Печатный станок пока простаивает, но может начать работу в ближайшие месяцы. Правительство и НБУ будут вынуждены пойти на увеличение денежной эмиссии, чтобы покрыть дефицит бюджета и поддержать банки
«Запаса прочности в стране
нет. Пораженная экономика Украины не способна наполнять бюджет… Это закончится
быстро, поскольку на долгах длительное время не протянешь», — такое мрачное
предсказание содержится в распространенном в конце января докладе, авторство
которого приписывают экс-министру финансов Виктору Пинзенику. Пока прогноз не
оправдался: в январе—феврале правительство смогло профинансировать основные
бюджетные расходы почти без помощи печатного станка. Однако избегать эмиссии в
последующие месяцы будет все труднее.
В печать
Итоги первых двух месяцев года подтвердили предположение о том, что из-за спада в экономике сбор налогов уменьшится. Хотя сокращение оказалось далеко не катастрофическим. По данным Госказначейства, в феврале в общий фонд госбюджета поступило 12,5 млрд грн налогов и других платежей — на 2,4% больше плана. Превышение было достигнуто только за счет занижения плановых показателей. На самом деле по сравнению с февралем минувшего года за месяц в казну было собрано меньше средств — на 1,66 млрд грн, или на 11,7%. В целом по итогам января—февраля общий фонд госбюджета недополучил 3,8 млрд грн — 15% доходов (к 2008-му году), что сопоставимо с оценками спада ВВП.
Для наполнения казны правительство частично использовало эмиссионные механизмы. У Кабмина есть два способа получения денег от НБУ: с помощью гособлигаций и через рефинансирование государственных банков. Первый из них предусматривает, что правительство выпускает облигации, которые при посредничестве банков приобретает регулятор. Второй способ сложнее: Нацбанк предоставляет займы госбанкам, они в свою очередь кредитуют госмонополии, в частности «Нафтогаз України». Полученные кредиты затем направляются на погашение налоговых долгов монополий. В январе—феврале эти механизмы использовались, но не так активно, как в минувшем году. За первые два месяца этого года НБУ приобрел правительственные бумаги на сумму всего 2,7 млрд грн — в три раза меньше, чем в ноябре—декабре 2008-го (8,5 млрд грн).
Правительство набирает долги Увеличение суммы гособлигаций в обращении в сентябре 2008 — феврале 2009
года
Процесс рефинансирования банков, активными участниками которого являются государственные Ощадбанк и Укрэксимбанк, также не напоминал происходившую в ноябре—декабре масштабную раздачу денег. Если в ноябре НБУ предоставил всем финучреждениям займов на 21,1 млрд грн (без кредитов overnight), а в декабре — на 24,6 млрд грн, то в январе — только на 2,5 млрд грн. Резкое сокращение было связано с тем, что с нового года Нацбанк должен согласовывать рефинансирование с правительством. Порядок согласования был утвержден Кабмином в конце января, но сумма выданных банкам кредитов в следующем месяце осталась достаточно скромной. В феврале сумма выданных Нацбанком займов составила 11,7 млрд грн (без кредитов overnight) — примерно в два раза меньше среднего объема ноября—декабря.
В результате вливание денег в экономику через выкуп гособлигаций и рефинансирование банков пока не привели к увеличению денежной массы. Продавая доллары на межбанковском рынке, НБУ зачисляет на свои счета ежемесячно не менее 10–15 млрд грн, которые таким образом изымаются из обращения. В январе–феврале денежная масса даже сократилась на 8,7% — до 470,8 млрд грн. И с помощью финансирования правительства и банков регулятор только восстанавливал предложение денег.
Инфляция у порога
Похоже, что пока правительство и Национальный банк целенаправленно сдерживают денежную эмиссию. На первые месяцы года КМУ установил невысокие планы по сбору налогов и государственным расходам. А в январе, когда план по поступлениям в общий фонд бюджета не был выполнен на 13,7%, Кабмин не стал добиваться от НБУ включения печатного станка, а просто отложил часть выплат: недофинансирование затратных статей составило 17,4%. Хотя правительство могло потребовать от Нацбанка выпустить в обращение любую сумму для покрытия дефицита казны. В соответствии с законом о госбюджете, регулятор обязан выкупать все предложенные ему гособлигации в течение трех дней.
Согласно одной из версий, Кабмин пошел на сокращение государственных расходов даже без пересмотра бюджета, поскольку опасается скачка инфляции. Эмиссионные деньги попадут на валютный рынок, что приведет к быстрому повышению курса доллара. А это ускорит нежелательный перед президентскими выборами-2010 рост цен на зарубежную продукцию, в том числе на товары первой необходимости, такие как продовольствие и лекарства, а также на энергоносители. На внутреннем рынке будут дорожать и экспортные товары, стоимость которых зависит от котировок внешних рынков, прежде всего зерно и сталь.
Печатать или не печатать? Политика сокращения денежной массы поддерживает курс гривни, но грозит
платежным коллапсом
Более того, повышение курса доллара поставит на грань краха банковскую систему. Сумма валютных займов, которые не возвращают банкам компании и частные лица, будет расти в геометрической прогрессии. Для поддержки финучреждений потребуются дополнительные денежные вливания. А дальше ситуация может развиваться по спирали: спасение банков с помощью новых эмиссионных денег (других в нужном объеме у правительства и НБУ нет) приведет к очередному скачку курса американской валюты и следующей волне невозвратов. «Все понимают, что если не стабилизировать валютный курс, он может взлететь», — отмечает Александр Охрименко, советник председателя правления Укргазбанка. Потеря контроля над курсом грозит гиперинфляцией. «Может возникнуть паника, в этом случае деньги превращаются в «горячую картошку», от которой население стремится избавиться как можно быстрее», — предупреждает Дмитрий Боярчук, исполнительный директор исследовательского центра Case Ukraine.
Чтобы не допустить такого развития событий, правительство держит на голодном пайке бюджетные организации и банки, предполагают эксперты. «Похоже, Минфин ранжировал расходы по степени важности, разделив их на те, которые могут подождать, и те, которые ждать не могут», — говорит Дмитрий Боярчук. В числе приоритетов, скорее всего, — выплата пенсий, зарплат бюджетникам, а также другие социальные расходы.
Но это не единственная версия, которая объясняет действия Кабмина. Сдерживание эмиссии может быть связано не только со стремлением обуздать инфляцию, но и с попыткой накопить резервы для резкого увеличения бюджетного финансирования осенью — в последние месяцы перед выборами президента. В пользу этой версии — желание правительства отложить на максимальный срок пересмотр закона о госбюджете, который содержит безотказный эмиссионный механизм. Исключить этот механизм из закона требует Международный валютный фонд. Согласится ли с этим требованием правительство, станет известно не ранее апреля–мая — на эти месяцы, согласно договоренности премьера Юлии Тимошенко и президента Виктора Ющенко, запланировано внесение изменений в бюджет.
Эмиссия неизбежна
Политику сокращения бюджетных расходов и сдерживания эмиссии правительство может проводить и в дальнейшем, однако делать это будет все труднее. Чтобы финансовый план страны был выполнен, в последующие месяцы поступления в казну должны значительно увеличиться: всего за год в общий фонд госбюджета планируется собрать даже больше средств, чем в 2008-м — 183,7 млрд грн, то есть в среднем по 15,3 млрд грн в месяц. Уже в марте доходы должны увеличиться до 13,5 млрд грн (в январе планировалось 10,51 млрд грн, в феврале — 12,21 млрд грн).
По мнению экспертов, в марте выполнить план по сбору налогов, скорее всего, не удастся из-за продолжающегося спада в экономике. «В феврале предприятия перечисляли налоги на прибыль по итогам 2008 года, который многие украинские компании еще сумели закончить с неплохими финансовыми результатами. Однако уже в марте ситуация с теми же налоговыми отчислениями будет значительно хуже, чем зимой», — цитирует ЛИГАБизнесИнформ слова гендиректора компании «Инэко-Инвест» Олега Морквы. В условиях кризиса бизнес прячется от налогов. По словам Александра Охрименко, отток вкладов из банков связан не только с паникой населения, но и с переходом многих компаний на наличные неофициальные расчеты. «Сейчас проблема номер один — это теневая экономика. Если посмотреть, сколько денег было изъято из банковской системы и теперь обращается в виде наличных, станет ясно, что этот отток связан не только с паническими настроениями вкладчиков», — считает Александр Охрименко. По данным НБУ, с 1 октября по 23 февраля из банков ушло 80 млрд грн (на 1 октября сумма всех вкладов физ- и юрлиц достигала 340,1 млрд грн).
Кроме того, в январе–феврале значительную часть доходов казны составили крупные разовые поступления, на которые трудно будет рассчитывать в последующие месяцы. В частности, в феврале НАК «Нафтогаз України» растаможила 6,3 млрд куб. м газа, который находится в подземных хранилищах и ранее принадлежал швейцарской RosUkrEnergo. Эта операция принесла бюджету около 1,5 млрд грн НДС (если цена газа составила свыше $150 за тыс. куб. м).
А потребность в бюджетных деньгах, скорее всего, увеличится. Если сейчас НАК помогает правительству, то в дальнейшем поддержка потребуется самой компании. Согласно проекту финансового плана «Нафтогаза» на 2009 год, доходы компании должны составить 92,5 млрд грн, а расходы — 102 млрд грн. НАК не хватит средств, чтобы продолжать субсидирование дешевых тарифов на газ и тепло для населения, накопить запасы топлива на зиму и при этом придерживаться безукоризненной платежной дисциплины в отношениях с Газпромом.
Переход в наличность
Денежная масса в 2008–2009 годах
Дополнительные денежные вливания будут нужны и банковской системе. Сокращение рефинансирования уже привело к потере платежеспособности многих банков. В январе–феврале НБУ ввел временные администрации в семи финучреждениях (в том числе во входящем в группу крупнейших Надра Банке), а еще в двух (Укргазбанк и СоцКом Банк) появились кураторы НБУ. Число неплатежеспособных финструктур может значительно увеличиться из-за оттока вкладов и увеличения числа невозвращенных кредитов. В этих условиях политика сдерживания роста денежной массы может привести к коллапсу платежной системы и резкому углублению экономического кризиса.
Эксперты прогнозируют, что правительство и регулятор будут вынуждены пойти на увеличение денежной эмиссии, чтобы покрыть дефицит бюджета и поддержать банки. Это предположение фактически подтвердил и экономический советник премьера Юрий Полунеев, который высказался за сценарий «контролируемой инфляции».
Скорее всего, при этом власти будут пытаться минимизировать ее масштабы с помощью усиления госрегулирования. Уже сейчас правительство стремится ужесточить контроль над использованием средств, которые предоставляются банкам: по решению Кабмина от 18 февраля, государство будет вкладывать деньги в капитал только тех финучреждений, в которых введены временные администрации НБУ. Вероятно также усиление налогового давления и административного регулирования цен. Кроме того, уменьшить потребность в эмиссионных деньгах помогут и иностранные займы.