Почти все украинские компании начали экономию с ухудшения условий труда персонала. Однако представители некоторых компаний считают, что экономия на обеспечении рабочего места незначительна и может с лихвой компенсироваться негативной реакцией сотрудников, что в результате приведет к падению производительности труда.
Так или иначе, почти все украинские компании начали экономию с ухудшения условий труда персонала. Например, в медицинской клинике «Борис» не сокращали штат сотрудников и даже не урезали им зарплату, но решили экономить на всем, что не касается медицинской составляющей бизнеса. В частности, на 20% снизили расходы на канцтовары и бумагу, ужесточили контроль над расходом топлива для автомобилей и сократили количество служебного немедицинского автотранспорта. А в компании «Альтера Групп» расходы на покупку ежемесячно выделяемых каждому сотруднику канцелярских принадлежностей (ежедневников, ручек и пр.) сократили на 40–80%.
Однако представители некоторых компаний считают, что экономия на обеспечении рабочего места незначительна и может с лихвой компенсироваться негативной реакцией сотрудников, что в результате приведет к падению производительности труда. Александр Кардаков, основатель Инкома, считает, что не имеет смысла сокращать затраты, доля которых в общем бюджете не превышает 1–2%.
Дарья Киселева, директор департамента управления персоналом корпорации S.I. Group, обращает внимание на то, что нужно разделять такие понятия, как «условия труда» и «соцпакет». «В нашей компании условия труда — это те блага, которые необходимы для выполнения служебных обязанностей: оплата жилья, если сотрудник командирован на работу в другой регион, служебный автомобиль, — объясняет Дарья Киселева. — А вот оплата детского сада ребенку сотрудника — это уже составляющая соцпакета. Условия труда, то есть необходимый для работы минимум, — неприкосновенен, а соцпакет может пересматриваться».
Удешевить рабочее место можно и путем внедрения современных технологий. Например, Инком благодаря Системе объединенных коммуникаций на базе Microsoft Office Communications Server–2007 рассчитывает за три года сократить транспортные и командировочные затраты на 13% и за это время окупить проект более чем в пять раз. А компания «Лакталис Украина» благодаря Системе объединенных коммуникаций сократила расходы на услуги мобильной и фиксированной связи на 45%.
Также IT-компании предлагают продукты, позволяющие без ущерба для рабочего процесса перевести часть сотрудников в режим дистанционной работы. Нужно вложить средства, чтобы их внедрить, но зато экономия на аренде и обслуживании офиса, а также на связи (в том числе — мобильной) с лихвой покроет расходы.
На расстоянии
Компания со штатом в 15 человек занимает офис площадью 75 кв. м. Платит $2250 в месяц за аренду и $200 — за коммунальные услуги и уборку. Если она переведет в режим удаленной работы 5 своих сотрудников, сможет сократить офисную площадь на 25 кв. м, сэкономив только на аренде $750 в месяц, или $9 тыс. в год. Программно-аппаратное решение Cisco по обеспечению удаленной работы персонала обойдется в $3100. Таким образом, проект окупится менее чем за 4 месяца.