Pacta sunt servanda/Договоры должны выполняться. Не так давно Президент Петро Порошенко произнес этот основополагающий принцип Римского права в своем интервью журналистам центральных телеканалов. Особенно остро сегодня звучит этот постулат, обращенный теперь уже к самому Президенту, в связи с судьбой более полумиллиона граждан Украины, вынужденных покинуть свой дом в связи с агрессией России.
Что делать, когда власть, с одной стороны, бессильна защитить вас от террористов и оккупантов, а с другой – лишает вас и вашу семью возможности начать новую жизнь на новом месте, на своей же родине, и в дополнение ко всему всячески дискриминирует вас?
Сегодняшние проблемы с правами переселенцев (или, согласно терминологии ООН, внутренне перемещенных лиц – ВПЛ) правозащитники предвидели еще весной. 15 апреля Харьковская правозащитная группа опубликовала свой проект закона о ВПЛ. В течение двух месяцев документ изучали все заинтересованные стороны. Однако 18 июня в профильном комитете ВР вдруг возник совершенно другой проект, нарушающий права переселенцев, который на следующий день был принят парламентом с нарушением регламента. Тогда правозащитники и переселенцы обратились к Президенту, который прислушался к мнению общественности и воспользовался правом вето.
В результате была создана рабочая группа при Администрации Президента Украины, которая занялась созданием нового законопроекта. Будущий закон был внесен в парламент большой группой депутатов, в том числе приближенных к Петру Порошенко. Президент отметил законопроект как безотлагательный. С большим трудом Закон о внутренне перемещенных лицах №4490а-1 был все-таки принят парламентом 20 октября и 24 октября отправлен на подпись Президента. Однако Петро Порошенко до сих пор тянет с его подписанием, нарушая сроки установленные Конституцией Украины. Где же логика? И как быть с исполнением договоров? Конституция - главный общественный договор, гарантом которого является Президент.
Особенно аморально выглядит неподписание закона о ВПЛ на фоне Указа Президента, прекращающего экономическую деятельность на территории, оккупированной российско-террористическими группировками. Прекращаются все выплаты, работа предприятий, госучреждений, банков. Таким образом Президент не обеспечивает права наших сограждан, которые эвакуируются на “большую землю” и обрекает на голодную смерть тех, кто остается в оккупации!
Стоит отметить, что принятый парламентом закон о ВПЛ соответствует международным стандартам в этой сфере и получил высокую оценку международных организаций. Закон обеспечивает временное жилье на 6 месяцев, регистрацию места проживания, которая, вносится в специальную справку переселенца, а не в паспорт (в паспорте сохраняется старая регистрация), ускоренные и упрощенные процедуры трудоустройства, а также реализацию всех прав, свобод и законных интересов переселенцев наравне с другими гражданами Украины.
Но где взять деньги? Бюджет трещит по швам, и вопрос финансирования затрат, связанных с временным поселением беженцев, стоит крайне остро. Единственный выход – скорейшее привлечение зарубежных ресурсов для оборудования мест долгосрочного размещения внутренне перемещенных лиц и построения соответствующей жилой инфраструктуры. Однако для поступления денег нужно отменить налоги и сборы на благотворительную и гуманитарную помощь от международных организаций, что и предусматривает Закон.
Уже сегодня международные доноры готовы вливать масштабную финансовую и техническую помощь для помощи украинским переселенцам. Об этом в один голос говорят международные организации УВКБ ООН, Совет Европы, Европейская Комиссия, ОБСЕ, а также зарубежные благотворительные фонды. При этом речь идет не только о жилье, но и о развитии государственных органов, которые занимаются переселенцами, например, предоставление Министерству социальной политики тысяч компьютеров, программного обеспечения и подключения к интернету для создания и ведения информационной базы данных внутренне перемещенных лиц.
директор Адвокационного центра Украинского Хельсинского Союза по правам человека.
Ряд украинских девелоперов изъявили желание подключиться к целевой благотворительной программе строительства социального жилья для ВПЛ.
Также есть большие опасения, что вследствие “технико-юридического редактирования” закона могут быть внесены правки, которые исказят суть прописанных норм. Очень хочется надеяться, что этого не случится.
Итак, вступит ли в силу закон? А если да, то в каком виде? Ответа на этот вопрос напряженно ждут более полумиллиона переселенцев, права которых так и не реализованы.Из них десятки тысяч продолжают жить в неотапливаемых помещениях, не могут устроиться на работу, а после вступления в силу ряда дискриминационных законов и других нормативных актов - даже открыть счет в банке, воспользоваться кредитной картой и так далее.
Если Президент и правительство продолжат политику в отношении переселенцев и наших сограждан, живущих на оккупированных территориях в том же духе, то их ожидает внутренне перемещенный Майдан.
Автор: Борис Захаров, директор Адвокационного центра Украинского Хельсинкского Союза по правам человека