В интервью Контрактам руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий рассказал о том, что:1) отныне курс гривни будет управляемым плавающим 2) сегодня гривня значительно передевальвирована 3) дно кризиса будет достигнуто в IV квартале 2009-го.
Политики, чиновники и
экономисты обвиняют Нацбанк в обвале гривни. НБУ виноват в девальвации?
— В конце 2008-го платежный баланс впервые за несколько лет стал отрицательным вследствие резкого падения объемов экспорта и внешних займов, при этом многие компании и банки в конце года погашали зарубежные кредиты. Осенью-2008 на фоне высокой инфляции замедлился экономический рост. А инфляция мотивирует людей избавляться от национальной валюты. Результат — скупка валюты населением и компаниями.
Впрочем, есть и другая, психологическая причина ослабления гривни. Если каждую неделю говорить о том, что необходимо снять с поста главы НБУ Владимира Стельмаха, и о том, что Нацбанк виноват в текущем кризисе и девальвации, то, конечно, у населения формируется неуверенность — оно перестает доверять регулятору и гривне. Даже извечные политические и бюджетные разборки негативно влияют на доверие к нацвалюте. Политики считают, что они не отвечают за колебания курса. По закону это действительно так, но именно они своими заявлениями и несдержанной бюджетной политикой последние несколько месяцев не дают гривне укрепиться.
Однако еще весной НБУ гривню укреплял. Зачем?
— Крепкая экономика — крепкий курс. Если происходит ослабление экономики, а курс при этом не изменяется, то только за счет искусственной поддержки курса центробанком. Когда в 2008-м (до октября) гривня укреплялась, экономика росла на уровне 7%. Это довольно приличный результат. В начале 2008-го у регулятора были основания для укрепления курса, поскольку платежный баланс был профицитным: приток валюты в Украину по финансовому или текущему счету за счет прямых инвестиций, внешних заимствований и экспортной выручки (а иногда и одновременно) годами перекрывал ее отток. Только в I половине 2008-го мы выкупили с валютного рынка $6 млрд.
Кстати, основания для укрепления гривни у НБУ были задолго до ревальвации-2008. Еще в 2005-м мы укрепили гривню, поскольку в 2003–2004 годах сохранялся постоянный приток валюты, тогда как оттока практически не было. Мы эмитировали гривню, чтобы выкупить валюту с рынка и не допустить избыточного укрепления национального дензнака. Но такая политика могла подталкивать инфляцию. Мы поняли: если и дальше не ограничивать выкуп валюты в прежних объемах, страну может накрыть неконтролируемый рост цен.
Действительно ли высокая инфляция отрицательно влияет на экономику?
— Само собой, влияние инфляции негативно. Рост цен выше 10% называется галопирующей инфляцией, ее негативные последствия на благосостояние граждан известны всем.
Весной аналитики говорили о том, что Нацбанк отпустил курс нацвалюты. Стабильной гривни больше не будет?
— Формально с 2000-го Нацбанк не держал курс. Неформально — да, мы поддерживали гривню на постоянном уровне, чтобы не провоцировать шоков в экономике.
Таким образом, отныне курс гривни будет плавающим и Нацбанк не будет удерживать его на постоянном уровне?
— Да, но речь идет не о свободном, а об управляемом плавании курса.
Почему Нацбанк в октябре, когда наличный и безналичный доллар начал расти, не выходил с ежедневными интервенциями на межбанковский рынок, наполняя его валютой?
— В начале октября, когда гривня начала резко дешеветь, у нас был ограниченный объем валютных резервов, не было кредита МВФ и уверенности в том, что кредиторы не заставят Укравтодор досрочно погашать долги компании. До декабря 2008-го было практически нереально предугадать действия Нафтогаза на валютном рынке — точный размер валютных долгов НАК перед Газпромом был неизвестен. Никто не знал, какими будут цены на газ. При этом платежный баланс ухудшался, было ясно, что в 2009-й мы вступим с риском дефицита инвалюты в Украине. В этой ситуации мы должны были сжечь все резервы? Я уверен: если бы политики поменьше выступали с громкими заявлениями, курс доллара сейчас был бы ниже. Вы думаете курс 8 UAH/USD — справедливый? Сегодня гривня передевальвирована.
Нацбанк обвиняют в нерыночных методах проведения валютных аукционов и интервенций на межбанке. Это так?
— Недоброжелателей всегда больше, чем доброжелателей. Кому-то выгодна сильная гривня, кому-то — слабая, но все осуждают того, кто хоть что-то делает. Мы готовы вести переговоры, что-то менять, совершенствовать процедуры. Главное — что-то делать. В последнее время президент Виктор Ющенко защищает Нацбанк, поскольку понимает, что проведение политики валютного регулирования — очень сложный процесс, затрагивающий интересы разных экономических агентов. Бывший Министр финансов Виктор Пинзеник, по моему мнению, тоже занимал реалистическую позицию и находился в постоянном контакте с Нацбанком, обсуждал болевые финансовые вопросы.
Кто виноват в высокой инфляции в 2008 году?
— Сейчас некоторые политики считают, что инфляция связана с ослаблением курса гривни. Но давайте посмотрим на статистику. В 2008-м инфляция ускорялась дважды: в начале года и с августа по декабрь. Летом наблюдалось ослабление инфляционного давления (не в последнюю очередь благодаря грамотной политике Нацбанка). Так вот инфляция начала ускоряться в августе, девальвация произошла в октябре. Скажите: какое отношение к инфляции имеет ослабление гривни? Более того, многие забывают о других факторах, влияющих на рост цен. Например, в декабре 2007-го экономика получила из госбюджета около 10 млрд грн. Эта денежная инъекция не могла не ускорить инфляцию в I квартале 2008 года (в январе—марте показатель роста цен в Украине составил 9,7%. — Прим. ред.). Новые денежные вливания в экономику из госбюджета в декабре-2008 подстегнут инфляцию и рост стоимости доллара в начале 2009-го: в условиях дешевеющей гривни эти средства, естественно, пошли на валютный рынок. А разве Нафтогаз, который 23 января 2009 года покупал доллары по сниженному курсу на межбанке, не ослаблял тем самым валютный рынок?
Многие центробанки мира в период кризиса снижают процентные ставки, тогда как Нацбанк — повышает. Почему?
— Ставки снижают в основном страны, где инфляция не превышает 5%. Снижение процентной ставки при низкой инфляции обоснованно, поскольку при умеренном росте цен экономика оживает. Понизить учетную ставку в Украине — значит, еще больше разогнать и без того высокую инфляцию, поскольку в этом случае повышается склонность населения к потреблению на фоне снижения нормы сбережений.
Когда будет снят мораторий на досрочное погашение депозитов?
— Не могу сказать точно, поскольку этот вопрос не входит в сферу моей компетенции. В любом случае на НБУ сейчас оказывается давление со стороны банковского сектора. Одни банкиры умоляют нас не отменять мораторий, поскольку в этом случае им грозит банкротство. Другие, напротив, предлагают отменить запрет на досрочное снятие депозитов. Некоторым финучреждениям хватает средств расплатиться с вкладчиками, однако наличие моратория не позволяет им наращивать ресурсную базу за счет депозитов населения — пока запрет действует, украинцы не доверяют деньги банкам.
Что будет с украинской экономикой и банковской системой в 2009 году?
— Если экономический спад продолжится в I квартале этого года, формально в Украине будет зафиксирована рецессия. L-подобный сценарий развития экономики (обвальный спад и затяжное восстановление) в 2009– 2010 годах выглядит маловероятным. В сентябре—декабре динамика ВВП вписывалась в классическую V-подобную модель (постепенный спад, достижение дна, восстановление), поскольку обвала ВВП, характерного для L-сценария, не наблюдалось. Относительно медленное сжатие объемов ВВП в I—II кварталах 2009-го продолжится. Не исключаю «бычьи» сигналы в сфере экономической активности в марте и октябре 2009-го, однако они будут ситуативными сезонными коррекциями и не будут носить переломный характер. В целом при использовании властями эффективных антикризисных мер экономика станет развиваться по V-сценарию. Дно может быть достигнуто в IV квартале 2009 года, после чего начнется восстановление. С марта-2010 ожидается постепенный рост экономики, позитивная динамика ВВП восстановится в I половине следующего года. Однако возвращение мегатренда 2000– 2008 гг., когда экономика ежегодно росла в среднем на 7%, возможно только с 2011-го. Банковский сектор существенно не пострадает: большинство финучреждений выживет, поскольку их поддержат акционеры или государство. Однако оживление в банковском секторе начнется только в I квартале 2010-го года вместе ростом ВВП.