«Попрут или не попрут?» – амое популярное пасхальное гадание в Украине. Хорошего от России никто не ждет, вопрос только, в какой форме и когда ждать очередное плохое. Свечи у патриарха Кирилла во время праздничного богослужения гаснут; на лоснящийся путинский лоб падает тень от креста; пылает Хакасия; на парад Победы отказался приехать президент Буркина-Фасо – знаки, знаки.
С другой стороны, это ожидание стало с некоторых пор рутиной. Той свежести чувств, что была прошлой весной, когда мозг пытался справиться с самой мыслью о войне с Россией, нынче нет. Сейчас это уже чистая прагматика: если, то.
Строго говоря, оснований для неприятных ожиданий только два: предыдущий опыт и куча техники, натащенной на оккупированные территории за время условного перемирия. Ну, и дата: вдруг взбредет в голову к 9 мая подарить подданным очередную историческую победу. Но, во-первых, украинская армия не намерена никому дарить победы. И, кажется, особого желания подставляться под новый круг санкций у Путина уже нет. Даже преданные министры обещают минимум два года падения экономики. Два – это до 2017-го, а 2018-й – год президентских выборов. А если врут? Внешние эксперты кивают головой: врут.
А если выпендреж на грани фола и за его гранью таки приведет к новому санкционному удару и падению еще более глубокому и длительному? Никто ведь понятия не имеет, как поведут себя россияне, несколько лет подряд вынужденные затягивать пояса – их долгие годы приучали к иному. Чуров, конечно, посчитает как надо, но речь ведь уже не о том пойдет, чтобы удержаться у власти, а что с ней делать, чтобы тебе за это ничего не сделали.
Владимир Путин убедил уже всех, что врет как дышит, но все же можно попытаться в жестах, интонациях уловить его настроения и намерения во время предстоящей 16 апреля большой пресс-конференции – очередного многочасового шоу, демонстрирующего народу интеллектуальную форму вождя.
Интересно, что антизападная и, в первую очередь, антиамериканская истерика в России совпала с активной миротворческой деятельностью Обамы. Такое впечатление, что тот решил, на контрасте со своим воинственным предшественником, успеть до конца срока замириться с историческими противниками Соединенных Штатов. Первая с 1956 года встреча лидеров Кубы и США, с обещаниями дальнейшей нормализации отношений. Объявление о готовности заключить договор с Ираном по поводу ядерных перспектив последнего – тут Белый дом действует в связке с другими партнерами, но очевидно, что его роль, верного союзника Израиля, очень значительна. Президент Обама умудрился даже спокойно встретиться с Николасом Мадурой, президентом Венесуэлы, – человеком фанатичным ничуть не менее аятоллы.
На этом фоне Кремль, умудрившийся превратить в злейшего врага самого близкого соседа и предельно насторожить прочих, выглядит образцом неадекватности. Ведь символично, что Запад, готовый мириться хоть с чертом, не видит больше собеседника в Путине. И увидел бы, быть может, но никаких же признаков выздоровления пока нет, ловля чертей в разгаре. Пока не спадет температура – какой разговор?
Между тем, есть одна бесспорно хорошая новость: кто-то умудрился еще до премьерного показа спереть четыре серии пятого сезона «Игры престолов» и слить их в сеть. Фильм идет на рекорд: четыре года подряд пиратские закачки сериала оставляют далеко позади интерес к другим картинам. Теперь вот стащили буквально на лету, уже и перевести успели. Любопытство – самый безобидный грех человека.
Наблюдая за сражениями на экране, невозможно будет не ставить себя на место людей, которым пришлось столкнуться с одичалыми. Потому что нам пришлось. И, кажется, мы не подкачали. «Сердце обманывает, а разум порой играет с нами злые шутки, но глаза – глаза видят истину». А глаза говорят: зима позади.
За это стоит выпить.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец