Контракти.ua

42689  —  09.01.08
Жан Рено. Хуан-Киллер
Жан Рено. Хуан-Киллер

Даже из закоренелого убийцы может получиться приличный гражданин. Деньги, заработанные в кинематографе, Жан Рено вкладывает в производство очков и оливкового масла.

Богдан ШаровЛичный Счет

Жан Рено — человек-парадокс. Начнем с того, что французский актер по происхождению испанец, родившийся в Африке, в марокканском городе Касабланка, куда в 1948 году родители будущей звезды предусмотрительно сбежали от режима Франко.

К тому же он не только не француз, но даже не Жан, и тем более не Рено. Согласитесь, было бы странным, если бы испанская семья родом из Андалузии, носила коротенькую фамилию, схожую с названием французского автомобиля. Тот, кто стал позже всемирно известен как Леон-киллер, в детстве именовался по испанским меркам вполне прилично — Хуан Морено Эррере де Риминес.

Никак нельзя обойти вниманием еще один весьма примечательный факт: испанец по происхождению Хуан Морено Эррере де Риминес, ставший впоследствии французским актером Жаном Рено, родился и вырос в Марокко, с 1912 по 1956 год находившейся под колониальным протекторатом Франции и Испании. Свое марокканское детство Жан Рено вспоминать не любит. Его отец работал в типографии линотипистом, а мать была портнихой. Жан рос нескладным, худым ребенком, компенсируя физические недостатки задиристым характером и повышенным чувством справедливости. Но не только драки занимали будущую звезду. Оказалось, что он очень удачно копирует киногероев и отличается отменным чувством юмора. Там же, в Касабланке, Хуан увлекся кино и пошел в свою первую театральную студию.

Чтобы стать французом, ему пришлось отслужить в армии, а чтобы стать актером — сменить имя. Хоть он и грезил работой актера, но ему была уготовлена роль солдата. Жизнь в Марокко в 1966 году накалилась до предела — революционные движения, повстанцы, полиция, оккупанты и прочие атрибуты взрывоопасной Африки 60-х требовали от Рено принять решение за кого воевать. Он решил: чтобы не участвовать в Шестидневной войне, лучше сбежать во Францию. Но для этого необходимо получить гражданство. И самый простой способ достичь цели — вступить во французские войска здесь же, в Африке. Случайно один из офицеров узнал, что в Касабланке Рено посещает Национальную театральную академию. Новобранца назначили в «развлекательный батальон» и отправили в Германию. Жану повезло — он так никого и не убил...


"Так, салага, копаешь от меня и до следующего дуба!"

Через год Рено получил французское гражданство и отправился в Париж. Мысль о карьере актера уже крепко засела в его сознании. Он почти сразу понял, что со своим именем звездой не станет. Необходим был звучный псевдоним. «С таким именем, как у меня, можно было бы стать звездой в Мадриде или Мехико, — вспоминал Жан Рено. — Во Франции Дон Хуан Морено Эррере де Риминес — весьма неподходящее имя для актера. Когда я только начинал карьеру, мне объяснили, что для человека с таким длинным именем путь в большое кино не просто закрыт, а наглухо заколочен. Некоторое время я усиленно американизировался — отрастил длинные волосы, стал носить черные очки и именовать себя Джонатаном Браном. Результат был нулевой — меня по-прежнему не замечали. Потом я обратил внимание, что у большинства знаменитых актеров в имени и фамилии одинаковое число букв. Брандо, Делон, Бельмондо — их имена выглядят на экране так красиво и симметрично! Я долго ломал голову над своей фамилией, переставлял имена и так и эдак, но потом мне это надоело, и я вычеркнул все, что можно было. Остались только Хуан и Рено. Хуана я офранцузил, от Морено отрезал «Мо» и на свет родился Жан Рено!»

Главный киллер Франции


Известность пришла к Жану Рено в 45 лет, когда обычно актеры заканчивают карьеру.
Постепенно обосновавшись в Париже, Жан Рено мечтал поступить в студию Андреаса Вуцинаса, который в 70-е годы был очень уважаемым педагогом. Вуцинас придерживался методов «Актерской студии» Ли Страсберга. Твердо решив попасть в число учеников Вуцинаса, Жан Рено отправился в студию, но к его ужасу запись к тому времени уже закончилась. Впав в отчаянье, Рено подстерег Вуцинаса на улице и заявил ему примерно следующее: «Хочу учиться на ваших курсах». Тот в ответ: «У нас и так учеников в два раза больше, чем стульев!» Но Рено неуклонно гнул свою линию — хочу, мол, учиться! Наверное, Андреас Вуцинас немного оробел, увидев здоровенного амбала с мрачной и небритой физиономией... Так или иначе, он сказал: «Хорошо, можешь приходить в качестве вольнослушателя!». Жан Рено, как и подобает амбалу в подобных случаях, криво усмехнулся и уже на следующий день с упоением слушал лекции о премудростях актерского искусства. Учеба в столице любви и удовольствий показала Жану мир с новой стороны. Он с головой окунулся в анархистские студенческие сходки, увлекшись алкоголем и прочими вредными привычками.

Сейчас актер нехотя вспоминает тот период, признаваясь, что часто совершал поступки, которыми взрослые люди обычно не гордятся.

Окончив курсы актерского мастерства, Жан Рено женился и, следовательно, появилась святая обязанность содержать семью. Поначалу ему приходилось подрабатывать буквально кем угодно. Продавал музыкальные инструменты, был шофером, бухгалтером, служил на таможне... Сейчас в это сложно поверить, но тогда Жан Рено зарабатывал не более $10 в день. Время от времени Жан играл в театре, снимался в кино и на телевидении. Рено ценили как актера второго плана, но никому и в голову не приходило дать ему главную роль. Вероятно, он так и остался бы персонажем второго плана, если бы не судьбоносная встреча с Люком Бессоном, тогда еще молодым

22-летним ассистентом режиссера. Эту встречу Жан Рено вспоминает так: «В 1981 году я пришел на пробы для комедии «Новобранцы на больших маневрах». Для смелости и куража немного выпил. Когда же под хмельком я предстал перед режиссером Рафаэлем Дельпаром, он сразу решил выгнать меня к чертовой матери, однако его помощник встал на мою защиту, твердо сказав, что именно такой парень, как я, и нужен для их картины. Это был Люк Бессон. Я все-таки не получил роль, на которую требовался смазливый герой-любовник. Зато подружился с Люком».

Бессон позвонил Жану через 10 дней и предложил встретиться. В небольшом кафе состоялся примерно следующий диалог: «Я снимаю короткометражный черно-белый фильм. Предлагаю вам главную роль. Вы согласны?» — предложил тогда Люк, который был почти в два раза младше Жана. «Бесплатно?» — на всякий случай поинтересовался Рено. «Ну почему же! — обнадеживающе сказал Бессон, пошарил по карманам, разглядел наличность и изрек: «Ваш гонорар составит 500 франков». — «А о чем фильм-то?». «Там два мужика бьются насмерть», — выложил Люк. — «Хорошая история», — сразу согласился Рено.

Сейчас Жан Рено удивляется, зачем ему понадобилась участвовать в «хорошей истории». На «звездный старт» эта картина никак ни тянула, хотя именно с фильма «Последний бой» началась режиссерская карьера Люка Бессона и актерская Жана Рено.

Начиная с 1983 года, Люк Бессон снимал Жана Рено чуть ли не в каждом своем фильме — он был первым человеком, сумевшим по достоинству оценить весь потенциал этого талантливого актера. В 1984 году вышла «Подземка», где Рено виртуозно сыграл барабанщика, но эта картина прославила лишь Люка Бессона и Кристофера Ламберта. Жан Рено вновь остался за кадром, по-прежнему малоизвестный, но уже не бедный актер второго плана...

Герои Рено, особенно у Бессона, любят умирать сентиментально и красиво. Так, например, ныряльщик Энцо Молинари в фильме «Голубая бездна» в погоне за потерянным титулом чемпиона мира по глубинному погружению без акваланга донырялся до смерти в синеве французской Ривьеры. Ну а Жан Рено после выхода этой картины в 1988 году уже был и узнаваем, и состоятелен. Он получил $800 тыс. (не то, что $20 тыс. за «Подземку»). Впервые Жан Рено всерьез заявил о себе как о лучшем киллере голубого экрана еще в 1990 году, отснявшись в бессоновской «Никите», где профессиональный убийца Виктор умирал так, что ком подкатывал к горлу, и зрители утопали в слезах.


Первый гонорар Рено составил всего $100. Сейчас его состояние оценивается в $100 млн.
Психопатический «чистильщик», который в исполнении Рено буквально на 15 минут появился в картине «Никита», настолько впечатлил Бессона, что он решил разработать характер этого персонажа и посвятить ему целую картину. Так родился фильм «Леон», прославивший 45-летнего Рено и открывший режиссеру и его звезде дорогу в Голливуд. Киллер Леон оказался живым и сентиментальным человеком, весьма обаятельным в своей неграмотности и одиночестве. Кстати, роль в этом фильме впоследствии весьма благоприятно сказалась на дальнейшей карьере 12-летней Наташи Портмен. Что же касается самого Рено, «кинокиллерство» сделало его не просто известным и популярным, он стал культовым актером 90-х, моментально оказавшись в одной шеренге с заблестевшими примерно в то же время Николасом Кейджем, Брюсом Уиллисом, Джонни Деппом и Бредом Питтом. Но Жан Рено был почти вдвое старше своих именитых коллег... Слава пришла к нему в возрасте 46 лет. Леон принес, кроме первого крупного гонорара в $1 млн, еще и премию Французской академии за лучшее исполнение мужской роли.

Француз из Голливуда


Сосед Рено по даче — президент Франции Саркози.
«Самый популярный в мире французский актер», «идеальный киллер» — такими эпитетами награждают уже лет десять кинокритики Жана Рено. О том, что он долгое время перебивался эпизодическими ролями в театре и кино, похоже, уже все забыли, включая его самого. «Опасно играть одних злодеев, сначала надо показать все, на что ты способен как актер», — говорил Жан Рено. Романтичная небритость, лаконизм в проявлении чувств, спокойная уверенность в себе, твердость и мужественность, сила, скрывающая душевную слабость и одиночество — этот образ, созданный Рено, сменил в воображении зрителей героев Делона и Депардье, Бельмондо и Габена. Несмотря на все фильмы, в которых герой кажется неприступной скалой, Жан Рено вне кино выглядит чрезвычайно интеллигентно. Очки от самого знаменитого дизайнера оптики в Европе Алана Микли стоимостью в EUR2 тыс., интеллигентная сутулость, опрятность. С журналистами всегда вежлив и застенчив. И при этом все делает сам — водит «Пежо», готовит, убирает и ведет свои дела. И он, пожалуй, первый французский актер, которому удалось стать «своим в доску» в Голливуде.

Впрочем, на «фабрике грез» не всегда все складывалось так, как хотелось. Сценарий знаменитого «Пятого элемента» писался Бессоном с расчетом на Жана Рено, однако продюсеры настаивали на Брюсе Уиллисе. Но Жан Рено взял реванш год спустя, став звездой блокбастера «Годзилла», принесшего своим создателям куда больше денег, чем «Пятый элемент». Ну и сам Рено не был обижен: $5 млн — вполне приличные деньги. В новое тысячелетие Жан Рено вошел уверенной походкой миллионера — фильмы «Багровые реки» и «Багровые реки-2» принесли еще $10 млн. После съемок в фильмах «Код Да Винчи», «Эскадрилья Лафайет» и «Смывайся» его счет пополнился еще на $30 млн. Поначалу Жан Рено пытался откреститься от голливудской славы. Однако со временем привык к своему положению и роскошному дому за $3 млн в Лос-Анджелесе. К тому же в Париже ему принадлежит квартирка рядом с Елисейскими полями стоимостью $2 млн.

Благодаря «Леону» и «Голубой бездне» Рено стал неотделим от оправ круглой формы. День, когда один старый школьный друг Жана Рено представил ему специалиста по оптике, стал первым в истории нового бренда — Jean Reno Creator. Коллекция оправ «Jean Reno» производства французской компании Socodeix появилась на рынке в конце 2005 года. Естественно, сам Жан Рено является лицом коллекции. О своем опыте дизайнера актер высказался следующим образом: «Я хотел создать оригинальные элегантные оправы, которые нравятся людям. Все очень просто». Создавая модные оправы, Рено получил и неплохой дополнительный заработок — около EUR50 тыс. ежемесячно.

Французские знаменитости давно научились превращать свою славу в звонкую монету. Для этого не обязательно быть кинозвездой или героем спорта. Во Франции с удовольствием платят за присутствие на презентациях футбольным тренерам, писателям, журналистам и даже гениальным математикам. Рено, как один из немногих всемирно известных французских звезд, берет по $70 тыс. за участие в мероприятиях такого рода. Правда, иногда Рено снижает планку своих гонораров. Недавно он специально прилетал в Киев, чтобы помочь протолкнуть на рынок новый вид водки. Рено взял с фирмы-организатора всего $30 тыс. Но во Франции выбить у него скидку невозможно.

Сейчас актер наслаждается семейной жизнью на юге Франции со своей третьей женой. Пара уединилась в местечке Бо-де-Прованс в усадьбе Рено стоимостью $3 млн. Но и здесь деятельный Жан нашел себе подходящее занятие, решив наладить производство оливкового масла. Так что готовьтесь. Вскоре будете заправлять салат маслом «Жан Рено», смотреть фильмы с Жаном Рено в очках с оправой «Жан Рено».