Бывший глава правления Нацбанка и вице-премьер Сергей Тигипко заявил о готовности работать в правительстве Юлии Тимошенко. Нет сомнения, что желание вернуться в политику, прямо в правительство, связано у преуспевающего банкира именно с чувством перспективы.
Бывший глава правления Нацбанка и вице-премьер Сергей Тигипко заявил о готовности работать в правительстве Юлии Тимошенко. Один из наиболее удачливых отечественных менеджеров будто забыл свое недоумение времен выборов 2004 года. Напомню, тогда он публично интересовался у кандидата на пост президента страны Виктора Ющенко и его сторонников: как они собираются руководить страной, если придут к власти? На первый взгляд, в том интересе г-на Тигипко было куда больше реализма и профессионализма, чем в нынешнем патриотическом энтузиазме.
Если отбросить лозунговую шелуху того бурного времени, мы увидим, что движущим мотором тогдашней оппозиции были обиженные чиновники, которые оказались проигравшими в возне группировок под диваном Леонида Кучмы. Но проиграли-то эти люди не столько из-за своих выдающихся нравственных качеств — во всяком случае, после их прихода к власти мы этих качеств как-то не заметили. Они проиграли из-за вопиющего непрофессионализма, лени, стремления витать в иллюзиях — словом, неумения работать в системе. Да, были еще и бизнесмены, также неудовлетворенные своим положением в системе и готовые поддерживать оппозицию, но не секрет, что из обоймы новой власти они выпали, а сейчас методично разоряются. Так что Сергей Тигипко, прекрасно знавший профессиональные качества людей, претендовавших на власть в Украине, задавал им вполне закономерный вопрос. Более чем исчерпывающий ответ на него дали время и кризис: украинское общество не только проело результаты многолетнего экономического роста, но и оказалось сегодня в худшей ситуации, чем все остальные страны Европы и постсоветского пространства. И никакие лозунги о Евросоюзе и НАТО, никакие демократические заклинания, никакие визиты в Брюссель или Москву — ничто не заменит элементарного умения и желания работать и видеть стратегические последствия политэкономических шагов.
Другое дело, что вопрос Тигипко, руководившего на тот момент избирательным штабом кандидата в президенты Виктора Януковича, был половинчатым. Потому что из этого следовало, что Виктор Федорович и его команда могут руководить страной. Да — в рамках старой постсоветской системы — наверное, куда более эффективно, чем Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко вместе взятые. Беда только в том, что эта система уже доказала свою полную нежизнеспособность. Именно нежелание новых властей менять систему по существу, отказываться от отвратительных правил игры, включающих в себя неизменную коррупционную составляющую, лозунг «Своим — все, врагам — закон», нежелание приступить к структурным реформам и социалистический подкуп обкрадываемого населения — все это и привело к краху украинской экономики на фоне нынешнего кризиса. Так что у меня простой вопрос: какое значение имеет, кто профессиональнее дергает за руки и ноги умирающего и делает ему искусственное дыхание, если пациент все равно обречен? Конечно, огромный Виктор Федорович может сделать эту процедуру куда мощнее, чем нежная Юлия Владимировна, а толку-то? Зачем нам покойник? И зачем Сергею Тигипко идти работать в правительство Юлии Тимошенко, если он прекрасно понимает неспособность этого самого правительства справиться с экономическим кризисом и его последствиями?
Утверждать, что Сергей Тигипко просто романтик и патриот, а я равнодушный циник, я все же не стал бы. Слежу за деятельностью господина Тигипко еще с тех далеких времен, когда я был студентом Днепропетровского университета, а товарищ Тигипко, соответственно, руководил Днепропетровским горкомом комсомола и приходил на наши отчетно-выборные конференции. И уже тогда — могу это со всей уверенностью засвидетельствовать — ему было свойственно чувство перспективы. Поэтому я не сомневаюсь, что желание вернуться в политику, прямо в правительство, связано у преуспевающего банкира именно с чувством перспективы. И с пониманием того, что сегодня нужно держаться поближе к власти. Потому что именно у власти есть ресурсы для спасения одних и появления других бизнесов. Уцелеть в частном секторе без серьезной правительственной поддержки скоро будет совершенно невозможно. Другое дело, что и эта поддержка ничего вам не гарантирует.
Но тот, кто спасется — и тот, кто появится — будет неизбывно благодарен своим благодетелям. А эти благодетели надолго останутся дирижерами большого бизнеса и политической жизни в стране. Так, собственно, уже было в начале 1990-х годов, когда будто бы ниоткуда стали появляться все эти удачливые молодые и не очень люди с миллиардами, миллионами, заводами, фабриками… А потом мы поняли, что за каждым таким любимцем фортуны стоит неведомый, а впрочем, хорошо известный нам благодетель. Кто-то из благодетелей и сам переместился в большой бизнес, кто-то ушел на пенсию, оставив детям неплохое состояние, а кто-то и до сих пор в политике. Главное — никто ничего не проиграл в отличие от тех же бизнесменов.
Но для того чтобы отправить государственные деньги в правильном направлении, тоже нужно быть профессионалом. Именно поэтому Сергей Тигипко может резонно опасаться, что нынешние представители власти с этим не справятся и упустят случайно выпавшую им возможность. И хочет быть не среди тех, кому власть предоставит шанс, а тем, кто этот шанс дает.