В декабре компания «Сименс Украина» открыла новый региональный офис во Львове. Поскольку одним из основных направлений работы львовской команды будет разработка программного обеспечения для медицинской техники Siemens, на открытие приехал руководитель подразделения по медицинской электронике и визуализации Райнер Юнг. «Контракты» побеседовали с ним о тенденциях развития медицины и особенностях бизнеса медицинского диагностического оборудования, задачах львовских программистов и конкурентоспособности украинских кадров.
Техника и технологии сегодня развиваются семимильными шагами. В том числе, и в медицинской сфере – решения для медицины становятся все более «умными». Это достижение ваших коллег – они ведь разрабатывают «серое вещество» для медицинского оборудования?
Райнер Юнг: За последние несколько лет техника и технологии осуществили беспрецедентный рывок. Безусловно, доктора хотят идти в ногу со временем. Этим мы и занимаемся – разрабатываем ультрасовременные решения для медицинского оборудования. Мы работаем, в том числе, и над созданием новых технологий, основанных на взаимодействии человека и аппаратуры – так называемых человеко-машинных интерфейсов. Это тренд, пришедший к нам из потребительской сферы, и диктуемый спросом на смартфоны и планшетные компьютеры.
Это то, чем занимается, в частности, и львовское подразделение. Они создают программное обеспечение для наших систем нового поколения – управляемых не традиционно, а с помощью сенсорных панелей.
И да, пожалуй, в какой-то мере мы действительно создаем мозг для техники.
Поскольку речь зашла о львовском офисе, вопрос об их деятельности. Какие рынки они будут обслуживать?
Райнер Юнг: В 2005 году мы начали с разработки программного обеспечения и вскоре добавили к нему создание программируемых логических интегральных схем (FPGA). Сегодня программное обеспечение – наш приоритет. При этом в наших планах также и сфера производства оборудования.
Как таковой географической привязки к рынкам у львовской команды нет – они работают для Siemens на глобальном уровне. Когда мы разрабатываем наши медицинские системы, мы создаем их для всех рынков – это более 170 стран мира.
Концерн Siemens известен своей динамичностью и готовностью меняться в соответствии с требованиями времени – даже когда это требует отказа от определенных направлений бизнеса и запуска новых – более перспективных. Какова в этом контексте позиция медицинского направления? Оно сегодня перспективно, как говорят, «в тренде»?
Райнер Юнг: Подразделение «Здравоохранение» Siemens сегодня является технологическим лидером во многих направлениях медицинской визуализации, например, в магнитно-резонансной диагностике, компьютерной томографии, ангиографии.
В наших ближайших планах выведение медицинского подразделения в отдельную структурную единицу – независимое юридическое лицо. Большая предпринимательская свобода позволит оперативно адаптироваться к меняющемуся спросу на глобальном уровне.
Исторически деятельность компании Siemens сфокусирована на электрическом оборудовании, электрогенерации и энергетике, автоматизации и мобильности. Можно сказать, что компания очень электронно-ориентирована.
Это отражается и на нашем медицинском подразделении – бизнес-фокус все больше смещается с производства аппаратуры и устройств на разработку приложений. Сегодня мы все больше говорим не о машинах и оборудовании, но о программных решениях для различных сфер медицины – кардиологии, онкологии и т.д. При этом акцент мы делаем на профилактику, раннюю диагностику и терапию. Все это требует несколько иных подходов к управлению – медицинское подразделение отличается от других структурных единиц концерна, а значит, создание на его базе отдельного юридического лица имеет смысл. При этом мы все равно Siemens. Скорее, это просто шаг, направленный на оптимизацию и упрощение производственных процессов.
Как бы вы оценили соотношение машины/приложения в деятельности медицинского подразделения? Программное обеспечение или все-таки медицинское машиностроение? Как «мозг» и «тело» взаимодействуют между собой?
Райнер Юнг: Сегодня более 50% нашей деятельности сосредоточено на разработке и производстве программного обеспечения. Понимаете, в производстве оборудования большинство процессов сегодня стандартизировано. Да, вам нужна специальная электроника для оборудования. Но если взять наше направление медицинской визуализации, то, например, для рентгенографии требуется именно сложное программное обеспечение – для того, чтобы максимально точно и комплексно проанализировать полученное прибором двухмерное или трехмерное изображение. За таким анализом стоит колоссальная работа именно разработчиков соответствующих программ. Возвращаясь к нашей команде: они часто берут за основу стандартное оборудование, при этом создавая для него очень сложный и «умный» софт. Это позволяет существенно улучшить нашу технику, расширить список задач, которые она может выполнять. И это делается практически полностью с помощью «начинки», которую создают наши IT-специалисты – фактически, мы улучшаем и расширяем сферу возможностей медицинской техники с помощью все более и более сложного софта. Возьмем, к примеру, смартфон. В его основе лежит в принципе достаточно простое электронное устройство. Что делает его «смарт-», а не просто телефоном? Умное программное обеспечение. И это не только то, что вы видите – не только интерфейс, но и «начинка», которая всем этим управляет. Сегодня сфера программного обеспечения требует большего участия, если можно так сказать, по сравнению с созданием собственно оборудования, приборов и устройств.
А в чем здесь заложена прибыль? На чем зарабатывают деньги в таком высокотехнологичном бизнесе?
Райнер Юнг: Прибыль генерирует ваше отличие от конкурентов. Это может быть конкурентоспособная цена. Или вы можете предлагать решение, подобного которому нет на рынке. Либо же это ваше решение более эффективное по ряду параметров (или хотя бы одному, но ключевому). Ценность для клиента часто определяется соотношением цена – качество. И тут мы снова возвращаемся к программному обеспечению – оно не менее важно в этом контексте, чем производство аппаратуры. В диагностическом бизнесе конкурентное преимущество – максимально ранняя диагностика. Мы создаем программы, которые отслеживают определенные показатели – комплексная оценка большого количества маркеров заболеваний делает такие решения востребованными. И в данном случае отвечает за это софт.
Да, сегодня мы наблюдаем смену приоритетов – с машинного производства на программные разработки. Но без собственно техники мы все же существовать не можем. Нюанс в том, что техника стала основой, в то время как дальнейшее улучшение и усложнение выполняемых ею задач перешло в сферу программных решений. Это особенно актуально для медицинской сферы. Например, томограф – вращающееся магнитное поле, которое регистрируется сканером и позволяет построить образ сканируемой области тела. Сам аппарат крайне важен – это сложное оборудование, совершающее три оборота в секунду. При этом программа должна отслеживать работу этого сложного устройства – и это тоже очень важно. Соответственно, и прибыль наша – это все более «продвинутые» программы. Вы создаете качественный программный продукт, продаете его по адекватной цене – и это путь к довольному клиенту. Довольный клиент вернется к вам снова.
Каковы сегодня глобальные тенденции развития здравоохранения? Учитываете ли вы их при стратегическом планировании бизнеса?
Райнер Юнг: Тут стоит выделить два направления. Во-первых, общество стареет – соответственно, растет потребность в медицинских услугах. Во-вторых, средства на медицину остаются ограниченными. Наш рынок в глобальном масштабе – население планеты, которое нуждается в медицинском обслуживании. С другой стороны, этот рынок нуждается в доступном здравоохранении. Здесь мы имеем дело с двумя трендами. Первый – это потребность в, условно говоря, дешевом оборудовании, которое способно сделать медицину доступной для как можно большего количества людей в мире – не только в городах, но и в сельской местности. Раньше диагностическая медицинская техника была слишком дорогой для, например, провинциальных диагностических центров. Но сегодня мы разрабатываем и производим доступные системы диагностики. Техника становится все более «умной» – это путь, в том числе, и к удешевлению стоимости медицинского оборудования.
Второй очень важный тренд – это перемены в сути диагностики. В прошлом мы начинали волноваться о здоровье только тогда, когда уже были больны. Сегодня же мы можем не только диагностировать многие заболевания на очень ранних стадиях, но и с большой долей вероятности прогнозировать, какие заболевания могут возникнуть в будущем. Мы называем это in vitro диагностикой и молекулярной диагностикой. Мы работаем в двух сферах: в in vitro диагностике мы используем визуализацию – рентгенографию и магнитно-резонансной томографию для того, чтобы идентифицировать болезнь. С другой стороны, сегодня также исследуют тело изнутри – мы можем заглянуть в гены и понять, чем человек может заболеть, когда он фактически пока совершенно здоров. In vitro и молекулярная диагностика – это два совершенно разных подхода и разные технологические решения: по сути, один из них – это уже лечение, в то время как другой – еще профилактика.
Суммируя, первый тренд – это сделать медицину доступной, второй – определить потенциальные риски для здоровья как можно раньше. В какой-то мере они связаны, поскольку ранняя диагностика существенно удешевляет лечение. Siemens много инвестирует в превентивную медицину и диагностические решения на базе молекулярной биологии. Предупредить всегда легче, чем лечить.
Райнер Юнг: Siemens много инвестирует в превентивную медицину и диагностические решения на базе молекулярной биологии.
Кто является основными клиентами вашего департамента: государства, частные клиники, диагностические центры?
Райнер Юнг: Тенденция очень зависима от страны. В США, например, медицинские заведения преимущественно финансируются из частных источников. В Европе сейчас также происходит смена в пользу частного владения и инвестирования. В то же время здесь, в Европе, около 60% все-таки финансируются из госбюджета. Но это соотношение меняется – доля частного инвестирования стремительно растет. Не только в США и Европе, но даже в Китае.
Как вы находите клиентов – они ищут вас или вы их?
Райнер Юнг: Тут тоже происходит по-разному. Конечно, мы ищем клиентов – нам важно присутствие Siemens в мире. Мы поддерживаем контакты со всеми учреждениями, которые нуждаются в производимом нами оборудовании. В то же время растущее количество частных учреждений приводит к созданию центров по закупке медицинского оборудования, которые покупают, скажем, не один аппарат, а десятки – для разных клиник. И тут другая история. Мы поддерживаем с ними связи, но, как правило, они сами ищут поставщиков оборудования под разные инвестиции – как крупные, так и небольшие. И тут работает система тендеров.
Как вы оценивание удовлетворенность ваших клиентов? Существует ли между вами и ими обратная связь?
Райнер Юнг: Siemens – компания и бренд с многолетней историей. Наша успешность – это, в том числе, и доверие и удовлетворенность клиентов. Это значит, что для компании важно не только продать, но и проследить дальнейшую историю нашего оборудования. У нас тысячи единиц установленной техники по всему миру, и для того, чтобы поддерживать эту базу, нам нужен безупречный клиент-сервис. Нам важен инфраструктурный аспект не только внутри Siemens, но и на стороне клиента – это позволяет быть уверенными, что наши системы правильно функционируют и эффективно используются – 365 дней в году, 7 дней в неделю, 24 часа в сутки и по всему миру. Кроме функциональных параметров нашей техники, важной составляющей успеха является чувство удовлетворенности клиента. Мы поставляем сложное оборудование и электронику, которые служат десятилетиями, – тут важен исключительный сервис.
В контексте деятельности концерна во всем мире ваш департамент интересен и с географической точки зрения. У вас офисы в Германии (что очевидно), а также в США, Китае и Украине. Что обуславливает решение для открытия представительства в определенной стране?
Райнер Юнг: Конечно, мы представлены в Германии – это родина Siemens. Что касается остальных локаций, то наша стратегия заключается в том, чтобы открывать представительство там, где расположено производство. В Штатах, например, у нас есть направление in vitro диагностики – анализы крови и т.д. Соответственно, там работает представительство. С другой стороны, Китай и Индия являются очень крупными и перспективными рынками – нам необходимо физическое присутствие там. Это нелогично и невыгодно – производить оборудование в Германии или США, а затем транспортировать его на другой конец мира, поэтому мы решили запустить производство в Китае. Наше присутствие там достаточно сильное. Да, мы Siemens, но там нас воспринимают как местную компанию. И это очень помогает. Мы говорили о том, кто наши клиенты. Так вот в этой связи на решения по государственным тендерам также влияет расположение компании. Размещая производство на определенном рынке, мы обеспечиваем рабочие места, платим налоги – на государственном уровне это ценится. В то же время, в Китае мы разрабатываем и производим системы для глобального рынка.
С украинским представительством другая история, особенно в контексте моего направления бизнеса. 10 лет назад я столкнулся с большими трудностями по поиску квалифицированных кадров для программных разработок в медицинской визуализации. Не так много людей в Германии идут в университеты изучать IT и программирование, поэтому мы не могли найти там нужное нам количество высококвалифицированных специалистов и стали искать их за пределами страны. Восточная Европа оказалась в этом отношении более «плодородной». Мы приняли решение открыть представительство в Украине, поскольку это большая страна, с развитыми городами и отличной университетской базой. Фактически, нас привел сюда доступ к исключительным человеческим ресурсам. Как оказалось, специалисты в нашей сфере – это серьезная проблема, далеко не в каждой стране их можно найти в нужном количестве. Здесь же, в Украине, отличные – талантливые, высокообразованные и работоспособные специалисты, которые сегодня разрабатывают наши системы. Местные таланты – это особая ценность для стратегических задач нашего подразделения.
Как вы подбираете сотрудников? Как можно попасть, например, в украинскую группу?
Райнер Юнг: Мы тесно сотрудничаем с украинскими вузами – это наша долгоиграющая кампания, своего рода кузница кадров для «Сименс Украина», которая до определенного времени была особенно сильна в Донецке. Со своей стороны, мы не только берем, но и даем – всячески поддерживая университеты. Мы создаем лаборатории, помогаем в техническом и технологическом обеспечении учебного процесса. Ну а в ответ стараемся получить в свой штат лучшие молодые умы. При этом мы, как правило, «ведем» их на протяжении учебы в вузе: они могут проходить у нас практику или работать неполный день. Таким образом, у них устанавливается связь с компанией, а мы со своей стороны также присматриваемся к потенциальным сотрудникам. Подбирая себе специалистов, мы не просто публикуем вакансии и ждем кандидатов. Мы стараемся быть частью их учебного процесса, в какой-то мере куратором – это работа на перспективу, которая является ключом к долгосрочному и плодотворному сотрудничеству в будущем.
Как вы оцениваете уровень украинских специалистов – конкурентоспособны ли они на международном уровне?
Райнер Юнг: Безусловно! Наша местная команда – это специалисты высочайшего уровня, которые востребованы на любом рынке мира. Не буду сравнивать с Германией или Китаем, просто скажу, что я очень горжусь нашей украинской командой – это профессионалы международного уровня. Кроме того, мы достаточно близки друг другу по мировосприятию, культурологически и в аспекте рабочих взаимоотношений. С китайскими специалистами, например, в этом плане значительно сложнее. Есть и еще один аспект: Германия, например, очень дорогая для жизни страна, поэтому украинское представительство выгодно для нас еще и с точки зрения оптимизации расходов. И вопрос не только в дешевизне: разница в стоимости жизни позволяет нам более эффективно использовать бюджеты, получать больше отдачи от расходуемых тут средств. Например, мы можем больше инвестировать в развитие.
Так что мы рады быть тут – по целому ряду причин.
Ваша история визитов в Украину весьма внушительна – она начинается с 2005 года. За это время очень многое изменилось – как политически и экономически, так в плане ведения бизнеса. Каково ваше впечатление от всего происходящего? Каким вам видится будущее?
Райнер Юнг: Я уверен, что у вас все получится. Наша вера в вас подтверждается тем фактом, что мы остаемся в Украине. Меняем места расположения представительств, оптимизируем производственные процессы, но остаемся. Наш опыт работы тут, прекрасные люди – это то, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Да, позитивные перемены не произойдут в один день – это долгий и сложный путь. Мы в Германии знаем, что такое перемены и как это непросто, – наша дорога перемен заняла больше 20 лет. Конечно, и у нас люди были от этого не в восторге – они хотели быстрых перемен, ощутимого улучшения качества жизни прямо сейчас. Но так не бывает. Нужно терпение, дисциплина и готовность много работать – тогда все получится. Важно не просто быть умными, важно стремление достичь чего-то большего. Я верю, что вы сможете достойно пройти этот путь. Я верю в вашу страну и искренне желаю вам успеха!