Сеть строительных гипермаркетов «Новая Линия» собирается провести частное размещение: продать инвесторам от 5% до 25% акций. Опыт показывает, что это может закончиться сменой собственников.
Какой будет цена бумаг, пока неизвестно. «В конце 2008 года, когда мы планировали выходить на IPO, по нашим оценкам, стоимость компании должна была составить $450–500 млн», — заявил предправления «Новой Линии» Олег Шандар.
Инвестаналитики удивляются планам руководства компании: выгодно продать бизнес сейчас практически нереально. «Инвесторы крайне осторожно вкладывают в компании, особенно из развивающихся стран», — говорит директор инвестиционно-банковского департамента ИК Phoenix Capital Дмитрий Гавриленко. По его подсчетам, «Новую Линию» инвесторы, вероятнее всего, оценят максимум в $150 млн.
«Классических частных размещений, то есть продаж акций 10–20 инвесторам, в 2009-м будет очень мало. Компании, если и проведут размещения бумаг, то в основном это будут клубные сделки», — прогнозирует Дмитрий Гавриленко. Под клубным размещением специалисты подразумевают продажу акций компании одному-двум портфельным инвесторам — примерно столько покупателей сейчас можно найти на долю в акционерном капитале украинского предприятия. «Скорее всего, вместо покупки бумаг в рамках частных размещений инвесторы будут предоставлять компаниям кредиты, частично или полностью конвертируемые в акции», — предполагает Гавриленко. Такая схема нередко применяется в том случае, если инвестор планирует впоследствии получить контроль над предприятием. Поэтому ему выгодно выдать кредит на развитие компании. Если же инвестор приобретает акции у собственника фирмы (деньги получает продавец, а не компания), ему со временем придется вкладывать в развитие бизнеса дополнительные средства.
Метод привлечения капитала путем конвертации кредита в акции недавно использовала российская розничная сеть электроники «Эльдорадо». В сентябре она получила кредит от голландской финансовой группы PPF (владеет 49% СК Generali, 100% — компании Home Credit и др.) на сумму $500 млн под залог своих акций для погашения обязательств перед поставщиками продукции. Спустя четыре месяца PPF стала мажоритарным акционером Эльдорадо. Впрочем, аналитики подозревают, что в планы группы PPF не входило быть совладельцем сети электроники, скорее всего, у Эльдорадо попросту не было средств, чтобы вернуть деньги кредитору.
Господи, это поразительно, но люди действительно покупают
эту ерунду. Я должен войти в магазин и посмотреть, как им удается продать весь
этот хлам.
Ричард Бендлер, Джон Лавалль, «Создание убеждений»