Уже почти 40 банков попали в категорию неплатежеспособных. В стране сотни тысяч вкладчиков, которые не могут получить свои деньги, и валютных заемщиков, которые не могут возвращать кредиты по взлетевшему курсу. Коллапс в банковской системе вполне вероятен. Но проблему можно довольно безболезненно решить, даже без государтвенного финансирования. Достаточно доброй воли НБУ и некоторых законодательных изменений. Правда, околобанковскому лобби такое простое решение вряд ли понравится, считает Тарас Козак, министр финансов в проекте “Первое Профессиональное Правительство Реформ”.
Вопрос жизнеспособности украинской банковской системы стал ключевым в современных экономических условиях. Потому что у нас проблемы с организмом, в котором ни кровь (деньги), ни кровеносная сосудистая система (банки) не способны должным образом выполнять свои функции.
Причин такого положения вещей много, и анализировать их нужно. Но пока важнее не дать полностью "упасть" банковской системе. С началу 2015 года НБУ отнес в категорию неплатежеспособных 4 банка, в 2014 году - 33 банка, и поэтому доверие к системе исчезает. Коллапс банковской системы как вариант развития событий весьма вероятен, особенно после прекращения "рисования" Нацбанком нерыночного официального курса с 5 февраля.
Есть две основные группы пострадавших клиентов банков - (1) вкладчики, которые не могут забрать деньги (население и компании) и (2) валютные заемщики, не могут отдавать кредиты из-за роста курса инвалюты (в частности, граждане, бравшие ипотечные кредиты, объем которых на начало 2015 составлял примерно 3,5 млрд долл.). Обе группы апеллируют к власти, общественности и СМИ.
Активистами создан ряд общественных движений и организаций, вроде "Кредитного" и "Депозитного" майданов. Некоторые из них проводят громкие митинги с требованиями к Нацбанку - о том, чтобы ввести / вывести временную администрацию или же перечислить кредиты по курсу, отличному от текущего.
Простые решения невозможны - нет источников покрытия убытков вкладчиков (более гарантированных 200 тыс. грн.) банков при банкротстве этих банков. Также для самих банков нет источников покрытия убытков, которые появятся, если заемщики будут платить по кредитам по более низкому курсу доллара.
Мое предложение заключается в том, чтобы не искать эти источники, а вообще обойтись без них путем введения простого и прозрачного взаимозачета между вкладчиками и заемщиками в одном банке. То есть, вкладчики получат свои средства с определенным дисконтом, и с таким же дисконтом заемщики вернут кредиты в банк. При этом размер дисконта определяется на прозрачных рыночных принципах. А именно, путем автоматизированного диалога двух сторон - вкладчиков и заемщиков.
Безусловно, какие-то диалоги между сторонами уже идут. И в них почти всегда участвуют банковские клерки. Но доверия к таким переговоров у клиентов банков нет, потому что заемщики считают, что "банк и так уже много заработал, и нечего ему платить по рыночному курсу". А вкладчики требуют вернуть всю сумму депозита. Потому что это их деньги, и "банк должен ...".
В условиях полного взаимного недоверия зарабатывают разные "решалы", которые (на удивление!) знают домашние адреса и телефоны клиентов банков и пытаются сводить вкладчиков и заемщиков. Они неплохо зарабатывают на таких сделках. Например, вкладчик готов забрать свой депозит с потерей половины или двух третей (а в "мертвых" банках и 95%) первоначальной суммы, но немедленно, живыми деньгами. А заемщику дельцы предлагают погасить кредит в том же банке на такую же сумму с дисконтом 20-30%. Сводят вкладчика и заемщика, банк проводит зачет, и посредники забирают маржу около 25% от суммы кредита. Неплохой околобанковский бизнес!
Мы предлагаем следующий механизм:
1. Вводится новый тип ценных бумаг - депозитные ноты. Это бездокументарная эмиссионная ценная бумага - дисконтная облигация. Эмитентом может быть только банковское учреждение. Номинал небольшой, например, 1000 гривен.
2. Эмиссия инициируется либо а) руководством банка или б) временной администрацией, или в) ликвидатором. Регистрация проспекта эмиссии по упрощенному порядку (варианты регистратора - биржа (оптимально) или НБУ).
3. По заявлению клиента-вкладчика банк обязан обменять депозит или остаток на гривневом или валютном счете на депозитные ноты (валютные активы - по курсу НБУ) и перевести их в депозитарное учреждение на счет вкладчика.
4. Банк обязан принимать эмитированные им депозитные ноты от любого заемщика этого банка в счет погашения кредита (валютные кредиты - по курсу НБУ).
5. Если банк выдавал реальные кредиты, то заемщики (особенно те, которые имеют обременения на свои активы) заинтересованы купить депозитные ноты своего кредитора, чтобы погасить кредит с дисконтом.
6. На фондовой бирже депозитные ноты попадают в список ценных бумаг для торговли.
7. Доступ к биржевым торгам будет иметь каждый желающий через своего брокера, что позволит снизить брокерские комиссии за услугу до десятых долей процента.
8. В крупных банках десятки тысяч вкладчиков и тысячи заемщиков. Единственная рыночная цена в таких случаях может определяться только на бирже.
9. Прозрачный рынок установит справедливый дисконт для вкладчиков.
10. Дисконтом воспользуются заемщики, а не "дельцы" - аферисты.
Еще немало особенностей предложенного механизма должно обсуждаться специалистами. За последние недели идея была представлена на двух десятках встреч и одобрительно воспринята специалистами. Благодарны всем за конструктивные замечания и предложения, которые найдут свое воплощение в дальнейшей работе.
Внедрение предложенного механизма также может помочь решить еще и следующие проблемы:
Для воплощения механизма нужна "мелочь" - согласие руководства НБУ, а также изменения в некоторые законы Украины.
Есть у этого предложения и очень сильный соперник - околобанковское лобби, которое зарабатывает на кризисе и проблемах граждан огромные суммы и вряд ли захочет избавиться от этого источника доходов.
Автор: Тарас Козак, президент инвестицийнной группы “УНИВЕР”, координатор Гражданской платформы “Нова Країна”, министр финансов в проекте “Первое Профессиональное Правительство Реформ”/ VoxUkraine