Международная ассоциация юристов (МАЮ) осуждает вторжение РФ в Украину, рассматривает это как нарушение устава Организации Объединенных Наций (ООН), призывает к независимому международному расследованию данного факта.
«Украина является суверенным государством. Россия как государство-участник ООН, в соответствии с уставом этой организации, обязана соблюдать запрет на использование силы против нее», - заявил исполнительный директор МАЮ Марк Эллис.
Он отметил, что «запрет использовать силы имеет только три исключения: в случае предоставления разрешения Совета Безопасности ООН, в случае согласия государства территориальной юрисдикции и в случае, когда это – самооборона».
«Первые два исключения не применяются в данном случае, поскольку Совбез ООН не выдавал резолюции, согласно которой России было бы разрешено применять силу, а Украина не давала согласия на военную интервенцию России. Третье исключение - самооборона - применяется только в ответ на вооруженное нападение. Украина не осуществляла вооруженного нападения на Россию и, соответственно, Россия не может применить исключение по самообороне», - заявил он.
Кроме того, Эллис добавил: «Международное право является очень проскрипционным по использованию силы против другого государства, устанавливая, что все члены ООН воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Использование вооруженных сил одного государства на территории другого государства при отсутствии согласия подпадает под запрет».
Как отмечают в МАЮ, Россия утверждает, что действует в соответствии с международным правом, ссылаясь на угрозу со стороны ультра-националистов и на необходимость защиты российских граждан в Украине. «Хотя «концепция защиты граждан» ранее и использовалась в международном праве, это имело место в ситуациях, когда граждане государства были непосредственно жертвами нападения, брались в заложники, или вообще в ситуации угрозы тяжких телесных повреждений. Такой угрозы российским гражданам в АРК не было. Даже при условии принятия российской версии последних событий в Украине, а именно - захвата власти «фашистами и ультра-националистами", ни угроза применения насилия к этническим русским и русским религиозным объектам, ни угроза национальным интересам России не являются признанными основаниями для нарушения территориального суверенитета другого государства или для использования вооруженных сил на территории этого государства», - говорится в заявлении МАЮ.
Кроме того, в МАЮ, отмечают, что обнародованное российским послом Виталием Чуркиным на экстренном заседании Совбеза ООН по Украине 3 марта 2014 заявление отстраненного президента Украины Виктора Януковича, потребовавшего от президента РФ применить вооруженные силы для восстановления мира в Украине, не является основанием для присутствия вооруженных сил других государств на территории страны, поскольку Конституция Украины прямо предоставляет полномочия по согласованию этого вопроса Верховной Раде, следовательно, Янукович не имел юридических полномочий просить об интервенции.
Кроме того, в МАЮ заявляют: требование председателя Совета Министров АРК не является правовой основой для интервенции, поскольку правовые основы статуса АРК как автономной республики содержатся в Конституции и законах Украины, которые также специально устанавливают, что АРК является частью административной и территориальной структуры Украины.
Кроме того, в МАЮ отмечают, что Россия вместе с США и Великобританией путем подписания Меморандума о гарантиях безопасности в Будапеште 5 декабря 1994 непосредственно приняла на себя обязательства в обязательном с юридической точки зрения уважать независимость и суверенитет и существующие границы Украины, воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины.
«Другим релевантным принципом международного права является тот простой факт, что система ООН, созданная как следствие Второй мировой войны, является системой общепризнанной коллективной безопасности. В этой системе Совбез ООН несет главную ответственность за мониторинг и реагирование на угрозы для мира в мире. Россия, как и другие постоянные члены Совбеза, имеет особую роль, уровень ответственности в поддержке этой системы международной стабильности», - резюмирует президент МАЮ Майкл Рейнольдс.
По материалам: Интерфакс-Украина