Народные депутаты по-прежнему предпочитают бороться с низконалоговыми юридикциями, вместо того, чтобы изменить налоговую нагрузку внутри страны на бизнес. Ведь, пересмотрев условия сотрудничества, например, с Кипром, проблему низких бюджетных поступлений не удастся, - найдется новая финансовая гавань.
Небольшое островное государство, коим является Кипр, давно получило статус финансового центра, который сочетает в себе комфортные условия для ведения бизнеса с одной стороны и в то же время соответствует стандартам и требованиям ОЭСР с точки зрения налогообложения с другой. Причем, в мире Кипр отнюдь не воспринимается как классическая низконалоговая юрисдикция с соответствующей репутацией, а наоборот имеет статус престижной и понятной зоны для ведения бизнеса, входит в «белый список» ОЭСР. Тем не менее, в Украине периодически предпринимаются шаги по борьбе с выводом капитала в страну, которую по объективным причинам (экономическим, налоговым, политическим и т.д.) выбирает украинский бизнес.
Война или «война»?
Так, в начале декабря в парламенте было зарегистрировано целых два законопроекта о денонсации Конвенции между правительствами Украины и Кипра об избежании двойного налогообложения. Документы до сессионного зала пока что не добрались, но уже прорабатываются в профильных комитетах. Причем, согласно замыслу авторов обоих законопроектов, они призваны ликвидировать «предоставление необоснованных налоговых льгот», а также предотвратить «вывод за границу значительных сумм».
Кроме того, в этом же месяце депутаты внесли в Раду «Проект Закона о денонсации Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 29 октября 1982 года». Хотя подобное предложение кажется и вовсе нелогичным, ведь данное соглашение утратило действие еще в 2012 году, когда была подписана новая Конвенция с Кипром, которая заменила документ 30-летней давности и установила новый формат сотрудничества между двумя странами.
На самом деле, это не первая попытка «разорвать» узы нашей страны с Кипром, хотя ни одна из них не увенчалась успехом. Например, в июне 2013 года за аналогичный законопроект проголосовало лишь 113 из 233 народных депутатов. Впрочем, как и в 2008, и в 2010, и в 2011 годах для расторжения договоренностей с островным государством не нашлось достаточной поддержки.
Очевидно, что такая же судьба постигнет и последние законопроекты. Ведь, несмотря на требования отдельных депутатов внести пункт о денонсации в Коалиционное соглашение, это положение так и не попало в документ.
Кроме того, предлагается денонсация с 1 июля 2015 и проведение переговоров с правительством Кипра до этой даты с целью подписания нового соглашения, в котором применялись бы нормы, аналогичные часто используемым в соглашениях с другими странами. Основная цель – увеличение поступлений в бюджет. При этом, сравнив данное соглашение с аналогичными, нельзя не отметить их схожесть, так как оно практически полностью копирует соответствующую модельную конвенцию ОЭСР. Так, ставка налога на репатриацию дивидендов – 5%, на репатриацию роялти – 5%. Данные ставки применяются в большинстве аналогичных соглашений. Единственной льготной особенностью существующего соглашения можно назвать отсутствие квалифицирующих требований для удержания 2% налога на выплату процентов по займу.
Становится очевидным, что отмена соглашения с Кипром однозначно не принесет ожидаемых поступлений в бюджет, ведь при желании, его заменит другой «главный инвестор», с которым подписано соглашение со схожими налоговыми ставками. Например, Австрия или Нидерланды.
Это неудивительно, ведь проблема на самом деле кроется не в Кипре, а в отсутствии прозрачной и понятной налоговой системы в Украине. Поэтому слишком пристальное внимание к этой юрисдикции является не больше, чем следствием стереотипов и свидетельствует об имитации решения реальных проблем в стране.
Потерять и приобрести
В 2013 году Кипр и вправду чуть не утратил благосклонность инвесторов. Именно тогда на острове грянул финансовый кризис. Так, из-за присутствия на балансах местных банковских структур большого количества греческих облигаций, банки Кипра получили огромные убытки в результате программы списаний по ним.
Согласно плану по спасению банковской системы, в стране вводился налог на депозиты, размер которого зависел от конкретного финучреждения. Изначально планировалось, что 20% будет снято со счетов, сумма которых превышает 100000 евро. Кроме того, 4% планировалось изымать со всех так называемых «незастрахованных» счетов в банках Кипра, включая представительства банков-нерезидентов. В итоге, кипрский парламент одобрил увеличение налога на проценты по депозитам с 15% до 30% и специального налога на финансовые учреждения с 0,11% до 0,15%. Кроме того, депозиты до 100000 евро действительно не тронули. А фактическая сумма экспроприации зависела от банка, где был размещен вклад. Однако совокупные потери вкладчиков кипрских банков, по оценкам Еврокомиссии, все-таки оказались колоссальными, и превысили 8 млрд евро.
Поэтому те инвесторы, которые успели изъять сбережения, попросту вывели деньги из страны. Об этом, в частности, свидетельствуют данные украинского Госстата, согласно которым инвестиции из Кипра в экономику Украины сократились с 4,4 миллиарда долларов в 2012 году до 1,3 миллиарда долларов в 2013 году.
В то же время инвестиции из таких стран как Британские Виргинские острова, Нидерланды, Германия и Великобритания, выросли до 486 миллионов долларов, 373 миллионов долларов, 171 миллионов долларов и 161 миллионов долларов соответственно.
Аналогичную тенденцию можно отметить, посмотрев на статистику инвестиций из России, для которой Кипр тоже является важной юрисдикцией. Так, в 2013 году остров ощутил значительный отток российского капитала.
Однако даже такие события не привели к «закату Кипра». Например, государству уже в июне 2014 года удалось вернуться на долговые рынки, разместив бонды на 750 миллионов евро. Мало того, что размещение случилось на полтора года раньше, чем прогнозировали кредиторы, спрос на облигации Кипра превысил ожидания, что явно подтверждает возвращение доверия инвесторов.
С новыми силами
Кипр неспроста притягивает иностранный капитал на протяжении многих лет. Во-первых, развитая инфраструктура: воздушное морское сообщение, наличие международных аэропортов, телекоммуникации. Во-вторых, в стране действует гибкая система английского права.
В-третьих, повсеместное использование английского языка, что значительно упрощает коммуникации с бизнес-партнерами. В-четвертых, отсутствие валютного контроля, а также соглашения об избежание двойного налогообложения, подписанные более чем с 40 странами. В-пятых, высокие стандарты услуг профессиональных юристов, бухгалтеров, банкиров.
Самым большим «плюсом» Кипра является прозрачная и понятная налоговая система. Важно, что остров все еще имеет одну из самых низких ставок налога на прибыль. Даже невзирая на то, что в 2013 году власти острова приняли решение о ее повышении с 10% до 12,5%.
К тому же, если сравнивать с другими юрисдикциями, то для ведения бизнеса Кипр обойдется несколько дешевле и понятнее многих других престижных юрисдикций в Европе (низкая стоимость регистрации и сопровождения компаний).
В 2013 году количество новых зарегистрированных компаний на Кипре действительно резко сократилось с 18 тыс до 10,9 тыс, по данным на конец октября 2014 года на острове появилось 8,9 тыс новых компаний. Это дает основания полагать, что доверие к этой юрисдикции со стороны инвесторов возвращается.
Позитивные тенденции отмечают и на самом острове. Как пишет американское издание The New York Times, ссылаясь на компанию-регистратора Prospectacy Limited, если во время банковского кризиса телефоны разрывались из-за звонков желающих вывести свои активы с острова, то сейчас звонят по другой причине – бизнес, напротив, готов вернуться на Кипр. И в желании предпринимателей диверсифицировать свои налоговые обязательства нет ничего экстраординарного. Ведь для того чтобы бизнес хотел работать в Украине, необходимо создать привлекательные условия, а не принимать законы, которые только имитируют реформы. В то же время, Кипр - одна из наиболее лояльных к бизнесу юрисдикций, которая останется таковой еще долгие годы.
Автор: Наталья Ульянова, директор департамента международного налогового планирования ЮФ «ICF Legal Service»