«Увеличить доходы химкомпаний сейчас практически нереально. Сократить расходы тоже довольно сложно, поскольку мы не можем влиять на переговоры Украины с Россией относительно цены газа. Мы полностью зависим от мировой конъюнктуры и газовых договоренностей России и Украины», — говорит генеральный директор компании IBE Trade Corp. Алекс Ровт (владеет Северодонецким Азотом). Однако топ-менеджер лукавит: недавно азотчики договорились с Кабмином о возможности напрямую покупать газ у иностранных газодобывающих компаний. Теперь химпредприятия смогут получать сырье не только от Газпрома, но и других газовых структур стран СНГ (например, от компаний «Новатэк», ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ). Против соглашения химкомпаний и Кабмина выступила НАК «Нафтогаз України»: руководство газового монополиста считает такие «льготы» нарушением межправительственных соглашений Украины с Россией.


Не похимичишь — не продашь

На разрешении Кабмина закупать газ напрямую у иностранных поставщиков лоббистские достижения химиков не заканчиваются. В середине марта парламент принял закон о поддержке химической промышленности, которым освободил производителей азотных удобрений от уплаты 2-процентной надбавки к тарифу на газ, а также надбавки за хранение газа в хранилищах. По оценкам Тамары Левченко, отмена надбавки на газ позволит, например, компании «Стирол» сэкономить $16,5 млн в 2009 году.


Химики также лоббируют льготы аграриям: производители азотных удобрений пытаются провести через парламент закон о компенсации стоимости минудобрений для аграриев из госбюджета. Таким образом химкомпании стараются стимулировать внутренний спрос на свою продукцию. Кроме того, в ноябре прошлого года химические и металлургические предприятия договорились с Кабмином о моратории на повышение железнодорожных тарифов и тарифов на электроэнергию.

 

КЕЙС

Господин удобритель
Диверсификация бизнеса позволяет Стиролу держаться на плаву

Чума после пира

2008 год для Горловского химического предприятия «Стирол» был очень удачным: цены на азотные удобрения и аммиак выросли в несколько раз, что позволило компании значительно нарастить доход и прибыль по сравнению с 2007-м. По оценкам ИК Dragon Capital, в 2008 году Стирол получил $964 млн чистого дохода и $122 млн чистой прибыли (официальных данных компании за 2008 год пока нет). В позапрошлом году доход предприятия составил $780 млн, прибыль — $44 млн. Однако уже с начала 2009 года предприятие терпит убытки: продажи азотных удобрений резко снизились. По прогнозам аналитического центра «Держзовнишинформ», ситуация на химрынке может измениться только к концу года: спрос на аммиак и карбамид восстановится вслед за возобновлением банковского кредитования аграриев, которые для повышения урожайности начнут закупать удобрения в больших объемах.

В результате падения доходов Стирол начал сокращать производственные издержки. Предприятие более чем на 30% уменьшило заработную плату работникам, заморозило инвестиционные проекты, отказалось от услуг различных подрядчиков (по словам почетного председателя правления Стирола и депутата ВР Николая Янковского, до кризиса на предприятии трудились около 2,5 тыс. строителей).

Впрочем, сегодня Стирол находится в менее бедственном положении, чем другие химкомпании: кроме удобрений и аммиака, предприятие производит и перерабатывает полистирол (сырье для пластиковых изделий), управляет фармацевтическим заводом. В прошлом году на доходы от непрофильного производства приходилось около 30% суммарной выручки Стирола. В 2009-м завод, скорее всего, сократит объемы производства удобрений и увеличит полистирола и лекарств.

Активное лобби

Плюс Стирола в лоббистских усилиях его бессменного руководителя Николая Янковского. «Если бы мы не лоббировали свои интересы, то вообще не получили бы никаких льгот», — говорит депутат Партии регионов Николай Янковский. Весной 2009-го ему, как и другим, удалось договориться с Кабмином о предоставлении химкомпаниям возможности самостоятельно закупать газ за границей. Также Янковский — один из авторов законопроекта о поддержке химической отрасли, который в начале апреля был принят парламентом.

Серьезный риск для Стирола — приватизация Одесского припортового завода. Стирол отгружает аммиак исключительно через аммиакопровод Тольятти — Горловка — Одесса, тогда как другие химкомпании поставляют продукцию в украинские порты в основном с помощью железнодорожных перевозок. Очередностью отгрузки аммиака в порту Южный (Одесская обл.) управляет ОПЗ, новый собственник которого сможет фактически управлять Стиролом, чередуя очередность отгрузки продукции того или иного предприятия. Николай Янковский уже несколько лет выступает против приватизации Одесского припортового завода, однако в кризисном 2009-м его лоббистские возможности будут ограничены. Хотя против приватизации ОПЗ выступает президент страны Виктор Ющенко, завод могут все-таки продать с целью наполнения госбюджета.


Почему Стирол

1. Бизнес Стирола хорошо диверсифицирован по сравнению с конкурентами компании.

2. Экономия средств за счет транспортировки продукции через трубопровод Тольятти — Горловка — Одесса.

3. Активный лоббизм интересов предприятия опосредованным собственником Стирола Николаем Янковским.

 

Статьи по теме
Для удару по нафтових доходах Кремля настав ідеальний момент, - Bloomberg
Для удару по нафтових доходах Кремля настав ідеальний момент, - Bloomberg

Падіння цін на нафту і період надлишкової пропозиції, що насувається, можуть створити ідеальну можливість для посилення санкцій щодо російських поставок до такого ступеня, що вони фактично почнуть бити по кишені Кремля.
вчера, 13:27 — 2562

Проблеми на ринку праці в Україні: жінки почнуть опановувати чоловічі професії – проєкт уряду
Проблеми на ринку праці в Україні: жінки почнуть опановувати чоловічі професії – проєкт уряду

Серед професій — слюсар, водій трамвая або автобуса, тракторист, токар, машиніст тощо.
17.11 — 845

Україна може відкрити львівський аеропорт вже 2025 року — брокер
Україна може відкрити львівський аеропорт вже 2025 року — брокер

Україна під час війни може знову відкрити перший цивільний аеропорт у Львові, щоб відновити авіасполучення, яке було призупинено по всій країні після вторгнення Росії 2022 року.
17.11 — 314