12 мая 2015 года Верховная Рада Украины поддержала законодательную инициативу Президента и приняла Закон Украины «О правовом режиме военного положения», тем самым отменив действующий на протяжении последних 15 лет одноименный закон. Не вызывает сомнений тот факт, что острая военно-политическая ситуация в стране требует актуализации правовых норм, которые регулируют деятельность органов власти в условиях военных действий в зоне проведения АТО. Однако, анализ правовой нормы юристами ЮК Prove Group, демонстрирует, что некоторые положения принятого Закона направлены не столько на разрешение вооруженного конфликта, сколько на создание и укрепление военно-бюрократического аппарата управления государством.
Так, статьей 10 указанного Закона предусмотрено, что в период военного положения полномочия Президента Украины не могут быть прекращены. Также указанный Закон определяет, что полномочия Президента в этот период не могут быть ограничены. Благодаря этому Гарант Конституции получает реальные рычаги удержания власти в случае угрозы смещения его с поста Главы государства.
«В случае введения военного положения полномочия по управлению в регионах будут сосредоточены в руках военного командования (Генштаба и подразделений Вооруженных сил Украины) и военно-гражданских администраций. А учитывая, что Президент Украины является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Украины, а военно-гражданские администрации в соответствии с Законом Украины «О военно-гражданских администрациях» создаются решением Президента в случае необходимости, то, фактически, может произойти передел власти в государстве в сторону Президента», - прокомментировал управляющий партнер ЮК Prove Group Владислав Кочкаров.
Не самые радужные перспективы ожидают и бизнес. В условиях военного положения военное командование и военные администрации получат право значительно ограничивать права граждан и регулировать деятельность предприятий. «Так, согласно указанному Закону, органы военного управления могут использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий для нужд обороны, принудительно отчуждать имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности. В таких условиях крайне трудно будет вести речь о неприкосновенности собственности, поскольку любой захват предприятия можно будет оправдать оборонными нуждами», - добавил юрист.
Также стоит обратить внимание на ряд изменений, которые ожидают граждан в случае оглашения режима военного положения, так как их права и свободы будут существенно ограничиваться. В частности, может быть ограничена свобода передвижения граждан, введен осмотр вещей, документов, жилья и других помещений, введена трудовая повинность для трудоспособных граждан. Кроме того, военное командование и военные администрации могут вводить комендантский час, а также задерживать, и принудительно переселять граждан другой воюющей стороны, находящихся на территории Украины. В дополнение к этому, органы военного управления смогут устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность, которая представляет собой обязанность граждан по поселению в своем жилье военных.
«Хотя формально Законом предусмотрено, что военное положение вводится на определенный срок, нечеткость указанной нормы может послужить основанием для того, чтобы установить такой режим, например, до окончания АТО или разрешения вооруженного конфликта. На данный момент в Украине прослеживается создание необходимых правовых предпосылок для военизации всех государственных органов и учреждений», - отметил в завершение юрист.