Культ отважных исследователей морей-океанов – водных, воздушных, космических – был в СССР прочным и мощно работал на прославление строя. Недаром же Путин, возрождая советские архетипы, то летает, то под воду лезет – в батискафе или так, в гидрокостюме, за амфорами. Но вот попали в беду российские исследователи океанских глубин – и, в отличие от папанинцев, никто особенно их судьбой не обеспокоен, новостные сводки не открываются сообщениями о критической ситуации на борту исследовательского судна «Академик Николай Страхов».
Из громких советских историй-легенд экспедиция полярников-папанинцев была одной из самых успешных. Вся страна следила за забросом, дрейфом, а потом эвакуацией научно-исследовательской станции «Северный полюс» - сюжеты были действительно драматические, а порой трагические: 13 человек из дирижабля, вылетевшего к расколовшейся льдине, погибли. Имена исследователей и полярных летчиков были известны всей стране, мальчишки мечтали пойти по стопам своих кумиров. И страшный 1937 год выходил для приникшего к радиоприемникам народа героическим и внушающим гордость за страну.
Культ отважных исследователей морей-океанов – водных, воздушных, космических – был в СССР прочным и мощно работал на прославление строя. Недаром же Путин, возрождая советские архетипы, то летает, то под воду лезет – в батискафе или так, в гидрокостюме, за амфорами.
Но вот попали в беду российские исследователи океанских глубин – и, в отличие от папанинцев, никто особенно их судьбой не обеспокоен, новостные сводки не открываются сообщениями о критической ситуации на борту исследовательского судна «Академик Николай Страхов». А если и появляются публикации, речь в них не столько о диких условиях, в которых оказались люди, и причинах этого, сколько об угрозе утраты уникального судна.
Все началось в октябре 2013 года, когда в порт Коломбо на Шри-Ланке прибуксировали российское судно со сломанным гребным валом. Денег на ремонт не было, а после года стоянки не стало и средств на оплату портового сбора. Великая Россия весь 2014 год занималась вставанием с колен, не до того было. В 2015 году «Академик Николай Страхов» задолжал около 200 тысяч долларов – примерно во столько Генпрокуратуре России обошелся бронированный внедорожник Toyota Land Cruiser 200 для Натальи Поклонской, прокурора оккупированного Крыма.
Между тем, добрые цейлонцы в какой-то момент перестали верить, что им вернут долги, и 6 февраля уже нынешнего года, каких-то полтора года после прибытия в порт, вырубили электроснабжение российского судна: свое горючее тут давно закончилось. На пару часов в день включали, чтобы экипаж - 14 человек, включая двух женщин – мог какие-то бытовые проблемы порешать, а с 11 марта портовая администрация перестала делать и это. Чтобы задолжавшие россияне не сбежали, у них отобрали пропуска, позволявшие выходить за пределы порта.
Поскольку нет энергоснабжения, не работают помпы, нельзя помыться, не работают туалеты, отключены кондиционеры и холодильники. Добавьте к солнцу и жаре плюс сорок эффекты от раскаленной палубы и буйство мошкары – проветривать приходится, держа двери и иллюминаторы нараспашку. Люди питаются почти исключительно бананами: ничего другого в порту не купить, на борту не сохранить и не приготовить. В отличие от папанинцев, восемьдесят лет назад сознательно пошедших на сложные условия работы, «страховцы» на такой эксперимент над собой не подписывались.
Сейчас вроде бы российские власти засуетились, дело взял под контроль вице-премьер Аркадий Дворкович. Но, как выяснилось, Владимир Путин еще в 2012 году поручал правительству разобраться с финансовым обеспечением исследовательского флота России – видимо, по итогам похожего многолетнего ареста в индийском порту Мумбай исследовательского судна «Академик Борис Петров». Вы будете смеяться, но в начале 2014 года в президентской администрации получили отчет, что его решение не выполняется. Сейчас же весна 2015-го. Кажется, Владимир Путин в очередной раз переоценил выполняемость собственных указаний.
Никакого злорадства по поводу судьбы людей, оказавшихся заложниками государства, у меня нет. А важна эта история для нас, чтобы понять, как у них там все работает. Да хреново, в общем. А это уже радует по-настоящему.
Выпьем за здоровье экипажа «Николая Страхова», чтоб им не болеть. Комары, бананы, Путин… Бррр.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец