«Спецпропаганда» была возрождена в России в ходе преобразования армии в 2000-е, а «систематическая разработка» методов ведения психологической и пропагандистской войны началась еще в 1942 году по приказу Сталина.
«То, на что давно уже указывают российские корреспонденты, теперь беспокоит и немецкую контрразведку», - говорится в статье Die Welt об информационной войне, которую Россия, по некоторым данным, ведет в Германии. Как заявил на этой неделе глава Федерального ведомства по охране конституции Ханс-Георг Маассен, «российские спецслужбы не только занимаются поиском информации, но и пытаются влиять на общественное мнение в Германии».
Корреспондент Ульрих Клаус рассказывает о «хулительных кампаниях», которые разворачиваются в сети против «редакций западных газет и телеканалов». На форумах и в социальных сетях «волнами» появляются многочисленные комментарии, смысл которых «всегда один и тот же», пишет он, приводя в пример несколько высказываний, в частности такое: «В очередной раз фашистское правительство в Европе пытается уморить голодом людей в Восточной Европе» (речь в данном случае идет о новом правительстве в Киеве, поясняет автор). Или: «Гнусная травля Путина и России».
Такие комментарии не всегда легко отличить от настоящих, продолжает Клаус, но при ближайшем рассмотрении начинает бросаться в глаза «стереотипность выражений и терминологии». Так, часто используется словосочетания «майдановский фашизм» и «подстрекательство к войне». «С помощью такой терминологии, по всей видимости, делается попытка опереться на широко распространенную в сети склонность к теориям заговора и собрать под своими знаменами всех тех, кто и так давно уже считает «монополию» авторитетных СМИ на высказывание мнений врагом «неподцензурного» распространения информации в сети», - пишет автор. Судя по шквалу оскорблений и обвинений в адрес журналистов и людей с противоположной точкой зрения, эта тактика оказывается «в значительной степени» результативной, добавляет он.
На другой отличительный признак организованных кампаний в интернете указал редактор телепрограммы «Время культуры» на телеканале 3sat Маркус Дильманн: волны «зрительских» комментариев к какой-либо передаче появляются не сразу после ее выхода в эфир, а по какому-то «собственному графику».
Далее Клаус рассказывает об одном из «последних трюков» российских пропагандистов: присоединиться к одному из уже существующих в Западной Европе протестных движений и использовать его в качестве «троянского коня» для достижения собственных целей. Именно так произошло с «понедельничными демонстрациями», пишет он.
По мнению авторов исследования «Анатомия российский информационной войны», которое было проведено Центром восточных исследований в Варшаве, в ходе крымской операции Россия «продемонстрировала всему миру возможности и потенциал информационной борьбы». В докладе говорится, что «спецпропаганда» была возрождена в России в ходе преобразования армии в 2000-е, а «систематическая разработка» методов ведения психологической и пропагандистской войны началась еще в 1942 году по приказу Сталина.
Свою оценку пропагандистским кампаниям по просьбе Die Welt дал и социолог Александер Хойзлер. Их идеологическое наполнение он сравнил с кверфронтом, таким образом указав на парадоксальное смешение лозунгов с двух противоположных флангов политического спектра - левого и правого. Эту особенность отметили и участники немецко-польского семинара для журналистов, который прошел в начале мая в Потсдаме, говорится в статье.
Как отметил руководитель немецкого отделения организации «Репортеры без границ» Кристиан Мир, информационная война опасна, кроме всего прочего, тем, что она может спровоцировать самоцензуру. В последнее время его организация отмечает интенсификацию «скрытой пропаганды со стороны диктаторских или авторитарных государств на немецкоязычных страницах в соцсетях», причем такие проявления, как правило, связаны либо с украинским конфликтом, либо с борьбой за гражданские права в Турции.