Контракти.ua

44089  —  20.04.09
Почему стабильный курс гривни усугубит кризис в Украине
Почему стабильный курс гривни усугубит кризис в Украине

Масштабные финансовые вливания в экономику — главный метод преодоления кризиса во многих развитых, а также в некоторых развивающихся странах. Хотя по мнению Нацбанка, денежная эмиссия приведет не к увеличению производства, а к новому скачку курса доллара. В то же время, сокращение денежной массы чревато дальнейшим углублением банковского кризиса, поскольку НБУ и правительство будут оказывать помощь не всем финучреждениям.

 
 
Константин КРАВЧУК, Коллаж Сергея ГЕТУНА, КОНТРАКТЫ
 По всей видимости, глава Национального банка Владимир Стельмах любит красивые сочетания цифр. В течение трех лет официальный курс гривни был зафиксирован на уровне 5,05 UAH/USD, а с конца минувшего года — на отметке 7,70 UAH/USD. Впрочем, упорное стремление НБУ сохранить курс неизменным продиктовано более серьезными мотивами: регулятор считает валютную и ценовую стабильность главным условием восстановления экономики. Эта точка зрения — предмет спора среди политиков и чиновников. Оппоненты Нацбанка считают, что удержание цен и курса любой ценой чревато углублением кризиса, а для его преодоления необходимо залить экономику деньгами, как это делают другие страны. Пока верх в споре одерживает НБУ. Но в течение года государственная политика может измениться, если экономический кризис и политическое противостояние в Украине будут углубляться.

Просто деньги нужны

Масштабные финансовые вливания в экономику — главный метод преодоления кризиса во многих развитых, а также в некоторых развивающихся странах. На эти цели выделяются рекордные суммы: на апрельском саммите лидеров стран Большой двадцатки было объявлено, что в течение следующих полутора лет на поддержку мировой экономики планируется направить $5 трлн (около 8% мирового ВВП в 2008 году). Государственная помощь должна привести к росту спроса и инвестиций, которые значительно уменьшились в результате начавшегося полтора года назад финансового кризиса.

Сторонники подобных идей есть и в Украине. План увеличения государственного финансирования за счет денежной эмиссии лег в основу принятого по инициативе правительства госбюджета на 2009 год. Несмотря на ожидаемое сокращение сбора налогов в связи с кризисом, правительство заложило в финансовый план страны увеличение расходов на 10,7% (по сравнению с фактическими расходами в 2008 году) — до 267,3 млрд грн. Согласно документу, поддержка реального сектора должна осуществляться из стабилизационного фонда, который будет располагать 20 млрд грн. Кроме того, госбюджет содержит программу рекапитализации банков стоимостью 44,9 млрд грн. В целом дефицит государственного бюджета, который может быть покрыт с помощью эмиссионных денег, запланирован на уровне около 7% ВВП. Цель — компенсировать сокращение инвестиций и потребительского спроса, которое стало результатом бегства капитала из Украины, банковского кризиса и уменьшения реальных доходов населения.

На низких оборотах Денежная масса в 2008–2009 годах

Некоторые политики считают, что размер государственной поддержки банков и реального сектора должен быть намного большим. По мнению депутата Верховной Рады от БЮТ Юрия Полунеева, который возглавляет Временную следственную комиссию парламента по проверке деятельности НБУ, стоимость программы государственного стимулирования экономики нужно увеличить до 100–140 млрд грн (10–14% ВВП), допустив «контролируемую инфляцию». Реализовать эту программу можно за счет госзаймов. Но если получить их не удастся, стимулирование должно осуществляться в основном за счет печатного станка. По мнению депутата, это увеличит инфляцию, но она будет меньшим злом по сравнению с дальнейшим спадом экономики. По словам Юрия Полунеева, ограничение государственной помощи приведет к тому, что «производство в стране сократится в несколько раз», а «предприятия остановятся, и на улице окажутся миллионы людей». При этом, чтобы избежать гиперинфляции, необходимо усилить государственный контроль — жестко следить за использованием помощи, ужесточить правила валютных операций.

Бастион административной стабильности

Впрочем, пока правительству не удалось осуществить даже ту программу финансовой помощи, которая предусмотрена в бюджете. Идеи денежного стимулирования экономики поддерживают не все соратники премьера. «Я уже пережил накачивание экономики эмиссионными деньгами в 1993–1994 годах, когда инфляция за двенадцать месяцев превышала 10 000%», — говорит Сергей Терехин, депутат парламента от БЮТ, который в начале 1990-х годов занимал пост замминистра экономики. Но главное сопротивление планам «контролируемой инфляции» оказывает Нацбанк, в распоряжении которого находится печатный станок. По мнению руководства НБУ, преодоление кризиса с помощью значительных денежных вливаний подходит развитым странам, но Украине принесет только усугубление кризиса. Основная проблема крупнейших экономик мира — дефляция, устойчивое снижение цен, которая приводит к постепенному сокращению спроса: покупатели заинтересованы в том, чтобы отложить покупку дешевеющих товаров. В Украине дефляции нет, наоборот, есть высокая инфляция: в январе–марте она составила 5,9%, а по итогам года, как прогнозирует Всемирный банк, достигнет 16,4%.

По мнению представителей Национального банка, денежные вливания приведут не к увеличению производства, а к новому скачку курса доллара. В условиях инфляции, нестабильности банковской системы и высоких политических рисков компании и частные лица будут «конвертировать» полученную госпомощь, что сразу же увеличит давление на валютный курс — так было в октябре–декабре минувшего года, когда НБУ пытался помочь банкам. «В нашей стране инвестиционный процесс тормозится прежде всего значительной инфляцией, а также из-за неблагоприятного бизнес-климата», — говорится в комментарии регулятора. Даже если государственная поддержка вызовет увеличение потребительского спроса, это будет, скорее всего, спрос не на отечественные, а на импортные товары, поскольку внутреннее производство недостаточно развито. Кроме того, многим отраслям промышленности, в частности металлургии и машиностроению, государственное финансирование просто не поможет — их трудности связаны со значительным спадом спроса на внешних рынках.


Еще один противник программы масштабной госпомощи — Международный валютный фонд. В феврале МВФ приостановил предоставление Украине займа (в этом году Украина должна была получить четыре транша кредита на общую сумму $9,8 млрд) из-за значительного дефицита государственного бюджета. Фонд также был недоволен положениями закона о госбюджете на 2009 год, которые обязывали НБУ беспрекословно финансировать правительственные расходы, — регулятор должен был в течение трех дней выкупать все предложенные ему гособлигации.

По всей видимости, Нацбанку и МВФ удалось убедить Кабмин отказаться от планов масштабной госпомощи за счет эмиссионных денег — по крайней мере, пока. 17 марта 2009-го статьи, не устраивавшие МВФ, были исключены из госбюджета. Программа рекапитализации банков, на которую запланировано выделить 44,9 млрд грн, к 7 апреля так и не была начата. Пока государственные расходы финансируются в ограниченном объеме: к примеру, в январе–феврале расходы общего фонда госбюджета составили, по данным Счетной палаты, всего 23,6 млрд грн — это на 6,3% меньше, чем за аналогичный период минувшего года.


Национальный банк пошел на некоторые уступки правительству: регулятор покрывает часть дефицита бюджета, а также помогает НАК «Нафтогаз України» рассчитываться за российский газ с помощью эмиссионных денег. В частности, с 5 января по 6 апреля НБУ выкупил гособлигации на сумму 9,8 млрд грн. Однако помощь правительству регулятор совмещает с активными действиями, направленными на сокращение денежной массы, то есть Нацбанк отдает деньги правительству, одновременно изымая их в еще большем объеме у компаний и банков. Основные способы изъятия гривен из обращения: продажа валюты на межбанковском рынке (вырученная гривня остается на счетах в НБУ), ограниченное рефинансирование банков и мобилизация свободных средств финучреждений. В результате денежно-кредитная политика, которую проводит Нацбанк, оказалась даже более жесткой, чем требует МВФ. Согласно обязательствам Украины перед Фондом, в январе–марте регулятор мог увеличить денежную базу на 2,9% — с 186,7 млрд грн до 192 млрд грн. Но к 1 апрелю она, наоборот, сократилась на 6,4% — до 174,8 млрд грн. Такие действия в сочетании с усилением административного регулирования на валютном рынке дали свои плоды. Курс гривни уже третий месяц сохраняется на уровне около 8,2–8,3 UAH/USD, а инфляция начала снижаться (2,9% — в январе, 1,5% — в феврале и 1,4% — в марте).

Затишье перед бурей

Жесткая политика Национального банка пока кажется успешной. Вслед за стабилизацией валютного курса уменьшился отток средств из финучреждений, а деловая активность возросла. Банки, которые в последние месяцы зарабатывали прежде всего на валютных спекуляциях, вновь начинают кредитовать компании. Если в январе объем банковских займов, выданных юридическим лицам, сократился на 1,4%, то в феврале он увеличился на 0,1%, а в марте — на 0,7%.

Однако насколько устойчивой окажется стабилизация, пока не ясно. Сокращение денежной массы чревато дальнейшим углублением банковского кризиса, поскольку Нацбанк и правительство будут оказывать помощь далеко не всем финучреждениям. Оборотные капиталы компаний постепенно сокращаются, а кредиты выдают неохотно. «Финансирование получить можно, но лишь в некоторых банках. Кроме того, в нынешних финансово-экономических условиях банки согласны открыть кредитную линию только в случае, если заемщик участвует в проекте собственными средствами с долей от 50%», — рассказывает Дмитрий Радионов, директор компании «ВиДи Финанс Менеджмент Групп». Заемные средства дороги. «Ставка по кредитам — от 20% до 30%. Сейчас компании, как правило, берут кредиты на небольшие сроки — от одного месяца до года», — рассказывает Александр Охрименко, советник главы Укргазбанка.

Цены смотрят свысока Инфляция в Украине, %
(к аналогичному месяцу предыдущего года)


Поэтому жесткая денежно-кредитная политика в итоге может привести к новому витку экономического кризиса — дальнейшему спаду производства, закрытию некоторых компаний и всплеску безработицы. Насколько серьезными будут последствия пока оценить нельзя. Это зависит от запаса прочности, которыми располагают компании. В некоторых секторах экономики есть финансовые резервы. «Большинство аграрных компаний обладают достаточными собственными средствами, чтобы провести посевную, несмотря на то что объемы кредитования низки. Хотя денег на нужное количество удобрений, гербицидов, у них нет», — утверждает директор консалтинговой компании «ААА» Сергей Наливка.

«Руководители страны должны проплыть узкий пролив между Сциллой спада (экономики. — Прим. Контрактов) и Харибдой инфляции — вне всякого сомнения, это нелегкое задание», — полагают исследователи Гильермо Кальво и Эрнесто Тальви.

Не исключено, что в случае углубления экономического спада правительство все же убедит НБУ отказаться от политики сдерживания инфляции и курса любой ценой. Накануне президентских выборов руководство Нацбанка может оказаться более сговорчивым.

Статьи по теме
Для удару по нафтових доходах Кремля настав ідеальний момент, - Bloomberg
Для удару по нафтових доходах Кремля настав ідеальний момент, - Bloomberg

Падіння цін на нафту і період надлишкової пропозиції, що насувається, можуть створити ідеальну можливість для посилення санкцій щодо російських поставок до такого ступеня, що вони фактично почнуть бити по кишені Кремля.
вчера, 13:27 — 2562

Проблеми на ринку праці в Україні: жінки почнуть опановувати чоловічі професії – проєкт уряду
Проблеми на ринку праці в Україні: жінки почнуть опановувати чоловічі професії – проєкт уряду

Серед професій — слюсар, водій трамвая або автобуса, тракторист, токар, машиніст тощо.
17.11 — 845

Україна може відкрити львівський аеропорт вже 2025 року — брокер
Україна може відкрити львівський аеропорт вже 2025 року — брокер

Україна під час війни може знову відкрити перший цивільний аеропорт у Львові, щоб відновити авіасполучення, яке було призупинено по всій країні після вторгнення Росії 2022 року.
17.11 — 314