Расходы украинцев на лекарства увеличиваются пропорционально росту их доходов: +30% в год. В сумме на порошки, таблетки и инъекции за год украинцы потратили более $2,2 млрд — больше, чем на отдых, покупку мебели или бытовой техники.
Прогноз на 2008-й: $2,8 млрд +29%
В 2007 году украинцы потратят на лекарства около $2,2 млрд, прогноз исследовательской компании RMBC Украина. Прошлогодние прогнозы годового роста в денежном выражении полностью оправдались: за первые три квартала рынок вырос на 27%. Интересно, что в количественном выражении продажи упали на 12% — с ростом доходов украинцы покупают более дорогие лекарства.
Эксперты прогнозируют ежегодное увеличение оборота украинского фармрынка на $0,5 млрд как минимум в течение ближайших пяти лет. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что в основном будет расти спрос на дорогие импортные препараты. Впрочем, эта тенденция наблюдается и сейчас: средняя цена условной упаковки в 2007 году выросла на 44% — с $1,16 в январе до $1,67 в декабре. «Рынок растет прежде всего за счет улучшения благосостояния украинцев. Все больше покупателей теперь могут позволить себе качественные лекарства. Например, наша компания в конце прошлого года сняла с производства все еще пользующийся спросом, но слабо действующий раунатин (средство, понижающие давление. — Прим. Контрактов). Годовые продажи этого лекарства превышали 8 млн упаковок, однако в рознице раунатин стоил всего 40 копеек. Вместо него мы стали производить более эффективные и дорогие препараты», — объясняет тенденцию коммерческий директор Борщаговского химфармзавода Евгений Сова.
По данным исследовательской компании RMBC Украина, за первые 9 месяцев 2007-го житель Украины потратил на лекарства в среднем $30,1. Но самыми результативными у фармацевтов считаются последние три месяца года — с октября по декабрь. «В переходный осенне-зимний период многие украинцы болеют простудными заболеваниями. Это золотое время для аптек и фармпроизводителей», — рассказывает один из производителей. По его словам, затраты на лекарственные средства в расчете на душу населения увеличатся до $47-50 по итогам года (в 2006-м один украинец потратил на лекарства в среднем $38,64). При этом у отечественного рынка больший потенциал роста. В соседней Польше, где уровень дохода населения выше, этот показатель составляет почти $300 на человека, в Чехии — $250. Фармацевтические рынки этих стран близки к насыщению, а годовой прирост продаж не превышает 5-7%. Украинский рынок выйдет на такие показатели не ранее 2013 года, уверены аналитики.
По итогам года на долю украинских производителей придется около четверти внутреннего рынка. Хотя в Топ-10 по объемам продаж входит только три украинских компании: «Дарница» (2,9% внутреннего рынка), корпорация «Артериум» (2,5%) и «Фармак» (2,5%). Если сравнивать с другими странами СНГ, рыночные показатели украинских компаний не так уж и плохи. Например, в соседней России в Топ-10 не входит ни одно фармпредприятие с российской пропиской — тамошний рынок полностью контролируют импортеры. Однако украинские фармкомпании постепенно теряют внутренний рынок. В 2008-м продажи отечественных производителей, представленных в «десятке», заметно отставали от роста рынка. Например, Борщаговский ХФЗ по результатам первых трех кварталов покинул десятку лидеров. В прошлом году предприятие занимало 10-е место с 2,3% внутреннего рынка.
| ||||
|
|
| ||
|
|
|
| |
1 | 2 | Berlin-Chemie AG/Menarini Group | 4,0 | 3,9 |
2 | 1 | Sanofi-Aventis | 4,0 | 4,7 |
3 | 4 | Novartis (вкл. Sandoz-Lek) | 3,7 | 3,5 |
4 | 6 | Servier/Egis | 2,9 | 2,9 |
5 | 3 | Дарница | 2,9 | 3,6 |
6 | 9 | GlaxoSmithKline | 2,6 | 2,4 |
7 | 5 | Артериум | 2,5 | 3,1 |
8 | 7 | Фармак | 2,5 | 2,9 |
9 | 8 | KRKA D.D. | 2,4 | 2,7 |
10 | 15 | Bayer Healthсare (вкл. Schering AG) | 2,1 | 1,8 |
Итого | 29,6 | 31,5 | ||
По данным розничного аудита готовых лекарств компании RMBC |