Контракти.ua

36197  —  26.03.09
Страховщики стараются увеличивать стоимость действующих полисов КАСКО и ОСАГО
Страховщики стараются увеличивать стоимость действующих полисов КАСКО и ОСАГО

Страховые компании будут лоббировать поправки к закону, увеличивающие тарифы. Нулевые франшизы на время кризиса могут исчезнуть с рынка автострахования. В 2009-м: многие СК будут делать существенные скидки (25–30%) крупным клиентам. Однако такая политика скорее разорит игроков страхового рынка, чем поможет им удержаться на плаву.

 
Виктория РУДЕНКО, КОНТРАКТЫ

 

В начале 2009-го многие специалисты СК прогнозировали сокращение лишь некоторых сегментов страхового рынка по итогам года, в частности медицинского страхования и страхования недвижимости. Однако в первых числах марта стало ясно, что в 2009-м рецессия страхового рынка будет тотальной. По информации президента Украинской федерации страхования Александра Завады, в январе страховой рынок сократился на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В феврале, по оценкам специалистов, наблюдалась похожая ситуация.


Как и следовало ожидать, программы страхования оказались в числе сокращенных статей бюджета большинства украинских компаний. «Многие корпоративные клиенты сегодня испытывают финансовые проблемы, а потому все чаще отказываются от покупки полисов», — говорит заместитель председателя правления по страхованию СК «Дженерали Гарант» Сергей Бурбель. По словам начальника управления партнерских продаж СК «ПРОВИДНА» Леси Щербаковой, украинский бизнес сокращает расходы на медицинское страхование сотрудников. Урезаются затраты и на программы пенсионного страхования, а также страхования жизни, многие компании отказываются от имущественного страхования (складов, офисов, других объектов).

Сегмент страхования физлиц, в том числе банковских заемщиков, также переживает трудные времена. По данным Нацбанка, в январе–феврале 2009 года впервые за последние пять лет объем кредитов физлицам уменьшился на 3,5% — до 264,1 млрд грн. Снижение объемов кредитного портфеля связано с тем, что большинство банков сегодня не кредитуют население, при этом украинцы все чаще погашают кредиты досрочно. Сокращение банковского кредитного портфеля негативно влияет на валовые доходы страховых компаний: в 2008-м многие СК зарабатывали на пролонгации страховых договоров заемщиков и надеялись пережить кризис именно за счет банковского страхования, обеспечивавшего некоторым страховщикам до 50–60% премий. По словам директора департамента розничных продаж СК «ПРОВИДНА» Натальи Расиной, сегодня снижение наблюдается в основном в сегменте банковского страхования КАСКО.

В начале 2009-го многие страховщики прогнозировали незначительный рост рынка ОСАГО по итогам 2009-го. Однако уже сейчас понятно, что доходы от продажи полисов автогражданки в 2009-м уменьшатся. По подсчетам Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), в 2008 году СК увеличили свои сборы по ОСАГО на 60% — до 1,28 млрд грн. А уже в январе 2009-го сборы страховых премий по полисам ОСАГО сократились на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (142,282 млн грн). В январе, по данным МТСБУ, страховщики продали полисов автогражданки на 26% меньше, чем годом ранее.

ДТП подорожали

В конце 2008 — начале 2009-го повысилась убыточность автострахования (соотношение премий к выплатам). Еще полгода назад этот показатель по автотранспортному страхованию в среднем составлял от 30% до 70–80% (в зависимости от страховой компании). Сегодня убыточность по страховкам КАСКО и ОСАГО в некоторых СК превышает 100%. Причина — рост выплат по полисам КАСКО и ОСАГО вследствие высокого уровня инфляции и девальвации гривни, что в свою очередь привело к росту цен на ремонт автомобилей. «Согласно проведенному нами анализу, стоимость запчастей иностранного производства с осени 2008-го выросла более чем на 30%», — говорит Андрей Куртасов, директор департамента регулирования убытков СК «ПРОВИДНА». В результате выплаты по полисам КАСКО и ОСАГО в среднем выросли минимум на 30%, в некоторых компаниях сумма выплат поднялась на 50%. Впрочем, возмещения по ОСАГО могли увеличиться еще больше, если бы не ноябрьское повышение штрафов на дорогах. Многие автолюбители, застрахованные по программе ОСАГО, сейчас предпочитают самостоятельно возмещать ущерб, нанесенный другим автомобилистам, лишь бы не платить ГАИ официальный штраф за правонарушение.

В ближайшие месяцы страховщики ожидают роста суммы возмещений по транспортным полисам: велика вероятность дальнейшей девальвации гривни, остаются высокими и инфляционные риски.

Клиент всегда прав. Если доплатит

В сегменте корпоративного страхования участники рынка ожидают жесткого демпинга в 2009-м: многие СК будут делать существенные скидки (25–30%) крупным клиентам. Однако такая политика скорее разорит игроков страхового рынка, чем поможет им удержаться на плаву.

А вот стоимость полисов автострахования многие СК, наоборот, собираются повысить. С начала 2009 года средний тариф по КАСКО во многих страховых компаниях вырос с 6–7,5% до 8–9%. В 2009-м стоимость полисов КАСКО может увеличиться до 10–12% цены авто.


Страховщики стараются увеличивать стоимость не только новых и пролонгированных договоров, но даже действующих полисов КАСКО. Агенты СК уговаривают клиентов доплатить по страховкам, мотивируя рост тарифов повышением стоимости запчастей и тем, что в случае серьезной аварии СК не сможет полностью возместить ущерб страхователю по действующему договору. Не все страхователи подписывают допсоглашения с СК, поскольку нередко страховщики просят доплатить довольно крупные суммы — 2–3% рыночной стоимости автомобиля в гривневом эквиваленте. За страховки КАСКО в основном приходится доплачивать банковским заемщикам — внести необходимую сумму их вынуждают банки. Выгода для финучреждений от удорожания полисов очевидна: возмещения по страховкам зачастую получают банки, а не страхователи — платеж зачисляется на банковский счет в качестве погашения части тела кредита, тогда как заемщик ремонтирует авто за свой счет.

Страховщики пытаются повысить даже расценки на полисы ОСАГО. Страховые тарифы по ОСАГО определяются Законом «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Базовый тариф, исходя из которого рассчитывается стоимость автогражданки, — 291 грн. Для жителей городов-миллионников стоимость ОСАГО в среднем составляет 310–340 грн. «Закон об обязательном страховании предоставляет возможность рассчитать тариф в соответствии с характеристиками страхователя, учитывая его водительский стаж, наличие или отсутствие аварий, другое», — говорит начальник управления автотранспортного страхования СК «ПРОВИДНА» Юлия Очеретяная. Специалисты СК готовы лоббировать принятие поправок к закону об обязательном автостраховании, чтобы увеличить коэффициенты расчета тарифов по ОСАГО. «Дело скоро сдвинется с мертвой точки, МТСБУ готово пересмотреть тарифы. Однако когда будет принято окончательное решение об изменении тарифов, неизвестно», — рассказывает Павел Юпатов, начальник отдела страхования автотранспорта СК «QBE Украина». Страховщики хотели бы поднять тарифы на страховки ОСАГО примерно на 30–40%, то есть до 403–442 грн для городов-миллионников.

Специалисты СК предупреждают: страховки с нулевой франшизой на период кризиса исчезнут с рынка. Страховые компании сократят издержки, вынудив страхователей частично возмещать ущерб по страховкам. «Страхователь должен частично нести ответственность за причиненный автомобилю ущерб. Страховка без франшизы превращает работу страховщиков в благотворительность», — считает Павел Юпатов. Средний размер франшизы на 2009 год составит 10–15% страхового возмещения.


Кто платит больше по ОСАГО
Первая десятка страховщиков — членов МТСБУ по результатам января 2009 года

По количеству выданных полисов

  1. Оранта

  2. СК «ПРОВИДНА»

  3. СГ «ТАС»

  4. УСК «Княжа»

  5. УПСК

  6. УСК «Дженерали Гарант»

  7. СК «Универсальная»

  8. АСКА

  9. СК «АХА Страхование»

  10. Глобус

По сумме выплаченных возмещений

  1. Оранта

  2. УСК «Дженерали Гарант»

  3. АСКА

  4. ПРОВИДНА

  5. СК «Украинская страховая группа»

  6. СГ «ТАС»

  7. ИНГО Украина

  8. УСК «Княжа»

  9. ПРОСТО-страхование

  10. СК «Универсальная»

По данным МТСБУ


Коллектор спешит на помощь

С начала 2009 года страховщики все чаще обращаются к коллекторам. Те в основном помогают им выбивать долги по регрессным искам (искам страховых компаний к виновным в ДТП или порче недвижимого имущества). Правда, коллекторы берутся за это неохотно. «Работать с такими долгами сложно, поскольку зачастую довольно проблематично разыскать виновных в ДТП», — говорит директор Европейского агентства по возврату долгов Александр Ильчук. Коллекторы охотнее взыскивают долги по страховкам финансовых рисков, например, по страхованию от потери работы банковскими заемщиками. При резком уменьшении доходов таких страхователей СК берется погасить кредит вместо заемщика. Некоторые договоры страхования финансовых рисков предусматривают последующее взыскание погашенного страховщиком кредита со страхователя. В этом случае на помощь СК приходят коллекторы. Однако страховых компаний, предоставляющих услугу страхования от финансовых рисков, немного, а потому коллекторы только начинают осваивать этот рынок.

Статьи по теме
В Україні підвищать штрафи за паркування на місцях для людей з інвалідністю: що відомо
В Україні підвищать штрафи за паркування на місцях для людей з інвалідністю: що відомо

Сума штрафу до 2000 грн, що діє наразі, замала і може зрости в рази.
08.12 — 248

В поліції відповіли, чи будуть змінювати всі старі світлофори
В поліції відповіли, чи будуть змінювати всі старі світлофори

Основна мета оновленого стандарту — гармонізація з європейськими нормами.
29.11 — 256

Зелений стане смарагдовим. Як зміняться світлофори в Україні з 1 травня 2025 року
Зелений стане смарагдовим. Як зміняться світлофори в Україні з 1 травня 2025 року

Наступного року в Україні зміняться стандарти щодо світлофорів на дорогах. Зокрема, замість звичайного зеленого з'явиться смарагдове світло, а також зміниться вид стрілок, що регулюють напрямок руху.
29.11 — 248