Недавно премьер Арсений Яценюк заявил, что правительство намерено вести расследования относительно тех чиновников, которые умышленно подали недостоверную информацию в декларациях о состоянии, доходах и имуществе. В то же время Кабмин не спешит с принятием решений по созданию Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, которое, собственно, и должно проверять декларации. Деятельность агентства регламентируется законом «О предотвращении коррупции» (от 14.10.2014 №1700-VII). Он принят еще в октябре 2014-го, а введен в действие 26 апреля нынешнего года. Кабмин пока даже не создал конкурсную комиссию по отбору членов Нацагентства.
В Уголовном кодексе достаточно статей, предусматривающих ответственность за коррупцию. Хватает и правоохранительных органов с полномочиями по расследованию соответствующих преступлений. Нет органа, который бы мониторил работу многотысячной армии чиновников. И это не функция Национального антикоррупционного бюро, штат которого ограничивается 700-стами сотрудниками, на которых государством возлагаются несколько другие задачи.
Чем будет заниматься Нацагентство
В перечень задач Нацагентства, входит разработка антикоррупционной стратегии, координация и реализация соответствующей госпрограммы, разработка проектов профильных нормативно-правовых актов и пр. Но есть и более конкретные функции: контроль и проверка деклараций о доходах чиновников, ведение реестра деклараций, мониторинг образа жизни чиновников, ведение госреестра коррупционеров, сотрудничество с лицами, которые сообщают о коррупционерах и пр.
Также агентство имеет полномочия вносить руководителям предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания относительно устранения нарушений антикоррупционного законодательства, проведения служебного расследования или привлечения виновного к ответственности. Если выявлены признаки коррупционного админправонарушения, сотрудники Нацагентства имеют право составить протокол и направить его в суд. Если же есть признаки преступления, информация передается в правоохранительные органы для привлечения к уголовной ответственности.
«Создание Нацагентства как отдельного органа с координирующими и мониторинговыми функциями в области предотвращения коррупции, не являющегося при этом правоохранительным органом, безусловно, позитивный шаг. Это одна из рекомендаций GRECO (Группа Стран против Коррупции), куда входят все члены Совета Европы и США», - комментирует партнер ЮФ «Кушнир, Якимяк и партнеры» Юрий Кушнир.
Кто ревизоры
Нацагентство будет состоять из пяти членов, а также аппарата, который обеспечивает деятельность нового органа. Положение об аппарате и его структуру утверждает само агентство, хотя максимальную численность сотрудников аппарата определит Кабмин. По решению правительства могут создаваться территориальные органы агентства.
Члены нового госоргана назначаются КМУ на четыре года по результатам открытого конкурса. Они не могут быть назначены два раза подряд. Членом агентства может стать лицо не моложе 35 лет с любым (не обязательно профильным) высшим образованием. В законе описан порядок формирования конкурсной комиссии. В нее входят по одному представителю, назначенному ВР (по представлению антикоррупционного комитета), президентом, Кабмином. А также глава Нацгосслужбы и четыре кандидата, предложенные общественными организациями, имеющими опыт работы в сфере предотвращения коррупции. Глава агентства выбирается его членами сроком на два года.
Законом предусмотрен уровень зарплаты членов агентства и служащих аппарата. Оплата их труда будет состоять из должностного оклада, надбавки за выслугу, доплаты за ранг, премий и других надбавок, согласно закону о госслужбе. При этом оклад члена агентства составляет 19,5 минимальных зарплат (23751 грн), а его главы повышается на коэффициент 1,3 (30876 грн). Должностной оклад служащих аппарата устанавливается на уровне соответствующих категорий должностей секретариата КМУ.
Как будут проверять декларации
Одна из основных функций Нацагенства - проверка деклараций чиновников. Теперь декларации будут подаваться путем заполнения специальной формы на сайте агентства. При этом обеспечивается открытый доступ к Единому госреестру деклараций. Григорий Трипульский, управляющий партнёр юридическо-консалтинговой компании «Де-юре» считает открытый доступ оправданным. «Если человеку (чиновнику) нечего скрывать, то не вижу поводов не публиковать такую информацию. И если сосед-госслужащий живет в трехэтажном доме и ездит на дорогих машинах, а в декларации «гол как сокол», то не исключено, что кто-то из «доброжелателей» сообщит о таком факте», - говорит он.
Все декларации проверяются на предмет своевременной подачи, относительно правильности и полноты заполнения, а также будет проводиться логический и арифметический контроль. Но в определенных случаях предусмотрена полная проверка деклараций. Тогда будут проверять достоверность задекларированных ведомостей, точность оценки активов, наличие конфликта интересов и признаков незаконного обогащения. Такой проверке подлежат декларации госслужащих, занимающих ответственное и особо ответственное положение (кто это – определено в законе), лиц, которые занимают должности с высоким риском коррупционных рисков (перечень таких должностей определяется Нацагентством). Однако если в результате логической и арифметическое проверки декларации чиновника будут выявлены несоответствия, его тоже должны прошерстить по полной.
Конец роскошной жизни
Но даже если чиновника минует участь полной проверки декларации формально, расслабляться не стоит. Закон предусматривает так называемый мониторинг способа жизни. И он проводится на основании информации, полученной от физ- и юрлиц, СМИ, из других открытых источников, о том, что чиновник живет не по средствам. Как это будет работать на практике пока неясно. Порядок осуществления мониторинга должно утвердить само Нацагентство. По результатам мониторинга могут назначить полную проверку декларации со всеми последствиями, а также инициировать уголовное дело.
Поводом для проведения мониторинга образа жизни может стать даже анонимное заявление. «Без «доброжелателей», к сожалению, действительно трудно обойтись, - говорит Григорий Трипульский. - Но существуют и другие способы. Например, проанализировав туристические поездки, скажем, судьи, сопоставив их с размером его зарплаты можно легко сделать выводы об уровне его реальных доходов. И сделать это сейчас можно, просто просмотрев ленту его детей в соцсетях». Юрий Кушнир считает, что риски злоупотреблений минимизируются при профессиональной работе Нацагентства. «При надлежащей работе Нацагентства такие риски не будут существенны. Субъекты декларирования, занимая определенные должности, добровольно соглашаются на повышенный интерес к их способу жизни. С другой стороны, обнародование недостоверных фактов по-прежнему может пресекаться путем защиты чести и достоинства в суде», - говорит юрист.
Автор: Вилен Веремко
На фото: Бывший и.о. начальника ГАИ Александр Ершов даже не подозревал, что информация обо всех его машних и домах абсолютно доступна на страницах его дочерей в соцсетях