Большинство строительных процессов можно механизировать за счет той или иной комбинации техники. Но чаще всего строители ограничиваются механизацией процессов оштукатуривания и работ с наливными полами. В этом случае верным механическим помощником становится штукатурная станция.
Штукатурная станция (ШС) сочетает в себе несколько функций разных машин: смешивает сухую смесь с водой, перекачивает ее к месту применения и обеспечивает нанесение на обрабатываемую поверхность. Если задействован компрессор, машина может производить соплование (набрызг на стены или потолок). Если компрессор не подключать, раствор будет идти самотеком (этот вариант работы ШС используется при работе с наливными полами и нивелирмассами). Таков облик ШС в общих чертах. Однако у разных машин есть своя специфика:
- вид используемых для работы материалов (готовый раствор, сухая смесь, отдельные компоненты);
- функциональные возможности (нанесение штукатурных растворов, красок, шпаклевок, грунтовок, возможность работать с наливными полами и нивелировочными массами и др.);
- производительность (4-85 л/мин и более) и дальность подачи (до 50 м и более);
- размеры, вес, маневренность.
Виды и возможности ШС
Часто под понятием ШС под-разумевают мобильную установку для работы с сухими строительными смесями (ССС), предназначенными исключительно для машинного нанесения. Главное отличие смеси для машинного нанесения от смеси ручного нанесения — значительно большее время пригодности раствора. Такой эффект достигается за счет введения специальных химических добавок. Например, смесь для машинного нанесения «Кнауф МП 75» можно использовать в течение трех часов с момента затворения. Если в ШС загрузить обычную смесь, то, скорее всего, она схватится прямо в тракте машины (в смесительной башне, зоне шнековой пары или в шланге), и ШС может выйти из строя.
Машины с небольшой производительностью (например, PUTZMEISTER MP-25, 6,5 тыс. евро) удобны для выполнения внутренних и внешних работ в малоэтажном строительстве. Они отличаются небольшими размерами, легко раскладываются на составные части, удобны при транспортировке (в разобранном виде могут поместиться в автомобиль с кузовом универсал или пикап), легко проходят в любой дверной проем. Даже в собранном состоянии такие ШС могут легко перенести два человека. Сборка-разборка машины занимает не больше 15 минут.
Штукатурные станции со средней производительностью способны обеспечивать дальность подачи на 30-50 м. Такими возможностями обладает, например, PFT G5 (8,5 тыс. евро). Эта мощная и одновременно маневренная машина предназначена для работы с ССС, отличается наличием встроенного водяного насоса, позволяющего обходиться без водопровода, и удобной модульной компоновкой, которая дает возможность оперативно разобрать и собрать ШС с помощью быстродействующих затворов.
Существуют машины, способные осилить подачу на 80-100 м, например PUTZMEISTER Р13. Такой агрегат, обладая мощным поршневым насосом, может выполнять не только штукатурные работы и заливку полов, но и мокрое торкретирование, подавать растворы на дальность и высоту, осущест-влять инъектирование, запрессовку и пр. Электрический вариант этой машины стоит около 23 тыс. евро, дизельный — порядка 26 тыс. евро. Станция Р13 достаточно мобильна. Ее можно транспортировать как прицеп, т. к. машина имеет специальное шасси и стопы, подсоединяющиеся к автомобилю.
Оптимальная скорость подачи раствора при работе ШС — 20-25
л/мин. Для эксплуатации машины, в зависимости от ее типа, производительности и
вида выполняемых работ, требуется бригада из 2-6 человек.
В чем выгода?
Покупка ШС — долгосрочная инвестиция. Механизация производственного процесса на стройке означает, прежде всего, значительное сокращение сроков и повышение качества работ, уменьшение числа подсобных рабочих и, соответственно, экономию денежных средств.
Механизированное приготовление раствора из ССС обеспечивает
стабильную, оптимальную консистенцию штукатурной смеси и позволяет экономить
раствор. Нанесение смеси происходит быстро и равномерно. В зависимости от
мощности конкретной машины, одна ШС по производительности заменяет 5-15
рабочих.
Расходные материалы
Основными расходными материалами для ШС со шнековым насосом можно считать шнековую пару (узел, состоящий из двух частей — статора и ротора, который перекачивает готовую растворную смесь и обеспечивает ее подачу под давлением) и смесительную спираль. Скорость износа этих частей зависит от условий эксплуатации (например, направления подачи раствора — по горизонтали или вертикали), количества и типа используемого материла. Если частицы наполнителя смеси — остроугольной формы, твердые, крупной фракции, шнековая пара изнашивается быстрее. Ротор изнашивается в 2-3 раза медленнее статора, поскольку в последнем присутствует резиновое покрытие, которое активнее истирается.
В машинах с поршневым насосом довольно часто приходится обновлять резиновые уплотнительные кольца и манжеты. Набор таких расходников стоит относительно недорого и легок в замене.
Износ других расходных материалов, в частности, шлангов, во многом определяется культурой эксплуатации. При неаккуратном обращении шланг перетирается в местах контакта с элементами строительных конструкций.
Ресурс работы штукатурной станции очень высок. При
правильном уходе она может прослужить 15-20 лет.
Как выбирать
При поиске машины специалисты советуют отталкиваться, прежде всего, от тех задач, которые стоят перед строителями в данный момент, и учитывать перспективы развития компании на ближайшее время. Важно также иметь представление об объемах работ, определиться, какие типы смесей будут использоваться, будет ли доступ к водопроводу и электропитанию (выпускают машины, работающие от 220, 380 В или с дизельным мотором). Нелишним станет также совет профессионала. Специалисты компании-продавца или дилера на основе имеющегося опыта порекомендуют, какое техническое решение применить в каждом конкретном случае, и обоснуют свои доводы в пользу той или иной машины.
При желании можно купить б/у машину. Но здесь есть свои подводные камни. Некоторые фирмы-посредники скупают старые машины в Европе, приводят их в порядок так, чтобы они выглядели презентабельно внешне, но практически не проводят диагностики или замены изношенных частей. В результате покупатель получает либо заведомо неисправное оборудование, либо машина выходит из строя в течение нескольких недель.
Безопаснее приобрести ШС у официального дилера, который гарантирует, что техника прошла предпродажную проверку на заводе-изготовителе. Тогда покупатель может быть уверен, что машина исправна, и будет знать, куда в случае необходимости обратиться за консультацией.
На б/у технику гарантии нет, но предоставляется 1-2 недели на проверку машины в действии. Если в течение этого времени не обнаруживается какая-либо неисправность, это означает, что ШС будет исправно работать и в дальнейшем.
В зависимости от года изготовления и от того, какие части были заменены и какие работы были выполнены для восстановления, цена б/у машин может отличаться от новых примерно на 20-50 %. Но не для всех ШС такие цифры справедливы. Например, нет смысла покупать б/у машины малой производительности, т. к. разница в стоимости будет незначительная.
Проблемы в использовании
ШС — машина очень надежная, сконструированная с учетом работы в сложных условиях, и при аккуратном обращении не вызывает нареканий строителей. Претензии к станции появляются только при нарушении правил эксплуатации.
Одна из наиболее частых проблем, с которыми пользователи обращаются в сервисные центры, — пробкование. Такая поломка происходит по нескольким причинам: перед началом работ оператор не смазал шлангопровод, плохо его прочистил, произошла деформация шлага вследствие перегиба или малого радиуса изгиба. В результате образуется скопление остатков раствора на стыках шланга, что и приводит к возникновению пробок. Чтобы раствор шел правильно, шлангопровод нельзя перегибать. Работая в зданиях с большой этажностью, шланг нужно прокладывать по лестничному пролету, чтобы снизить нагрузку на машину.
Единственный источник всех проблем, которые возникают при использовании ШС, — непрофессионализм персонала. Любое сложное устройство — будь то автомобиль, бытовой прибор или штукатурная станция — требует определенной культуры эксплуатации. Что касается ШС, то для них существуют установленные регламентные работы, описанные в инструкции по эксплуатации, которые нужно производить раз в день, неделю, месяц, год. Есть операции, которые пользователь может выполнить самостоятельно, например, заменить фильтр в компрессоре. Замена масла в редукторе двигателя — более сложная операция, поэтому для ее осуществления лучше обратиться в сервисный центр.
К сожалению, пользователи зачастую не соблюдают элементарных правил эксплуатации. Систематическое невыполнение несложных процедур по уходу за ШС вызывает неполадки в работе машины, ведет к поломкам дорогостоящих узлов и комплектующих, сокращает срок службы оборудования. Гарантийное обслуживание в случае таких поломок не проводится.
Рынок ШС
На украинском рынке представлен широкий ассортимент ШС известных производителей: BMS, M-TEC, PFT, PUTZMEISTER, WAGNER, (Германия), KALETA (Польша), MAI (Австрия), TURBOSOL (Италия). Очень скромные позиции занимает техника производства Украины, России, Беларуси, Турции и других стран.
Покупка качественной техники — выгодное вложение средств. Приобретение ШС малой или средней производительности известного изготовителя обойдется приблизительно в 6,5-10 тыс. евро. Машины с высокой производительностью стоят от 20 тыс. евро и более. Однако чтобы впоследствии не сожалеть о потраченных деньгах, нужно учесть, что цена при выборе не должна играть первоочередной роли. Специалисты рекомендуют покупать оборудование известной торговой марки, которое положительно зарекомендовало себя в работе. Наличие у компании достаточного количества высококвалифицированных специалистов-консультантов для проведения обучения и обеспечения консультационной поддержки покупателей, собственного сервисного центра, гарантирование возможности оперативной замены тех или иных узлов — вот основные критерии, которыми нужно руководствоваться при выборе фирмы-продавца.