Контракти.ua

27501  —  08.01.08
Николай Басков. Партитура миллионера
Николай Басков. Партитура миллионера

Николай Басков рассказал, в чем ошиблись российские журналисты, определившие его годовой доход в $2,2 млн.

— Принято считать, что творческие люди не практичны и совсем не умеют считать деньги. Это правило относится и к вам?

— Деньги считать умею и, что замечательно, исключительно свои.

— Наверное, приходилось переживать сложные времена?

— В свое время мои родители ввязались в финансовую пирамиду. Все это было так ново, и с виду так заманчиво, а народ наш так неопытен и доверчив, что тогда от «МММ», «Властелины» и т. п. пострадали тысячи граждан. Родители, как и многие, увлеклись, а спохватиться вовремя не смогли, и тогда пропали все сбережения. Мы долго и трудно выпутывались, длительное время отказывали себе буквально во всем. С тех пор я не люблю гречку. Был период, когда мы ели ее каждый день, т. к. ничего другого в доме не было. Но именно из того времени я вынес один из самых важных жизненных выводов: главное, чтобы семья, несмотря ни на что, была вместе и все были живы и здоровы. А все остальное — дело труда и времени. Когда мы все вместе, для нас не существует не решаемых проблем.

— Когда впервые почувствовали «вкус» денег?

— В одиннадцать лет мама отдала меня в детский музыкальный театр Федорова. А уже в двенадцать я дебютировал на большой сцене в роли мальчика в «Волшебной флейте» Моцарта. С этим театром довелось побывать во Франции, Швейцарии, Америке и других странах. Мой трудовой стаж составляет 16 лет, т. к. тогда на гастролирующего ребенка по закону сразу оформлялась трудовая книжка. А еще оказалось, что нам полагался гонорар. И хотя выплачивалась символическая сумма, но это были мои первые собственные деньги.

— И что купили на первую зарплату?

— Первая зарплата была для меня огромной неожиданностью, ведь никто не предупреждал, что мне что-то вообще заплатят. Да, оплачивали переезд, нас кормили, но чтобы вот так — деньги на руки в двенадцать лет — я и подумать не мог. И когда наличность оказалась в руках, я как-то сразу понял ее особенную ценность — это не то, что дают на расходы родители, это мои собственные деньги, заработанные моим трудом. Помню, я провел долгое время в парфюмерном магазине и купил на всю сумму подарки маме — косметику и духи. Честно говоря, я ничего в этом не понимал, но ребенок, через переводчика взахлеб рассказавший, какая у него красивая мама, и попросивший помочь в выборе, произвел на продавщиц огромное впечатление. Когда я вернулся с гастролей, меня встречали родители. Я отдал скромных размеров пакет маме и страшно удивился, когда она заплакала. Сейчас понимаю, что это были за слезы, и почему, несмотря на них, ее лицо было необыкновенно счастливым. Теперь это уже традиция — обязательно привозить ей подарки из поездок.

— Когда впервые почувствовали себя успешным?

— Весной 2000 года. Тогда в концертном зале «Россия» была презентована моя первая сольная программа «Посвящение». До этого было много различных выступлений, в том числе и дебют в партии Ленского на сцене Новосибирского театра оперы и балета, но на протяжении именно тех московских концертов я был будто не в себе, мне не хватало сил оценить то, что так внезапно для меня свалилось. Шесть «сольников» — шесть переаншлагов под оглушающий гром оваций и океан цветов. Я, как во сне, смотрел на зал, который к концу концертов аплодировал мне стоя, а потом провожал взглядом до отказа забитые цветами машины, увозившие домой все это благоуханное великолепие. И никак не мог поверить, что все это происходит со мной. Мы тогда страшно рисковали: молодой, малоизвестный парень и вдруг — первая концертная площадка страны. Помню, мой продюсер сказал: «Это твой шанс. Я тебя, как в воду бросаю, — или поплывешь, или утонешь!» Что выплыл, я понял в последнюю минуту концерта. Меня переполняли эмоции. Добравшись до гримерки, плотно запер дверь и, уткнувшись в цветочный ворох, заорал изо всех сил: «Я это сделал! Господи, я это сделал!». Никогда не забуду тот вечер в Москве.

— Многие популярные певцы покупают дорогие виллы, машины, яхты, самолеты. Вы поступаете так же?

— Молодой певец в условиях нашего рынка не может себе позволить всего вышеперечисленного. Вы задаете этот вопрос, вероятно, насмотревшись таких программ как «По домам» на MTV? Это там любят демонстрировать супердорогие модели машин, выстроившихся рядами в отдельно взятом частном гараже, шикарные ранчо, пентхаузы, личные самолеты. И владельцы всего этого — совсем молодые люди. Они записывают альбом-другой, и если продукт оказывается успешным, — только продажа дисков приносит сумасшедшие суммы. Я верю, что когда-нибудь в нашей стране будет побеждено пиратство, тогда и нашим, пусть даже совсем молоденьким артистам, вы сможете задать такой вопрос, будучи уверенной, что получите интересный и развернутый ответ.

— Но по данным журнала «Forbes», ваш годовой доход составляет $2,2 млн. Этой суммы вполне достаточно для развернутого ответа.

— Машины у меня две «Линкольн» и «Кадиллак», и обе они далеко не самые дорогие из ныне существующих. Что касается всего остального, то указанной суммы недостаточно для их покупки. Дело даже не в этом. Такие публикации, мягко говоря, вызывают недоумение. Видимо, это теперь мода такая: на основе данных, придуманных одной газетой, делать в другом печатном издании общий анализ финансовой ситуации. Я поясню: не так давно в газетах писали о гонорарах артистов, причем приведенные суммы самих артистов очень удивили. И вот теперь мы читаем о своих годовых доходах в журнале, который ссылается... на газету, печатавшую немыслимые суммы гонораров. Конечно, я все понимаю, конкуренция между представителями СМИ, всем хочется как-то отличиться, чтобы быть интересными, читаемыми, отсюда и фантастические истории, суммы, факты, не имеющие ничего общего с действительностью. Но должен же быть какой-то предел. То, что безумные цифры берут откровенно из ниоткуда — полбеды. Но почему-то никто не пишет о том, сколько тратит артист, и не на виллы с антиквариатом, а элементарно на собственное творчество.

— И каковы ваши затраты?

— Никто даже просто из любопытства не интересовался, сколько стоит вывезти коллектив Баскова на гастроли. А у меня коллектив из 30 человек, и его, кстати, нужно содержать, а это очень дорогое удовольствие. Никто не думает, сколько стоит купить права на песню, сколько стоит выпустить сольный альбом. В конце концов, в какие суммы обходится поддержание себя в форме, чтобы ежедневно, несмотря на выматывающий гастрольный график, выходить к зрителю свежим, бодрым и хорошо одетым. Вот я похудел на 17 килограммов. Пришлось полностью поменять гардероб. А профессия моя такова, что гардероб должен быть большим. Я же не могу выходить в одном и том же, ведь скажут, мол, сегодня он в том же костюме, что и вчера, и позавчера. Знаете, некоторые очень любят обсуждать чужие доходы, только вот о расходах почему-то мысли не возникают.

— Во что вкладываете собственные средства — в депозиты, ценные бумаги, недвижимость?

— Самыми целесообразными на сегодняшний день считаю вложения в недвижимость, а еще лучше — в земельные участки. Но пока это в теории, т. к. сейчас вкладываю только в собственную карьеру.

— Вокруг вас столько соблазнов, а вы все о карьере, да о карьере. Грустная, однако, картина вырисовывается...

— Картину считаю совершенно нормальной. Бизнес, как имя, — начнет полноценно работать на тебя, если ты изначально изо всех сил работал на него. Т. е. если хочешь очень много получить, нужно очень много вложить. Я продолжаю учиться, работаю со множеством артистов, звукорежиссеров, композиторов, совершенствую репертуар, вокальное мастерство, записываю песни, веду музыкальную программу на канале «Россия», участвую во множестве съемок. У меня нет ни часа свободного времени, мой гастрольный график плотно расписан на несколько лет вперед, но в этом весь смысл жизни артиста. Опять же, мужские амбиции: я должен ежедневно и всегда доказывать, в первую очередь самому себе, собственную состоятельность в обоих смыслах этого слова. Вокруг меня всегда была и есть масса примеров настоящих мужчин, многого добившихся в жизни, и ни один из них не пришел к высоким результатам легким путем. Они всю свою жизнь, независимо от рода деятельности, работали и работают, не покладая рук, так что иллюзий на эту тему я никогда не испытывал.

— Как вы распоряжаетесь семейным бюджетом? Сколько в процентном отношении откладываете, сколько тратите на семью, развлечения, путешествия?

— О процентах мне говорить сложно. Это за границей четко бюджет планируют, а у нас редко у кого получается. Средства распределяются скорее по этаким ступеням: все, что не вложено в дело, идет на семью — как можно больше, на развлечения — по мере надобности и возможности, на путешествия — минимум. И это кажется логичным, поскольку в развлечениях особо не нуждаемся — очень уж у нас жизнь нескучная, а на путешествия почти совсем нет времени — хорошо, если раз-два в году выберемся куда-нибудь хотя бы на несколько дней. Я понимаю, что отдыхать надо больше, но пока, к сожалению, не получается.

— Кто принимает решение, на что тратить деньги, — вы или ваша супруга?

— Оба голоса равноценны по значимости, но в доме хозяин я, и последнее слово тоже за мной.

— Пользуетесь ли вы услугами страховых компаний?

— Страхую квартиру, автомобили. В психологическом плане у страховки, как у медали, две стороны. С одной — застраховав имущество, вроде бы успокаиваешься и все увереннее напеваешь песенку «Нам не страшен серый волк...» А с другой — когда понимаешь, что тебе есть что страховать, сам собой напрашивается вывод, что есть что терять, а это нервирует.

— Предлагал ли кто-нибудь из страховщиков застраховать ваш голос?

— Мне был вручен страховой полис на $2 млн — одна крупная страхования компания сделала такой подарок. Через год срок страховки истек, и, слава Богу, воспользоваться подарком не пришлось.

— Какой валюте отдаете предпочтение?

— Любой. Деньги они и есть — деньги.

— Как вы относитесь к дорогим подаркам и дарите ли их сами?

— Сам дарю, но только очень близким людям и получать их считаю возможным только от них же. Дорогой подарок обязывает и зачастую ставит в неудобное положение, так что вместо радости создается ситуация, выйти из которой весьма затруднительно.

— В азартные игры играете?

— Вообще-то, я не игрок и считаю, что нельзя играть человеку, который зарабатывает деньги творчеством. Не все поймут, но для меня это важно. Но однажды (это было на отдыхе) мы большой компанией зашли в казино. Для меня это было так ново — настоящая экскурсия! Все ставили по два доллара. Я не играл, но очень хотелось хоть как-то поучаствовать, и я сказал: «Ну, что такое! Должно выпасть число дня рождения!» Не поверил своим глазам, но выпало именно 15!

— Верите ли в приметы, связанные с деньгами?

— Знаю, что существует масса примет и поверий, связанных с деньгами. Что только люди не делают: и купюрами на нарастающую луну машут, и медную монету в ботинок засовывают и точно знают, какая именно рука «к деньгам» чешется... Мне все это не понятно. Я человек искренне верующий, но отнюдь не суеверный.