Сегодня в так называемые освобожденные районы из Донецка и Луганска выехали сотни и тысячи специалистов, желающих одного – спокойно работать. Нам необходимо дать им такую возможность. Нам надо создать все условия, чтобы каждый житель Донбасса мечтал жить в Украине (а таковых сейчас как раз на этих территориях сплошь и рядом менее 50% от всех жителей населенных пунктов). Это в войне за Донбасс не менее важно, чем танки и минометы.
Из плохого:
1. Террористы настроены на долгую и счастливую жизнь в виде раковой опухоли на теле Украины. Они активно готовятся к зиме, попутно пользуясь так называемым «перемирием» для максимально возможной интеграцией с Россией. Москва тишком эти чаяния донбасских маргиналов поддерживает – ради этого, собственно, и начинался весь сыр-бор.
Так, 7 октября в «ДНР» заявили о создании своего «Национального банка» (очевидно, более уместным было бы название «Первый Российский Террористический банк»). Далее «премьер-министр ДНР» А.Захарченко заявил, что «банковская система ДНР» будет интегрирована в российскую, что позволит, как уточнил этот уникум, «начать выплачивать пенсии и зарплаты, позволит запустить всю нашу экономику». Ранее «министр образования ДНР» И.Костенок ляпнул, что «ДНР» открыла корсчета в российских банках и «может проводить практически все финансовые расчеты».
Проще говоря, террористы в который раз совершенно открыто заявляют (и российские СМИ радостно транслируют эти заявления): мы – проект Москвы, финансирует нас Москва, и жить мы будем на ее шее. Мир на открытое финансирование Россией ею же порожденного терроризма не реагирует.
2. Казалось бы, вполне оправданный шаг: Верховная Рада изменила границы Новоайдаровского, Славяносербского, Попаснянского и Перевальского районов Луганской области. Суть понятна: присоединить к контролируемым украинской властью территориям населенные пункты тех районов, где районные центры оказались на оккупированной территории.
Этот шаг власти – косвенное свидетельство того, что в ближайшее время никто не планирует освобождать Донбасс. Но суть не в этом. С одной стороной, как резонно отмечают местные власти, изменение границ районов позволит направлять на контролируемые украинскими властями территории области необходимые средства для соцвыплат. С другой стороны, это не может быть самодостаточным шагом в работе с «прифронтовыми» территориями. Если просто выплачивать пенсии и пособия, не работая с населением, эти территории будут оставаться пороховой бочкой, где народ будет с пеной у рта требовать от Киева повышать социальные пособия, но при этом мечтать о «ЛНР» и присоединении к России.
Даже если мы решили пока заморозить конфликт на Донбассе, «прифронтовая зона» должна быть в сфере особого внимания. Полная люстрация органов местной власти и правоохранителей, особые экономические условия, создание рабочих мест и мощная поддержка местного бизнеса, информационная работа с населением и поддержка местных проукраинских общественных движений – это залог того, что «прифронтовая» полоса будет картинкой «успешности» Украины в противовес беспредельному, голодному и безработному аду «ЛНР» и «ДНР».
Сегодня в так называемые освобожденные районы из Донецка и Луганска выехали сотни и тысячи специалистов, желающих одного – спокойно работать. Нам необходимо дать им такую возможность. Нам надо создать все условия, чтобы каждый житель Донбасса мечтал жить в Украине (а таковых сейчас как раз на этих территориях сплошь и рядом менее 50% от всех жителей населенных пунктов). Это в войне за Донбасс не менее важно, чем танки и минометы.
3. Продолжается негативный резонанс вокруг расследования событий под Иловайском.
Активно обсуждается заявление Генпрокуратуры о том, что трагедия стала возможной из-за дезертирства 5-го тербатальона. СМИ возложили ответственность за трагедию на министра обороны Гелетея и начальника Генштаба Муженко: мол, о массовом вторжении российских войск, взявших затем Иловайск и наши подразделения в кольцо, было известно еще 23 августа, но никаких действий Генштаб не предпринял.
Я свое отношение к ходу расследования высказал ранее. Могу лишь добавить: по нашим, группы «ИС», данным, МО и ГШ узнали о российском вторжении не в последний момент – здесь наша информация совпадает с данными Ю.Бутусова. Следствию остается лишь установить точное время поступления разведданных и выяснить причины бездействия генералов.
Однако это вовсе не значит, что командиров «отступивших» на сотни километров подразделений надо объявить героями и раздать им плюшки и медали. Вина генералов не исключает расследования вины командиров среднего, а, возможно, и младшего звена. Тогда это будет справедливо.
По поводу заявлений Генпрокуратуры. ГПУ – не истина последней инстанции. Истина последней инстанции – суд. Расследование еще не закончено. Когда нам огласят весь список обвиняемых, когда мы узнаем о выводах правоохранителей по результатам расследования, и – главное! – когда свои акценты расставит суд, только тогда можно будет говорить об объективности правовой оценки этих событий. А я уповаю на то, что следствие и суд будут объективными – а надеяться на это есть все основания, уж слишком серьезный (что вполне оправданно) резонанс получила эта история.
Из хорошего:
1. Президент П.Порошенко объявил о создании трех линий обороны на Донбассе, дабы «зафиксировать» линию противостояния наших и российско-террористических войск, чтобы, как он выразился, «не допустить террористов и диверсантов, которые бы препятствовали мирной жизни украинцев».
В общем-то о необходимости создания линии обороны мы говорили в самом начале «перемирия», т.е. больше месяца назад. Если бы эти работы были начаты своевременно, глядишь, бурное и кровавое «перемирие» не обернулось бы для нас потерей новых территорий (предлагаю сравнить карты зоны конфликта от СНБО на начало сентября и на сегодняшний день). Но если до наших стратегов наконец дошла светлая мысль принять это банальное решение – это уже успех.
2. Путин приказал отвести российские войска от границы с Украиной.
В общем-то не в первый раз с начала войны Кремль отдает такие приказы, только каким-то странным образом после них на Донбассе оказывается еще больше российских вояк и оружия. Однако в этот раз мы уже не менее двух недель наблюдаем частичный вывод российских подразделений из Украины, что дает повод для оптимизма. Сейчас на Донбассе продолжают чудить в основном диверсионно-разведывательные группы ГРУ ГШ ВС РФ и узкие специалисты из числа кадровых военнослужащих РФ в составе террористических групп.
Понятно, что никто не верит в миролюбие Путина – надо быть законченным олигофреном, чтобы поверить в это. Но, зная, что за несколько часов Москва не сможет молниеносно нарастить численность своих войск на Донбассе, мы можем определить группировку своих войск, необходимую для удержания обороны (пока Киев не решится на активные действия). А затем лишь следить за приграничными территориями РФ на предмет новых российских «учений».
3. Минобороны Украины обсуждает с общественными организациями план совместных действий с целью создания системы территориальной обороны (ТО). Будет подписан меморандум совместных действий, текст которого уже направлен в Генштаб ВСУ. Сейчас создается база общественных организаций, которые в будущем образуют костяк ТО.
Сама идея создания «полноценной» системы ТО, вместо ситуативно создаваемых территориальных батальонов, отправляемых тут же «на фронт» - совершенно правильна. Но возникают вопросы к ее нынешней реализации.
Ведь вполне очевидно, что ТО должна создаваться в ходе реформы всей системы нацбезопасности и обороны державы, и являться неотделимой частью этой системы, дополняя армию и Нацгвардию как основные вооруженные формирования. Должен быть четко законодательно прописан механизм формирования подразделений ТО (с отбором и обеспечением льготами и денежным вознаграждением для бойцов-территориалов, подготавливаемых в виде т.н. активного резерва), система подготовки и обеспечения этих подразделений, их взаимодействия с вооруженными формированиями.
Причем немалая часть ответственности за ТО должна ложиться на местные власти – на то оборона и называется территориальной. Все должны знать свои права, функции и нести свою часть ответственности. Только тогда мы уйдем от махновщины.
Вместо этого Минобороны и Генштаб по сути предлагают продолжать нынешние вынужденные импровизации и заняться теробороной активистам (благо, в стране патриотов хватает), а государство где-то чем-то будет помогать. Люди добрые, у нас нынешнюю войну и так на своих плечах тянут волонтеры, может хватит наталкивать граждан на вопрос, зачем нам вообще нужно государство и для чего платятся налоги? Но государству так понравилось, что его работу делают патриоты, что оно пытается и дальше кататься на этой рабочей лошадке. И это странно – похоже, что война ничему не учит наших военных чиновников.
4. Президент подписал закон о люстрации. Парламент принял в первом чтении законопроект о создании Национального антикоррупционного бюро.
Это – то, чего мы ждали сразу после Майдана. Трудно сказать, сколько в этих событиях предвыборного пиара, а сколько – реального стремления власть предержащих излечить самые тяжелые хронические болезни Украины. Но это – первый шаг, начало пути. Все остальное дальше зависит только от нас с вами.
По материалам Facebook