В кризисном 2009-м уровень IT-пиратства может вырасти до 84%. Производители и дилеры легального импортного ПО уже пугают американскими санкциями. В условиях кризисного снижения спроса легальному бизнесу еще сложнее конкурировать с пиратами.
В феврале 2009-го МВД отчиталось о новом-старом успехе: милиция перекрыла очередной канал поставки в Украину контрафактных компакт-дисков, в том числе с записью программного обеспечения. Значительная партия пиратских программ Adobe — пакеты Creative Suite, продукты Photoshop и Illustrator — перевозилась из России в Украину по железной дороге. Продавать нелегальную продукцию планировали через интернет. По словам главы представительства Adobe Systems в Украине Даниила Ключникова, лицензионная стоимость изъятых программных продуктов составила бы около 5,5 млн грн. По факту нарушения авторских прав возбуждено уголовное дело по статье 176 Уголовного кодекса.
Несколькими месяцами ранее — в конце 2008 года — нелегальные копии программ компаний Microsoft, Adobe и других правообладателей были обнаружены в компьютерах, продававшихся в магазинах популярной сети бытовой техники. В отношении продавца магазина возбуждено уголовное дело.
Рентабельность — сотни процентов
Из-за девальвации гривни и падения покупательной способности в стране растет спрос на дешевое пиратское ПО. Сегодня в Украине можно приобрести практически любую коммерческую программу без лицензии, и обойдется она в 10–30 раз дешевле легальной.
К примеру, самый дешевый акционный пакет легального Microsoft Office Home and Student 2007 стоит 399 грн(стандартная стоимость — примерно вдвое выше). На киевском рынке «Петровка» диск с любым нелицензионным ПО, включая Office, можно купить за 30–50 грн.
Иногда стоимость пиратского ПО может не отличаться от цен на легальный продукт — часто под видом лицензии в интернете продают качественно упакованный фальсификат. В этом случае бизнес по продаже пиратских программ становится суперприбыльным — рентабельность изготовления и продажи контрафакта может составлять и тысячи процентов.
Дилеры лицензионных продуктов, опасаясь потери доли рынка, вновь заговорили о сверхлиберальном украинском законодательстве, слабости судов и угрозе возврата к временам антипиратских санкций против Украины. В условиях кризисного снижения спроса легальному бизнесу еще сложнее конкурировать с пиратами.
Закон отстал
Уровень компьютерного пиратства в стране сокращается крайне медленно, в 2006–2008 годах — лишь на один процентный пункт в год. «По последним данным исследовательской компании IDC, уровень использования нелицензионного программного обеспечения в Украине достигает 83%. Для сравнения: в странах Центральной и Восточной Европы этот показатель в среднем составляет 68%», — говорит руководитель департамента по защите прав интеллектуальной собственности компании «Майкрософт Украина» Никола Мирчич.
Отечественное законодательство, действительно, не настолько жестко, чтобы при рентабельности, превышающей 100%, вынудить нелегалов сворачивать свою деятельность. К примеру, для возбуждения уголовного дела сотрудникам МВД необходимо доказать нанесение ущерба в размере 6050 грн. Административные штрафы за нарушение авторских прав не превышают 3,4 тыс. грн. Чтобы компенсировать потерю такой суммы, достаточно продать около сотни контрафактных дисков.
«Преследование нарушителей авторских прав в Украине не отработано, — констатирует юридический представитель BSA в Украине Владислав Шаповал. — Законодательная база в сфере интеллектуальной собственности является далеко не идеальной, особенно в части процессуальных норм. Многие современные формы пиратства — в частности, в электронных сетях — вообще невозможно преследовать из-за того, что устаревшие нормативные акты просто не предусматривают такого вида нарушений».
По словам представителя BSA, сложно привлечь к ответственности даже розничную сеть, которая продает ПК с установленным нелегальным ПО. Обычно всю вину берет на себя работник магазина, утверждая, что установка нелегальных программ — исключительно его инициатива. «Доказать, что нелегальная установка происходит с ведома руководства, — очень сложно», — констатирует Владислав Шаповал.
Список-301
С 2001 года Украина значилась в списке-301 в качестве страны с наиболее неблагоприятной ситуацией на рынке интеллектуальной собственности (Priority Foreign Country по терминологии раздела 182 Торгового акта от 1974 года), как результат — ограничение украинского импорта в Северную Америку. Ущерб, нанесенный отечественным импортерам (в основном металлургам), лишь за один год действия санкций оценивается в $75 млн. Только в 2006-м, когда в результате ряда законодательных изменений наша страна перекочевала в категорию «приоритетного наблюдения» (Priority Watch List), санкции были сняты. А в 2008-м Украину перевели в Watch List — список ранее неблагополучных стран, показавших серьезный прогресс в борьбе с пиратством. Продавцы лицензионных продуктов нагнетают ситуацию, прогнозируя возврат Украины в список- 301 (статья Торгового акта США с перечнем стран, где, по мнению американцев, недостаточно защищают права на интеллектуальную собственность) в случае процветания пиратства.
Пока подобные опасения звучат как элемент антикризисного лоббизма и борьбы за рынок со стороны продавцов легального ПО. Во-первых, в списке-301 достаточно государств с уровнем пиратства выше, чем в Украине. Но ни к Пакистану (уровень пиратства — 84%), ни к Венесуэле (87%), ни к Индонезии с Вьетнамом (84% и 85% соответственно) Торговая палата США санкций не применяет. Ну, а во-вторых, американцам сейчас не до украинских пиратов — больше всего денег производители ПО теряют в Китае, России и на собственном рынке (см. «Факты»).
Выгодная борьба
И все же самым эффективным шагом в борьбе с нелегалами могло бы стать снижение стоимости лицензионной продукции. Финансовый запас прочности любого крупного производителя программ вполне позволяет продавать ПО в отдельных регионах в несколько раз дешевле, чем на мировом рынке. Даже с учетом дисконтных программ для рынков развивающихся стран маржа EBITDA софтверной корпорации Microsoft превышает 40%. Такими показателями не могут похвастаться даже операторы мобильной связи, чей бизнес традиционно считается одним из самых прибыльных в мире. Но снижать цены не так выгодно, как бороться с пиратством. По данным операторов, объем украинского рынка легального ПО в 2007-м достиг около $150 млн (в 2008-м, по предварительным подсчетам, — $180– 190 млн). При уровне пиратства в 83% (данные IDC за 2007 год) потенциальный рынок всего ПО в Украине составляет $0,9–1 млрд. Так что снижение уровня пиратства даже менее чем на 1% приносит крупным разработчикам ПО $20–50 млн в год — куда больше, чем можно заработать, продавая программы с дисконтом и наращивая оборот. К примеру, в случае с Microsoft сокращение уровня пиратства на 1%, по оценкам экспертов, в 2006–2007 гг. означало увеличение оборота корпорации в Украине на $6–7 млн в год.
ЭКСПЕРТиза
Никола МИРЧИЧ,
руководитель департамента по
защите прав интеллектуальной собственности компании «Майкрософт Украина»
В последние годы уровень компьютерного
пиратства в Украине сокращался максимум на 1п.п. в год. Что мешало более
активному снижению доли нелегального ПО?
— Дело в том, что в 2006– 2008 годах заметно выросли объемы продаж программного обеспечения малому бизнесу и конечным пользователям. А это сегменты, уровень пиратства в которых традиционно самый высокий. Например, крупные торговые компании в среднем используют 53% нелицензионных программ, а среди малых предприятий этой же сферы на нелегальный софт приходится уже 83%. Одновременно сокращалась доля закупок ПО более зрелого в отношении пиратства крупного бизнеса. Поэтому уровень пиратства оставался стабильным.
Еще одна причина — рост числа абонентов широкополосного доступа к интернету. Источники нелицензионной продукции ушли с улиц в сеть, получить пиратский софт стало гораздо проще (как правило, взломанные программы находятся на сотнях сайтов за пределами Украины. — Прим. ред.).
Как повлияет на уровень пиратства нынешний кризис?
— В 2009 году потребители будут экономить, в том числе и на IT. А это будет способствовать распространению нелицензионного ПО. Но рост уровня пиратства среди конечных потребителей и в сегменте малого бизнеса, скорее всего, будет компенсирован закупками крупных предприятий. Большие компании не станут существенно уменьшать IT-бюджеты.
В каких сферах бизнеса чаще используется нелегальное ПО в Украине?
— Если говорить об операционной системе Microsoft Windows и пакета офисных программ Microsoft Office, то самый высокий уровень пиратства зафиксирован нами в сфере торговли — в среднем 70%.
Предприятия транспорта, связи и коммунальной сферы используют нелицензионные программы в 64% случаев, промышленные компании — в 60%. Кроме того, достаточно много пиратского ПО в госсекторе — 57%.
Олег ДОРОФЕЕВ,
юрист компании Noerr
Stiefenhofer Lutz
Высокий уровень распространения пиратского ПО
в Украине — следствие несовершенного законодательства в сфере интеллектуальной
собственности?
— Отчасти. Например, административные штрафы за нарушение авторских прав (от 170 до 3400 грн, согласно статьям 51–2 и 164–9 КоАП) не так уж и велики для пиратов. Более того, конфискация контрафакта — как санкция за административное правонарушение — не предусматривает обязательного уничтожения такой продукции. В итоге конфискованный контрафактный товар зачастую снова возвращается на рынок.
Но ведь по статье 229 Уголовного кодекса за распространение контрафакта можно попасть за решетку на два года? Суды избегают назначать столь суровое наказание?
— Все не так просто. Для возбуждения уголовного дела необходимо доказать нанесение ущерба в размере как минимум 6050 грн, а это не всегда удается сделать. На практике суды часто освобождают обвиняемых в нарушении авторских прав даже от административной ответственности — в связи с малозначительностью противоправного деяния. Причем «малозначительность» определяется судьей по своему усмотрению в каждом конкретном случае. Нередко судьи считают малозначительным нарушением продажу нескольких сотен пиратских дисков. В итоге виновные лица избегают ответственности и даже получают контрафактный товар обратно.
Мягкость и необязательность наказания — основные причины высокого спроса на пиратскую продукцию в Украине?
— Думаю, что нет. Основная причина — менталитет потребителей, которые просто не привыкли приобретать легальное программное обеспечение. Кроме того, качество контрафакта нередко сопоставимо с качеством легального ПО, но, покупая пиратские программы, можно существенно сэкономить.
Для того чтобы отказаться от
покупки контрафактной продукции, человек должен осознавать, почему он это
делает. Например, в Германии все понимают: так поступать нельзя, потому что, с
одной стороны, есть жесткий контроль, с другой — поддержка нелегального бизнеса
наносит ущерб обществу и государству.