Почему правительство может финансово поддержать украинский ретейл. Большинство украинских сетей имеют долговую нагрузку, в пять, а то и в десять раз превышающую годовую прибыль.
27января Украинская торговая ассоциация (УТА) направила в Кабмин проект «Меморандума взаимопонимания» — документ, в котором ретейлеры (8 сетей, около 1000 магазинов) просят обеспечить рефинансирование 4 млрд грн долговых обязательств, способствовать конвертации валютных кредитов в гривневые и почти в 30 раз снизить плату за лицензии на торговлю алкоголем и табаком. В обмен сети обязуются расширить перечень социально значимых продуктовых товаров до 25 позиций (хлеб, сахар, мука, крупы, мясо, молоко, овощи и т. д.) и до конца года не повышать наценку на них (сейчас — 10%).
Если правительство не сможет помочь торговле, многие сети попросту обанкротятся. Большинство украинских сетей имеют долговую нагрузку, в пять, а то и в десять раз превышающую годовую прибыль. А из-за курсовой разницы гривневая выручка зачастую не покрывает процентов по валютным кредитам.
«Представьте себе: завтра остановится торговля — это будет определенный хаос. Это хуже, чем остановились заводы», — обосновывает требования сетей президент УТА, председатель наблюдательного совета ЗАО «Фуршет» Игорь Баленко.
К январю нынешнего года на долю организованной розницы приходилось около половины розничного товарооборота, т. е. примерно 220 млрд грн из 449 млрд грн, по итогам 2008-го (для сравнения: в соседней Польше дискаунтеры, супер- и гипермаркеты занимают 70–80% всей розницы). Исходя из этой цифры, можно сделать вывод: заявления ретейлеров о торговом апокалипсисе явно преувеличены — место обанкротившихся украинских ретейлеров займут рыночные торговцы и небольшие магазины, которые еще в конце 1990-х фактически обслуживали всю страну.
Тем не менее правительство, скорее всего, пойдет навстречу сетям. Дело в том, что представители сетевой розницы являются крупнейшими налогоплательщиками. Больше, чем торговля, бюджету приносят только производители продуктов питания, алкоголя и табака. Перераспределение даже половины из 220 млрд грн розничной выручки в пользу мелких предпринимателей (как правило, работающих по фиксированному или единому налогу) означает как минимум сотни миллионов гривен недобора по налогам на добавленную стоимость и прибыль.
Так что на рефинансирование долгов — пусть и не на 4 млрд грн, и далеко не всем сетям — правительство, видимо, согласится.