Во время массовых увольнений — в дефицит приходящие антикризисные менеджеры. Стоимость их услуг может указываться вдвое выше, чем обычно. Но очень часто специалистов по антикризисному управлению привлекают уже тогда, когда компания пребывает в глубоком кризисе и вывести ее из этого состояния почти невозможно.
В Украине формируется пул компаний, зарабатывающих сверхквалифицированными антикризисными советами. Их клиенты — структуры наиболее пострадавших от кризиса отраслей: FMGC, страховщики, финансисты, застройщики, ретейл. «Главное отличие interim management (с англ. — «временное управление») от традиционного антикризисного управления состоит в том, что «больное» предприятие покупает услуги специалиста, обладающего более высокими, нежели ему требуются, квалификацией и профессиональными компетенциями, — объясняет соучредитель компании AA&D interim Алла Коняева. — В классическом антикризисном менеджменте заказ клиентов в консалтинговой фирме принимает теоретик или сведущий практик, но полевые работы, как правило, выполняют менее опытные сотрудники. Услугу продают как сверхквалифицированную, а на самом деле проект реализуется новичками. Задача же interim-компаний заключается в том, чтобы найти человека, способного решить проблему. То есть работодателем привлеченных менеджеров и консультантов является interim-компания — клиент рассчитывается с ней, а она в свою очередь, выплачивает гонорары непосредственно исполнителям и несет ответственность за их работу».
Вместе с тем на украинском рынке работают и западные interim-компании. Кроме того, рекрутинговые, консалтинговые и тренинговые агентства также начали предоставлять услуги по поиску и подбору антикризисных специалистов. Активизировали работу соответствующие департаменты и подразделения компаний большой аудиторской четверки — Deloitte, Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers и KPMG.
Дорогое удовольствие
Поскольку профессиональных антикризисных менеджеров в Украине немного, стоимость их услуг может указываться вдвое выше, чем обычно. Гонорар таких специалистов определяют по-разному. Это может быть фиксированная ежемесячная ставка или процент от будущей прибыли компании, который также зависит от результатов каждого из этапов проекта. Иногда вознаграждение менеджера привязано к итоговому результату работы компании. Также возможна почасовая оплата труда (с тарифом около $70 в час). «Итоговая сумма вознаграждения антикризисного менеджера зависит от того, достигнет ли компания планируемого уровня прибыли, — объясняет Виктория Погорелая, генеральный директор рекрутингового агентства «Гелиос». — Если после применения разработанных им шагов выхода из кризиса предприятие не достигло планируемых результатов, менеджеру не выделяют бонус или он получает лишь часть прибыли (если в договоре прописан механизм формирования итогового вознаграждения)».
Размер заработной платы антикризисного менеджера также зависит от сферы деятельности компании, ее финансовых возможностей и задач, глубины кризисных явлений, опыта и качеств кризис-менеджера.
У большинства агентств, предоставляющих услуги по антикризисному управлению или консультированию, есть так называемый золотой фонд эффективных управленцев — топ-менеджеров с опытом работы и внушительным послужным списком. Агентства из года в год отслеживают деятельность таких специалистов. Кто-то находится в свободном полете, многие работают на постоянной основе. «Найти опытных топ-менеджеров недостаточно, — объясняет Алла Коняева, — необходимо убедиться, что они действительно готовы оказывать подобную услугу. Ведь неизвестно, как поведет себя человек в экстремальных условиях, когда мгновенно нужно выстроить партнерские отношения с собственниками и коллективом, оперативно получить полный пакет необходимых для работы документов и быстро принять решения, в том числе непопулярные. Поэтому людей нужно предварительно проверять в совместной (пусть и смоделированной) деятельности».
Антикризисный менеджер должен обладать достаточными теоретическими знаниями и практическим опытом решения аналогичных задач, чтобы предложить комплексный курс лечения предприятия. «Наши клиенты в своих требованиях иногда упоминают такой пунктик, как диплом MBA. Однако после длительного обсуждения определенной вакансии оказывается, что это всего лишь приятное дополнение к практическому опыту. Антикризисный специалист должен быть менеджером-управленцем, предпочтительно управляющим или директором крупной компании, обладающим опытом выведения бизнеса из кризисного состояния», — утверждает руководитель проектной группы департамента В2B рекрутинговой компании «Брейн Сорс Интернешнл» Светлана Дробот.
«Не так давно к нам обратились с просьбой сформировать перечень требований к антикризисным специалистам, чтобы готовить их самостоятельно, — рассказывает Виктория Погорелая. — После длительной диагностики рынка мы пришли к выводу, что антикризисный менеджер — это в первую очередь аналитик с хорошей памятью, математическим или экономическим образованием, опытом работы на руководящих должностях не менее двух-трех лет, обладающий глубокими знаниями специфической украинской экономики. Также клиенты предпочитают менеджеров, имеющих опыт успешной работы с компаниями разных отраслей».
Антикризисного менеджера приглашают на работу, как правило, на срок от 3 до 12 месяцев. Поставив предприятие на ноги или исправив некоторые ошибки в ее работе, такой специалист обычно покидает его.
В контракте с антикризисным менеджером прописывают, какие ресурсы ему необходимы для решения поставленных задач — доступ к определенной информации, документации, материально-технической базе. Обязательным в контракте предусмотрен пункт о неразглашении информации. Нередко оговаривается и ответственность специалиста за неудачную реализацию проекта.
Критерии, по которым будут оцениваться результаты деятельности антикризисного специалиста, определяются им после проведения первичной оценки ситуации в компании. На этом этапе временный менеджер ставит организации предварительный диагноз. Потом разрабатываются первоочередные меры по лечению компании, зачастую самые непопулярные: перекрываются каналы утечки капиталов, замораживаются расходы, сокращают персонал, ликвидируют наиболее убыточные подразделения. Параллельно проводится глубинный анализ состояния компании. Результатом проведения таких мер должна стать долговременная программа перестройки бизнеса в целом. Этот этап невозможен без содействия всего управленческого состава компании. И если к моменту введения долговременной реабилитационной программы кризис-менеджер не успел заручиться поддержкой собственников и коллектива, по мнению Аллы Коняевой, он терпит неудачу.
Своя рубашка ближе к телу
Однако собственники украинских компаний все еще предпочитают решать проблемы бизнеса своими силами. В условиях экономического кризиса они просто повышают требования к топам или берут бразды правления в свои руки. К примеру, в конце октября 2008 года основной бенефициар Ferrexpo Константин Жеваго занял пост генерального исполнительного директора компании вместо Майка Оппенгеймера, занимавшего эту должность ранее.
«Отказываясь от услуг извне, компании пытаются сэкономить, — говорит партнер компании Deloitte Андрей Степанов. — Однако данный подход далеко не всегда оправдан. Помимо того что у привлеченных специалистов есть обширнейший опыт и специфические знания, они еще и полностью вовлекаются в выполнение поставленных задач (чего не может сделать руководитель предприятия-заказчика, решая оперативные вопросы), у них свежий взгляд, они могут применить новые подходы. Кроме того, зачастую для получения подобных услуг клиенту не нужно даже изымать из оборота какие-то средства — сэкономленные или даже заработанные по результатам проведенных работ деньги многократно и быстро окупают такую поддержку».
Также представители украинского бизнеса не спешат обращаться за помощью к антикризисному менеджеру по психологическим причинам: им очень сложно поверить, что компания, которую они создали, поставили на ноги и привели к успеху, близка к банкротству. У таких владельцев появляется неадекватная самооценка собственных управленческих способностей. Поэтому специалистов по антикризисному управлению привлекают уже тогда, когда компания пребывает в глубоком кризисе и вывести ее из этого состояния почти невозможно.
Кроме того, большинство отечественных компаний не готово раскрывать информацию о своих проблемах, даже когда от этого зависит выживание их бизнеса. И если организация прибегает к услугам антикризисного менеджера, полную и достоверную информацию он получает далеко не всегда. Особенно если решение привлечь специалиста со стороны принял владелец компании, а топ-менеджмент не готов признавать собственную несостоятельность. «Мы неоднократно попадали в ситуацию, когда реальную информацию о состоянии дел компания утаивает, искажает или приукрашивает, считая ее слишком негативной или компрометирующей топов», — рассказывает Виктория Погорелая.
Отсутствие спроса на антикризисных специалистов эксперты объясняют еще и тем, что собственники компаний пока занимают выжидательную позицию, анализируя сложившуюся на рынке ситуацию и решая, как действовать дальше.
Несмотря на это, эксперты уверены, что спрос на антикризисных специалистов сформируется месяца через два-три, когда экономическая ситуация станет более прогнозируемой. Через полгода спрос на услуги спасателей бизнеса станет более-менее стабильным, но к тому времени, утверждают специалисты по управлению персоналом, позволить себе нанять высококлассного менеджера смогут только около 5% украинских компаний.
«Компании сократили бюджеты и персонал, а в дальнейшем нужно будет выбираться из кризиса и побеждать в конкурентной борьбе. Для этого придется менять стратегии и тактики, — объясняет Алла Коняева. — Когда задача спасения бизнеса станет для собственников наиболее актуальной, возникнет устойчивый спрос на антикризисных специалистов».