Дело не в Чечетове. Дело в Фонде госимущества. Если два его председателя эпохи перераспределения наиболее важных ресурсов отправляются на тот свет за считанные месяцы, то это и означает что наша экономика – тоже не на этом свете. По большому счету, наша экономика тоже выбросилась из окна, когда удрал Янукович, а Россия начала с нами воевать. Только экономику, в отличие от человека, еще можно откачать даже после такого прыжка.
Можно, конечно же, делать вид, что особого значения для будущего страны все это апеллирование к Фонду госимущества не имеет, что главное – это изменить нынешние правила игры, заставить “олигархов” стать просто крупными предпринимателями – и дело с концом. Но это – иллюзия. Украденное – не заработает. А то, что укравшие до сих пор относятся к своей собственности как к украденной, как раз и доказывает судьба погибших руководителей Фонда госимущества. И можно сколь угодно долго говорить себе, что погибли они вовсе не из-за этой своей работы, что Семенюк-Самсоненко была в депрессии, а Чечетов боялся ответственности за “законы диктатуры”. Себе вообще можно доказать все, что угодно, когда не хочешь ничего существенно менять.
Да, приватизация – тонкая штука и отбирать частную собственность – последнее дело. Хотя, с другой стороны, “Криворожсталь” ведь отобрали – и никто не умер, напротив, Пинчук с Ахметовым очень неплохо себя чувствуют даже на фоне нынешнего кризиса. Но можно не пересматривать итоги, а поинтересоваться процедурой приобретения. Заставить доплатить в бюджет за купленное за бесценок. Пересмотреть приватизационные обязательства – чтобы заставить инвесторов заняться модернизированием предприятий, из которых выкачали все, что могли и отвечать за социальные проблемы работников.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Конечно, собственники бывают разные – есть среди наших бизнесменов и те, кто все эти годы модернизировал и даже социальными проблемами интересовался. Но, наверное, никто не будет отрицать, что они были в меньшинстве? А почему? А потому, что большая часть собственников наших предприятий – никакие не бизнесмены. А вся постсоветская приватизация – что у нас, что в России – гигантский фарс, рассчитанный не на честную конкуренцию, а на облапошивание далекого от понимания законов экономики населения и заодно на потакание его патерналистским инстинктам. И этот сон разума родил самых настоящих чудовищ в виде агрессивного Российского государства и руин государства Украинского.
Россию мы, конечно, изменить не можем. Но нам самим пора выбираться из-под руин.