Контракти.ua

29919  —  23.03.14
Откуда у россиян ненависть, или Опыт свободы
Откуда у россиян ненависть, или Опыт свободы

Нет, не понять умом Россию. Солнце российской истории, мечта женщин Зауралья и покровитель тигров Приамурья, Владимир Владимирович Путин, отхватив Крымский полуостров, наделил свою страну чудовищным геморроем. Обрек на международное презрение и изоляцию. Лишил Россию права видеть в ней вменяемого и честного партнера. Навсегда оттолкнул Украину. А верноподданные ему рукоплещут.

Списывать эту неадекватную реакцию на достижения российского телевидения – значит, незаслуженно преувеличивать таланты киселевых и мамонтовых. Что-то такое сидит в российско-русском человеке, манипуляторы лишь расчесали эту вавку. Безусловно, речь о феномене социальном, гены тут ни при чем, еще чего не хватало.

С месяц назад «Огонек» опубликовал удивительную статью, которая стоит тысяч оппозиционных листовок, потому что в ней содержится, пожалуй, ответ на вопрос, что происходит с российским обществом. Вы можете прочитать ее полностью, а тут я в нескольких словах перескажу суть. Журналистка Ольга Андреева попыталась у социологов найти ответ на вопрос, что такое «типичный россиянин». И ученые обратили ее внимание на важный момент: среди жителей Российской Федерации существует разительное несовпадение между общественными представлениями о норме и повседневной практикой. Вот как об этом пишет Андреева:

«Нормальный русский…умный и сильный. Он умеет работать и совершенно не хочет воровать и брать взятки. С совестью у него все в порядке. Но если подойти к нему ближе, вы увидите не вежливую улыбку уверенного в себе человека, а злобный оскал затравленного зверя. Руки он вам не подаст и скорее всего нахамит. Он вас боится и в глубине души ненавидит. Он вообще ненавидит всех — мигрантов, чиновников, богачей. Но больше всего он ненавидит самого себя. Потому что быть таким, какой он есть, ему стыдно. Это не он. Он таким быть не хочет. Больше всего на свете он хочет покоя, уважения и любви. Ничего этого у него нет».

Такая внутренняя неустроенность подталкивает россиян к поиску смыслов собственного незавидного существования, и Кремль услужливо предлагает способ подняться в собственных глазах (это уже не вывод не российской журналистки, сами понимаете). Для этого врагом назначаются коварные «пиндосы», мечтающие навредить святому Отечеству, и их сребролюбивые агенты – «бендеровцы», мучающие русских везде, где только учуют русский дух. Дать отпор тем и другим – долг русского человека. Согласитесь, иметь в противниках США делает честь гражданам. «Ай, моська! Знать, она сильна…» И отнятый у обессиленной внутренним конфликтом Украины Крым служит в массовом сознании свидетельством этой силы и ловкости. То, что крымской двухходовкой партия не заканчивается, слишком сложная и неприятная мысль. В конце концов, Путин что-нибудь опять придумает. Он ведь вон какой. Удивительный.

Сейчас многие делятся своими крымскими историями. Есть и у меня такие – здесь много и отдыхалось, и работалось. А в тему пойдет такая. Будучи студентами истфака Харьковского университета, проходили мы практику в знаменитом Херсонесе. Советское еще время. И вот, среди прочего, что поразило. Мы зачищали под будущие археологические работы небольшой участок. Солнце, жарко. Сильно не перетруждались и регулярно ходили окунуться в море. Начальство над головой не стояло, а когда и приходило, то останавливало работу, усаживалось и рассказывало какие-то байки, которых у нашего любимого преподавателя было воз и маленькая тележка. Все это с шутками, прибаутками и дружным ржанием.

Рядом, не поднимая головы, пряча непривычные к солнцу тела под рубашками с длинными рукавами, под покрикивания старших, потели студенты и сотрудники Уральского университета. Мы не видели, чтобы их отпускали покупаться, и весь процесс протекал как-то хмуро и нервно.

Помню, меня тогда поразила эта разница. Чертовски приятно было ощущать себя человеком свободным. Гордость за альма-матер, с полным уважением относящейся к своим питомцам, в отличие от свердловских студентов, была невероятная. Никаких мыслей о разнице между русскими и украинцами тогда не было и быть не могло, мы относили все на особенности университетских нравов.

А сейчас почему-то не могу отогнать мысль: неслучайно этот опыт собственной свободы и достоинства на фоне чужой несвободы был получен мною на крымской земле.

Сегодняшний тост – за то, чтобы мы в этом вынужденном противостоянии с россиянами не стали отзеркаливать их позицию. Да, они нам непонятны в своем путинолюбии, а ненависть и презрении, до которых они доходят в своих оценках Украины и украинцев, больно ранят. Но нам ответная ненависть противопоказана. Ненависть – для несвободных людей. За нашу свободу! Ну, и за ихнюю.

Налил и немедленно выпил – Леонид Швец

Статьи по теме
На карту поставлено демократію: Байден пояснив висування на другий термін
На карту поставлено демократію: Байден пояснив висування на другий термін

Президент США Джо Байден, який збирає гроші для своєї передвиборчої кампанії, визнав стурбованість з приводу свого віку, але заявив, що балотується на другий термін, бо демократія під загрозою.
19.09 — 389

"Йде дорогою пропаганди": Портников прокоментував брехню Путіна, що євреїв в Україні знищували "бандерівці"

Диктатор Володимир Путін заявив, що євреїв в Україні знищували не німці, а "бандерівці".
13.09 — 310

«Краще, щоб путін сам оголосив війну США». Про шахеди, Румунію і casus belli
«Краще, щоб путін сам оголосив війну США». Про шахеди, Румунію і casus belli

Євген Якунов:Перша сутичка американських і німецьких військових у Другій світовій війні сталася 4 вересня 1941 року, коли американський есмінець «Грір» запеленгував німецький підводний човен. Екіпаж човна, зрозумівши, що помічений, атакував американців двома торпедами. «Грір» відповів двома десятками глибинних бомб. Цього разу суперники розійшлися без втрат. Але британський прем'єр Черчілль вже радісно потирав руки: це добрий привід для Америки вступити нарешті у війну з Гітлером.
06.09 — 356