Мировой экономический кризис практически не задел профи-бокс. В декабре 2008-го на боях профессионалов заработали сотни миллионов долларов.
Хлеб и зрелища интересуют людей всегда, а во время экономического кризиса — особенно.
Последний месяц прошлого года принес профессиональным боксерам миллионы долларов. 6 декабря в Лас-Вегасе Оскар Де Ла Хойя (он же — Золотой Мальчик) дрался с Мэнни Пакьяо, а 13-го в Мангейме Владимир Кличко одержал победу над Хасимом Рахманом. Днем позже в Цюрихе Николай Валуев выиграл бой по очкам у Эвандера Холифилда, в свое время дважды победившего знаменитого Майка Тайсона. Не смолк гонг и в 2009-м: 7 февраля в Ростоке наш соотечественник Андрей Котельник, чемпион мира в суперлегком весе, выйдет на ринг против аргентинца Маркоса Рене Майданы, а узбекский супертяжеловес Руслан Чагаев сразится с костариканцем Карлом Дэвидом Драммондом. Наконец, 21 марта Виталий Кличко, чемпион мира в супертяжелом весе по версии WBC, встретится с Хуаном Карлосом Гомесом — официальным претендентом на титул.
Бойцовские гонорары — толика в мировой индустрии профессионального бокса, годовой оборот которой превышает $10 млрд. Бокс — прежде всего бизнес промоутеров.
На трех китах
Менеджеры боксеров, или промоутеры, зарабатывают на рекламе, продаже билетов и прав на телевизионную трансляцию поединков, которая приносит им около 80% дохода. В США, к примеру, есть два платных телеканала — НВО и Showtime, показывающих бои на всю планету. За просмотр в прямом эфире титульного поединка зритель платит до $60. Прошлогодняя схватка между Оскаром Де Ла Хойей и Флойдом Мейвезером, которую смотрели 2,15 млн телезрителей, принесла телеканалу НВО невероятный доход — $120 млн (кстати, бои с участием Золотого Мальчика за время его боксерской карьеры обогатили НВО на $612 млн). До этого рекордной считалась сумма, полученная телеканалом в 2002-м за трансляцию боя между Ленноксом Льюисом и Майком Тайсоном — $112 млн. Часть дохода перечисляется менеджерам боксеров, однако нередко американские каналы сами выступают промоутерами боев, назначая гонорары тем, кого хотели бы видеть перед телекамерами.
В Германии работает другая схема. Телеканал оплачивает все организационные расходы промоутера в обмен на права трансляции поединка внутри страны. Менеджер же может продавать права телетрансляции зарубежным каналам. Вильфрид Зауэрланд, совладелец промоутерской компании Sauerland Event, признался, что продажа прав на показ боев с участием Николая Валуева принесла ему $600 тыс.
Затраты телеканалов с лихвой окупает реклама. К примеру, 30-секундный ролик на немецком RTL во время прошлогоднего чемпионского поединка Владимира Кличко и Тони Томпсона стоил от EUR100 тыс. И именно права на трансляции боев обычно становятся камнем преткновения промоутеров. Например, представители Владимира Кличко (братья учредили свою промоутерскую компанию) и менеджеры Александра Поветкина так и не смогли договориться — Владимир подписал контракт на трансляцию своих поединков с RTL, а промоутеры Поветкина — с телеканалом ARD.
Также менеджеры боксеров зарабатывают на продаже билетов — эта статья составляет до 15% их совокупных доходов. В 2008 году попасть на поединок Оскара Де Ла Хойи с Флойдом Мейвезером можно было, заплатив от $1 тыс. до $30 тыс. В 1999 году любители бокса, посетившие чемпионский бой Леннокса Льюиса с Эвандером Холифилдом, заплатили за билеты в общей сложности $16,5 млн. А чтобы попасть на декабрьский бой Владимира Кличко с Хасимом Рахманом, нужно было выложить от EUR107 до EUR1 тыс.. Учитывая, что зал SAP Arena в Мангейме, где состоялся поединок, рассчитан на 15 тыс. болельщиков, можно предположить, что при аншлаге организаторы выручили около EUR8 млн только от продажи билетов.
Билеты на бой Хойи с Пакьяо разошлись всего за несколько часов после поступления в продажу. Поединок состоялся в Лас-Вегасе в MGM Grand Arena, рассчитанном на 16 тыс. мест, на любителях бокса организаторы заработали около $17 млн. Кстати, не только дороговизна билетов обеспечивает прибыль промоутерам. В 1993 году Дон Кинг организовал чемпионский бой Хулио Чавеса с Грегом Хогеном на стадионе «Ацтека» в Мехико. Поединок пришли посмотреть 132 тыс. зрителей (рекорд, не побитый до сих пор), что позволило промоутеру получить неплохую выручку от продажи относительно недорогих билетов.
Рекламные поступления — третий источник дохода промоутера. Маркетологи утверждают, что отдача от спортивного спонсорства выше, чем от прямой рекламы. Причем речь идет не только о мелькании логотипа компании во время трансляции поединка, но и о частом упоминании спонсоров в интервью с боксерами, о скидках при задействовании спортсменов в рекламных роликах и т. д. Кстати, часто на рекламе зарабатывают и непосредственно боксеры. К примеру, по информации российского журнала SIM, Костя Дзю заработал на ринге около $15 млн, а в рекламе — приблизительно $200 млн. Братьям Кличко, олицетворяющим ТМ Hugo Boss, рекламные контракты приносят примерно $20 млн ежегодно, данные SIM.
В расход
Заметим, менеджеры очень долго инвестируют в своих подопечных, прежде чем те начинают приносить прибыль. Глава промоутерской компании Universum Box Promotion Клаус Питер Коль вложил в раскрутку боксеров около $70 млн, у совладельца Sauerland Event Вильфрида Зауэрланда на это ушло $25 млн.
Основная статья расходов промоутера — боксерские гонорары. В 2002-м Дон Кинг заплатил $35 млн Тайсону за бой с Льюисом. Гонорарный фонд поединка Владимира Кличко с Хасимом Рахманом официально не разглашали, известно лишь, что темнокожий спортсмен должен был заработать около EUR1 млн (данные BoxingScene.com). О гонорарах Владимира Кличко, чемпиона мира в супертяжелом весе по версиям IBF и WBO, можно судить по его прошлогоднему бою с Тони Томпсоном. Тогда, по информации газеты Bild, украинский атлет заработал EUR8 млн, а его нетитулованный соперник — в 16 раз меньше: EUR500 тысяч.
Абсолютный рекордсмен по гонорарам — Оскар Де Ла Хойя, который проиграл в декабре 2008-го Мэнни Пакьяо, чемпиону по версии WBC в легком весе, получившему $10 млн. Сам Золотой Мальчик заработал, скорее всего, значительно большую сумму. Во всяком случае, проиграв два года назад Флойду Мейвезеру, Хойя стал богаче на $50 млн.
Бойцам, разогревающим публику перед титульными боями (так называемый андеркард), тоже неплохо платят — размер их гонораров зависит от личных договоренностей боксеров и промоутеров. Еще одна статья расходов — аренда зала, в котором проходит поединок. К примеру, знаменитый американский Madison Square Garden можно снять за $400 тыс. в сутки.
Обычно менеджер на время подготовки к бою оплачивает боксеру тренировочный зал, спар-ринг-партнеров, тренеров и медиков. Дорогой может быть и рекламная кампания. Так, в раскрутку поединка Де Ла Хойи с Мейвезером, длившуюся около полугода, было вложено $50 млн.
Не обойтись менеджеру и без получения лицензии на проведение поединка, стоимость которой для чемпионского боя составляет (в зависимости от версии — WBC, WBA, WBO или IBF) 3–10% от боксерских гонораров. Также промоутер оплачивает и обеспечивает работу рефери, медицинского персонала, супервайзеров, словом, всех, кто причастен к организации и проведению поединка.
Риски и шампанское
Риск, что средства, вложенные промоутером в боксера, не вернутся, есть всегда. Дело в том, что невозможно выставить на титульный бой даже очень талантливого спортсмена. Прежде необходимо организовать 10–15 рейтинговых поединков, в которых желательны эффектные и досрочные победы. Вместе с тем формировать послужной список бойца нужно осторожно, чтобы зритель не заподозрил неравность соперников. К примеру, промоутер Боб Арум подыскивал Хулио Чавесу настолько слабых партнеров, что в СМИ появилась информация о том, что он нокаутирует мексиканских таксистов. И хотя список поединков у Чавеса получился внушительным, все понимали, как он нарисован.
Ни один промоутер не застрахован от того, что его подопечный вдруг начнет проигрывать и сдавать позиции в международных рейтингах. Например, Дон Кинг рассчитывал, что Хасим Рахман, неожиданно для всех выигравший 22 апреля 2001 года чемпионский бой у Леннокса Льюиса, в течение нескольких лет будет сражаться со слабыми бойцами и только после этого согласится дать реванш. Однако Льюис добился реванша через суд, 17 ноября 2001 года победил Рахмана, и бизнес-планы Дона Кинга пошли прахом. Поэтому крупные промоутеры обычно растят несколько перспективных боксеров и все время ищут новых. Только таким образом можно защититься от проигрышей, травм или ухода из спорта фаворитов.
Главная задача промоутера — не просто научить боксера побеждать, а делать это красиво и зрелищно. Ведь профессиональный бокс — это не просто спорт, а еще и шоу. Специалисты едины во мнении, что Мохаммед Али не был лучшим супертяжеловесом всех времен и народов, но благодаря зрелищным боям и умению общаться с журналистами заслужил прозвище Величайший.
Он вернулся!
В октябре 2008-го политик Виталий Кличко вернулся в профессиональный бокс и одержал убедительную победу над нигерийцем Сэмюэлом Питером, вернув себе титул чемпиона в супертяжелом весе по версии WBC. Финансовые нюансы этого события не афишировали. В канун поединка Виталий Кличко заявил, что «гонорар будет самым большим в карьере Сэмюэла Питера, но не самым большим в его собственной карьере». О доходе Виталия от этого боя можно судить по косвенным признакам. Известно, в частности, что билеты на поединок стоили от EUR71 до EUR1 тыс., а берлинская арена O2 World, где он проходил, вмещает 17 тыс. зрителей. Таким образом, по оценкам экспертов, гонорарный фонд титульного боя был не менее EUR8 млн. С учетом процентов от продажи прав на трансляцию получается и того больше. По немецкому телеканалу RTL бой Кличко с Питером посмотрели 9,67 млн человек (данные информагентства DPA), а по украинскому Интеру — более 2 млн. Также этот поединок транслировали в прямом эфире российский Первый канал, британский Setanta Sport и американский Showtime.
Победа над Питером стала еще одним шагом к мечте братьев Кличко: собрать в семье все чемпионские пояса, три из четырех уже есть — WBC, WBO и IBF. Четвертым поясом WBA владеет россиянин Николай Валуев, защитивший чемпионский титул 20 декабря в бою с Эвандером Холифилдом. По мнению экспертов, поединок одного из братьев Кличко с Валуевым маловероятен, поскольку бой двух белых боксеров не вызовет такого интереса, как cхватка белокожего и темнокожего чемпионов.
Рекорды профи-бокса
Самым богатым боксером в мире является Оскар Де Ла Хойя, заработавший за свою карьеру около $300 млн.
Самый высокий гонорар — $35 млн — получил Майк Тайсон за участие в поединке против Леннокса Льюиса в 2002 году.
Самый успешный промоутер — Дон Кинг,
организовавший более 500 чемпионских боев. Этот рекорд зафиксирован в Книге
рекордов Гиннесса.
Самым дорогим боем признан поединок Оскара Де
Ла Хойи с Флойдом Мейвезером в 2007 году. Общий гонорар атлетов (с учетом
процентов от продажи прав на трансляцию) — $70 млн.
Самое большое количество зрителей — 132 тыс. —
посетили бой Хулио Чавеса с Грегом Хогеном в 1993 году на стадионе «Ацтека» в
Мехико.
Есть мнение
О влиянии мирового экономического кризиса на индустрию профессионального бокса — в эксклюзивном комментарии Виталия КЛИЧКО:
— Поединок Владимира в Мангейме 13 декабря (с Хасимом Рахманом. — Прим. ред.), собрал полный зал, несмотря на кризис. Поединки такого уровня не проходят ежедневно и пользуются большой популярностью. Я давно хочу сделать подарок нашей стране и провести один из боев в Киеве, однако для этого нужно решить массу вопросов, главный — отсутствие достойного места проведения поединка. Решение этой проблемы требует материальных, моральных и физических инвестиций.
ЭКСПЕРТиза
Вадим БУХКАЛОВ,
промоутер K2 East Promotions
— Если под знаменами украинских промоутерских компаний будет несколько чемпионов мира или даже просто известных, но нетитулованных боксеров, мы сумеем заработать, невзирая на кризис. Ведь люди все равно хотят отдыхать, отвлекаться от своих проблем, а вечер бокса — лучшее средство для этого. Правда, инвестировать в профи-бокс в условиях кризиса становится сложнее, ведь вложения часто не окупаются. Мы пока не можем устанавливать европейские цены на билеты, и наши боксеры еще не интересуют мировые телеканалы.
Сергей ЯНЧИШИН,
вице-президент промоутерской
компании «Звезды профессионального бокса»
— В условиях кризиса добиться окупаемости боксерских турниров стало гораздо сложнее. Хотя в принципе на боксе можно будет хорошо заработать лишь тогда, когда телеканалы начнут платить за трансляцию турниров. Второй не менее важный фактор коммерческого успеха — реклама. Рекламный рынок шести немецких телеканалов в 2008 году оценивался в ЕUR20 млрд, украинский — в $600–700 млн. Единственные дивиденды, которые приносит профессиональный бокс в Украине организаторам турниров, — это известность.