3 февраля Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О временных военно-гражданских администрациях», которым предусматривается, что в Украине могут создаваться временные государственные органы – военно-гражданские администрации (далее - ВГА), которые будут действовать в составе Антитеррористического центра при СБУ.
Причину принятия такого решения проанализировали юристы ЮК ProveGroup. В большинстве населенных пунктов, находящихся на территории проведения АТО, или в «прифронтовой» зоне не действуют местные власти, так как депутаты либо самоустранились, либо уехали. Как результат, ни один из вопросов, которые разрешаются местными властями, невозможно решить. Соответственно, восстановление жизнедеятельности региона заблокировано, а все что делается – по сути, вне закона, поскольку не имеет правовых оснований.
Предполагается, что именно в таких случаях, Президент будет создавать ВГА, которые должны заменить собой органы местного самоуправления, а в отдельных случаях и органы исполнительной власти (администрации).
«Положительной составляющей этого закона является то, что будут определены лица, которые возьмут на себя ответственность за организацию порядка в городах. Однако принятый нормативно-правовой акт имеет и неоднозначные моменты», - комментирует управляющий партнер ЮК Prove GroupВладислав Кочкаров.
Так, ВГА, кроме полномочий органов местного самоуправления, также получают полномочия характерные для военного или чрезвычайного положения, а именно, они смогут:
- устанавливать комендантский час;
- ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах и участках местности;
- организовывать проверку документов и осмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов;
- организовывать контроль за работой предприятий телекоммуникации, использовать местные радиостанции, телевизионные центры и издательства, для проведения разъяснительной работы среди населения и др.
«С одной стороны, это оправдано, в условиях ведения военных действий, с другой - создается ситуация, когда формально военного положения нет, но вводятся его отдельные элементы, при этом, такое решение принимается уже самолично Президентом, без утверждения его в Парламенте. Руководить новым органом также будет человек, назначенный Президентом. При чем, если в обычных местных администрациях Президент назначает глав по предложению КМУ, то в данном случае, таких требований нет», - отмечает юрист.
Кроме того, законом четко не предусмотрено, когда и в каких именно случаях будут создаваться такие администрации, что может повлечь злоупотребления со стороны государства, когда в одних населенных пунктах ВГА создается чуть ли не на пустом месте, а в других – этот процесс затягивают.
Размыто и положение о том, сколько будет длиться такая ситуация. Закон предусматривает, что ВГА будут действовать до первого заседания новоизбранных местных советов. Но кто и когда проведет соответствующие выборы – большой вопрос.
«Конечно, чтобы избежать злоупотреблений, во время голосования проекта уточнили, что этот закон принят сроком на один год, но его действие может быть продлено по указу Президента, утвержденному Парламентом. Что будет через год и как будет складываться ситуация не понятно, ведь улучшения за такой период могут и не наступить, и действие закона будет продлено. Таким образом, ВГА, состоящие в основном из военных и сотрудников СБУ, могут достаточно долго управлять целым рядом населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, а это двоякая ситуация, когда искажается вертикаль исполнительной власти», - в завершение добавил Владислав Кочкаров.