Почему в условиях кризиса украинские олигархи не потеряют контроль над металлургической отраслью. Передела сфер влияния в металлургической отрасли между отечественными олигархами в 2009-м также не будет. Покупателей, готовых приобрести долю в крупном металлургическом холдинге, очень мало.
Ситуация на украинском металлургическом рынке снова ухудшается. «В конце февраля — начале марта спрос на отечественную металлопродукцию резко снизился: спотовых сделок на внешнем рынке практически не было», — говорит аналитик ИК Phoenix Capital Евгений Дубогрыз. В феврале металл подешевел на 30–50 $/т. Например, горячекатаный рулон украинского производства за февраль и первую декаду марта упал в цене с 440–480 $/т до 370–400 $/т. Аналитики прогнозируют дальнейшее снижение спроса на украинскую металлопродукцию, при этом производство проката для большинства заводов станет нерентабельным уже к концу месяца.
Несмотря на плохие новости на отечественном метрынке, украинские олигархи не собираются продавать подконтрольные им металлургические заводы. «Продать? Кому и как, если это коллективная собственность? Согласие дает трудовой коллектив, а он его не даст — я уверяю», — сказал Владимир Бойко, генеральный директор ММК им. Ильича. Ранее он не раз заявлял о жесточайшем кризисе в металлургической отрасли и проблемах на возглавляемом им комбинате, в связи с чем появились слухи о возможной продаже метзавода. Впрочем, кризис не помешал ММК остаться в плюсах: прибыль комбината в 2008 году составила 1,34 млрд грн, 250 млн из которых компания заработала во время «кризисного» второго полугодия. Не собираются продавать свои активы и другие металлургические группы, хотя еще в 2007–2008 гг. многие компании рассматривали возможность слияния с крупными зарубежными игроками метрынка. Например, российская металлургическая группа «ЕвразХолдинг» вела переговоры о слиянии с ИСД и СКМ, Газметалл — с ИСД, Северсталь — с Приватом и ИСД.
«У отечественных металлургов нет резонов продавать свои активы — много за метзаводы сейчас не выручишь», — говорит Евгений Дубогрыз. Покупателей, готовых приобрести долю в крупном металлургическом холдинге, очень мало, тогда как украинские олигархи не готовы распродавать предприятия по отдельности. Передела сфер влияния в металлургической отрасли между отечественными олигархами в 2009-м также не будет. Некоторые украинские бизнесмены могли бы купить подешевевшие метактивы у местных или зарубежных конкурентов, чтобы дополнить производственные цепочки. «Однако в Украине довольно высокая степень интеграции металлургических предприятий: все метактивы (помимо производителей коксующегося угля и огнеупоров, а также, частично, лома и известняков), принадлежат семи бизнес-группам», — рассказывает Евгений Дубогрыз. В любом случае дополнять производственные цепочки новыми заводами для олигархов в условиях кризиса экономически невыгодно.
Мое единственное богатство —
это крепкие бицепсы, боксерская закалка, готовность быстро освоить карате…
Цезарь Солодарь, «Темная завеса»