$25 тыс., вложенные в открытие фирмы по профессиональной уборке помещений, окупятся максимум за год. По оценкам профессиональных уборщиков, рынок клининговых услуг всего за три года вырос вдвое. Оборот клининга в 2007-м большинство операторов оценивают в $50 млн.
Драйвер клининга — корпоративный сектор. Спрос на профессиональную уборку растет параллельно росту объемов строительства офисной и торговой недвижимости. Владельцы торгово-развлекательных комплексов и офисов категории А и В за счет масштаба работ приносят профессиональным уборщикам основной доход. Корпоративный сегмент охвачен клинерами только на 50%, при этом число клиентов-юрлиц в крупных городах Украины ежегодно растет примерно на 20%.
Чужие в доме
Клининговые компании зарабатывают на всем, что можно помыть и почистить. Но спрос на профессиональных уборщиков есть только в мегаполисах: Киеве, Донецке, Днепропетровске, Харькове, Львове, Одессе. Клининг востребован там, где нужно за короткий срок привести в порядок помещение, требующее «сложной» уборки (с коврами, покрытиями из натурального дерева или камня и т. п.) и где невыгодно содержать постоянный штат уборщиков.
Самое рентабельное направление — уборка коттеджей и квартир. Доля прибыли в выручке доходит до 60%. Генеральная уборка квартиры обойдется клиенту от 5 грн за кв. м до 150-200 грн/кв. м — для особо сложных случаев. Расценки на обслуживание торгового центра стартуют с 1,8-3,6 грн/кв. м. Разница в ценах для частников и юрлиц объясняется не только объемами работ, но и риском испортить имущество домовладельца — чистить обычный ковролин в офисе легче, чем персидский ковер ручной работы.
Рентабельность регулярной уборки торговых комплексов и бизнес-центров — 15-20%. Расценки клининговых компаний для корпоративных заказчиков ниже, поскольку в этом случае можно заработать на больших площадях. Основной объем работ клининговым компаниям обеспечивают как раз торговые центры, супермаркеты и бизнес-центры. Не удивительно, что в городах-миллионниках к компаниям, управляющим коммерческой недвижимостью, еще на стадии строительства объекта выстраивается очередь «фирменных» уборщиков.
Спрос на услуги клинеров со стороны развлекательных заведений, коммерческих медицинских и образовательных учреждений пока небольшой — профессиональные уборщики обслуживают не более 15% таких объектов.
Непопулярна фирменная уборка и среди частных клиентов. Даже в Киеве услугами профессиональных уборщиков, да и то нерегулярно, пользуются от силы 5% владельцев столичных квартир и коттеджей.
Клининг начинается с мочалки
Стартовый капитал Сергея Карпенко в клининговый бизнес составил $4 тыс. Бывший инженер переквалифицировался в уборщики три года назад, купив профессиональный полотер, моющий пылесос, парогенератор и мелкий уборочный инвентарь — тележку для влажной уборки, комплект швабр с отжимом, щетки для мытья окон, моющие средства и т. д. Сейчас в его распоряжении четыре бригады уборщиков, на экипировку каждой он потратил $3-5 тыс. По Киеву и пригороду их развозит старенький микроавтобус стоимостью $7 тыс.
После первых неудачных закупок Карпенко приобретает исключительно надежную и компактную технику. «Я знаю несколько компаний, у которых техника «убивалась» за полгода», — рассказывает директор ООО «Аллон ЛТД» Ольга Гуцал. Клининговые компании не экономят и на спецодежде для рабочих — неряшливо одетых уборщиков клиент вряд ли пригласит повторно.
Карпенко считает, что под такую фирму, как у него, необязательно арендовать офисное помещение — он ограничился квартирой на первом этаже.
Кадры убирают все
«Большинство заказов мы принимаем по телефону. Об уровне профессионализма фирмы клиенты чаще всего судят по представленному на сайте фирмы «портфолио» (отзывы крупных клиентов. — Прим. Контрактов), общению с принимающим заказы оператором и только потом — по качеству уборки. Оператор должен быть доброжелательным, компетентным и выдержанным. Многие клиенты по телефону детально расспрашивают о технологии проведения уборки. От правильности подачи этой информации зависит, получит ли фирма заказ», — делится Карпенко.
Штат постоянных сотрудников среднестатистической столичной клининговой компании не превышает 30 человек: несколько бригад по 3-5 работников, водители, два-три оператора, бухгалтер и директор. На сложные или объемные работы могут привлекаться специалисты со стороны, например, альпинисты для чистки фасадов.
«Порядочный, непьющий, ответственный человек в возрасте 23-40 лет», — описывает Ольга Гуцал идеального работника. По ее словам, идеального кандидата найти крайне сложно: «Наши люди еще не научились серьезно относиться к уборке, как к работе. Им легче идти торговать на рынок, но только не убирать».
Обязательное условие при приеме на работу в клининговую фирму — наличие санитарной книжки. Без нее уборщика не пустят, например, на объекты HoReCa, в учебные заведения или больницы.
Зарплата рядовых уборщиков колеблется от $200 до $400. Ценных специалистов владельцы клининговых фирм переводят на процент от выработки: как правило, это примерно 15% от суммы заказа.
Тонкости уборки
«У одного клиента мы чистили напольное покрытие, не зная, что оно сделано из натуральных волокон какого-то редкого африканского дерева. Клиент перепутал паспорта на изделие и дал нам не тот. Покрытие было испорчено, — рассказывает о форс-мажорах в клининговом бизнесе Виталий Опанасюк, директор компании «Гриффин». — Нам пришлось покупать новое покрытие, ведь репутация дороже. Мало того что оно дорого стоит, найти эту экзотику в Киеве было крайне сложно».
Для многих мелких компаний ЧП такого рода могло сталь фатальным. Поэтому некоторые уборщики не рискуют браться за сложный заказ. «Недавно мы пришли на объект, не уступающий по отделке Мариинскому дворцу. За этот заказ мы не взялись. Если бы допустили малейший промах, попросту не рассчитались бы с клиентом», — признается Наталья Романюк, исполнительный директор компании «Примекс».
Клининговые компании часто сталкиваются с недоверием потенциальных клиентов. Даже обратившись в фирму с десятилетней историей и безукоризненной репутацией, многие заказчики перестраховываются. «Есть объекты, на которые не пускают даже менеджера для предварительного осмотра — только персонал, непосредственно занимающийся уборкой», — рассказывает Виталий Опанасюк. По его словам, в Гриффине есть собственная служба безопасности, знающая об уборщиках все.
Однако некоторые богатые клиенты все равно контролируют каждый шаг клинеров. «Есть объекты, на которые наших сотрудников обслуга клиента доставляет в закрытых машинах. Уборщики понятия не имеют, где они были. Такие клиенты просят присылать одних и тех же людей, а если кто-то из них заболел и не может приехать, заказ отменяют. Часто охрана заказчика перепроверяет сотрудников, которых мы собираемся к ним присылать. Иногда просят кого-нибудь заменить», — признается Виталий Опанасюк.
Конкуренция и демпинг
На уровень расценок и соответственно рентабельность фирменной уборки влияет репутация компании. Чем старше фирма, тем дороже стоят ее услуги — постоянные клиенты знают, что в случае форс-мажора подрядчик не исчезнет и выплатит компенсацию.
Несмотря на декларируемый крупными клининговыми фирмами «широкий спектр услуг», большинство из них занимается одним-двумя направлениями. Некоторые ориентированы преимущественно на уборку гипермаркетов, другие специализируются на торгово-развлекательных или бизнес-центрах. Есть фирмы, предоставляющие узкоспециализированные услуги: высотные работы или, например, химическую чистку ковров любой сложности.
Крупные фирмы не устраивают ценовых войн, но опасаются демпинга новичков, старающихся заполучить клиентов. «Компания существует год, потом потихонечку умирает, но тем не менее среднерыночную стоимость услуг они понижают», — сетует Ольга Гуцал. «Мы тоже когда-то использовали демпинг: чтобы завоевать хотя бы одного крупного клиента, нужно предложить привлекательные расценки. Однако демпинг тормозит развитие бизнеса, — признается Виталий Опанасюк. — Как правило, заказчику очень нравится низкая цена — перевести его на более высокие тарифы практически нереально».
Характеристика ниши