Контракти.ua

Автор: Дмитрий Гонгальский —  4823  —  18.02.14
Мимо кассы: на чем сконцентрируются банки в 2014-м году
Мимо кассы: на чем сконцентрируются банки в 2014-м году

Выполнив программу-минимум — сохранив финансовую стабильность на рынках, пускай даже путем потери трети золотовалютных резервов страны, властям, тем не менее не удалось достичь своей главной экономической цели — запустить полноценное кредитование предприятий.

Формально в Нацбанке отчитались о существенном росте кредитования корпоративного сектора. Судя по заявлениям НБУ, кредитный портфель юрлиц за 11 месяцев 2013-го увеличился на 66 млрд грн — до 675 млрд грн. Годом ранее кредитная активность финучреждений была значительно выше. В 2012-м предприятия нарастили свою задолженность перед банками почти на 100 млрд грн. Но даже 10%-ный рост кредитных портфелей можно в нынешних условиях назвать большой победой. Если бы не одно «но».

В реальности львиная доля кредитных средств — это краткосрочные займы. Долгосрочные кредиты, по данным НБУ, увеличились за тот же период всего на 27 млрд грн. Необходимо признать, что и такой результат выглядит весьма впечатляюще. Ведь в 2012-м было зафиксировано сокращение длинных кредитов примерно на такую же величину. Но тогда почему финансовая поддержка банков совершенно не отразилась на экономике? И, согласно официальной статистике, 2013-й страна закончила даже с нулевым ростом ВВП. При этом первые три квартала экономика находилась в крутом пике.

Ответ, очевидно, в том, что кредитные средства не использовались для расширения бизнеса. И, скорее всего, деньги предоставлялись либо государственным предприятиям, либо просто выводились из компаний, то есть собственные средства заменялись заемными. Это же в частных беседах подтверждают и представители инвестбизнеса, отмечая, что в прошлом году многие предприятия свернули все инвестиционные проекты, предпочитая сосредоточиться лишь на краткосрочных целях, чтобы удержаться на плаву. Еще одно доказательство ухудшения ситуации в бизнес-среде — сокращение предпринимателями срочных депозитов в банках.

Да и сами финучреждения явно не спешили наращивать кредитные портфели. Хотя их возможности в этом плане за 2013-й существенно возросли. Денег было более чем достаточно. Пассивы банковской системы за год возросли более чем на 135 млрд грн. Особенно ощутимо увеличились сбережения граждан. Депозиты физлиц за год взлетели почти на 20% — люди увеличили свои сбережения в банках на 70 млрд грн. Не отказывал в рефинансировании и Нацбанк. В отличие от 2012-го, когда любимой тактикой регулятора была строгая финансовая диета подопечных, чтобы избыток денег в банковской системе не выплеснулся на валютный рынок и не спровоцировал девальвацию гривни, в прошлом году НБУ был щедр как никогда. За весь 2013-й на поддержание ликвидности банкиры получили 71,5 млрд грн. Причем в декабре регулятор предоставил сразу 27,6 млрд грн. Неудивительно, что к концу года остатки на кор­счетах взлетели до невиданных прежде 30 млрд грн. Так много денег в банках еще не было никогда.

Но почему же все эти средства не достались экономике? На это есть три причины. Первая — высокая стоимость привлекаемых ресурсов, даже несмотря на их избыток. Вторая — возросшие аппетиты бюджета, на покрытие дефицита которого правительство активно занимало средства у банковских учреждений. И третья — усиливающийся экономический спад.

Ставки сделаны

Инвестиции Нацбанка в бумаги правительства тоже побили все рекорды: НБУ затоварился на 45,6 млрд грн

Нулевая инфляция и стабильный курс гривни в 2013 году парадоксальным образом сочетались с 20–25% годовых по вкладам физлиц. Совершенно очевидно, что, привлекая настолько дорогие деньги, банки не смогут выдать кредиты дешевле 25–30% годовых. И это при условии, что заемщик будет соответствовать самым строгим критериям. Так почему же финорганизации не смогли платить вкладчикам меньше?

Дело в том, что банковские учреждения еще не успели восстановиться от кризиса 2008 года. Их кредитные портфели, сформированные в период кредитного бума, по-прежнему существенно превышают размер привлеченных депозитов. Пять лет назад займы превышали вклады почти вдвое, и до сих пор ситуация существенно не изменилась. Тогда как для повышения финансовой устойчивости должен сохраняться паритет между этими показателями. Иначе увеличиваются риски потери ликвидности в случае резкого оттока вкладов или ухудшения платежеспособности заемщиков. Что, собственно, и произошло в 2008-м, когда для поддержки кредитной активности банки не жалели не только деньги вкладчиков, но и средства, занятые на зарубежных рынках, не брезгуя и совсем короткими займами на межбанке. И когда пришлось их возвращать, оказалось, что снова получить ресурсы невозможно. А досрочно возвращать кредиты никто не спешил. Не говоря уже об огромной доле некачественных активов.

Риски таких операций прекрасно понимают «дочки» зарубежных финансовых учреждений, которые вынуждены придерживаться консервативного подхода в кредитовании. Последние годы банки пытаются выровнять дисбаланс, наращивая свою срединную активность весьма незначительно или вовсе ее сокращая. Среди западноевропейских банков, присутствующих в Украине, заметно сократил кредитование предприятий ОТП Банк. За десять месяцев 2013-го его портфель похудел на 1,7 млрд грн. UniCredit Bank сэкономил 832 млн грн.

Борьба за вкладчиков нашла свое отражение в запредельных ставках по депозитам. Особенно учитывая, что средства частных лиц — чуть ли не единственный доступный ресурс для финорганизаций, который можно привлекать на относительно длительные сроки. Предприниматели же не спешат нести средства в банки, потому что не в состоянии: в первую очередь необходимо поддержать собственно бизнес. По данным НБУ, за 11 месяцев 2013-го долгосрочные средства субъектов хозяйствования сократились на 219 млн грн — до 92,5 млрд грн.

А после снижения кредитных рейтингов страны не только банки, но и крупные корпорации потеряли возможность привлекать ресурсы на международных рынках. В качестве альтернативы депозитам остались лишь средства самого регулятора. И в НБУ не прочь профинансировать подопечных. Правда, на определенных условиях.

Нацбанк вам в помощь

Банки кредитовали с одной стороны предприятия торговли, с другой — их клиентов

В борьбу не только за деньги вкладчиков, но и за ресурсы для экономики включилось само государство. Растущий дефицит бюджета и трудности с привлечением средств на внешних рынках заставили правительство искать деньги внутри страны — собственно у населения и у банков. Для первых были выпущены казначейские обязательства в валюте, которые по доходности конкурировали с банковскими депозитами, а вторым предлагались облигации госзайма на уровне 14% годовых. Ставка небольшая и едва ли могла бы заинтересовать банкиров размещать средства на таких условиях, если бы не поддержка со стороны Нацбанка, предоставляющего рефинансирование. Да и сам регулятор активно включился в процесс финансирования бюджета, выкупая госбумаги у банков и немногочисленных зарубежных инвесторов, желающих вывести свои капиталы из украинских активов.

Особенно активно банки оказывали поддержку государству во второй половине 2013-го, когда исчезли последние сомнения в возможности получения кредитов от международных финансовых организаций. Фактически страна оказалась в международной финансовой изоляции. В таких условиях поддержка дырявого бюджета, изначально сверстанного на нереалистичных показателях, оказалась, с точки зрения властей, приоритетнее, чем развитие экономики страны.

За год вложения банков в ценные бумаги, львиную долю которых представляли собой облигации госзайма и НАК «Нафтогаз України», возросли на фантастические 32 млрд грн — до 128 млрд грн (за 11 месяцев 2013-го). Инвестиции Нацбанка в бумаги правительства тоже побили все рекорды: НБУ затоварился на 45,6 млрд грн. Даже сложно себе представить, какой стимул к экономическому развитию получила бы страна, если бы все эти деньги оказались не в руках чиновников, а пошли на кредитование бизнеса. Да еще на условиях, соизмеримых с доходностью гособлигаций. Запуск кредитных программ под 14–15% годовых наверняка вызвал бы огромный спрос на ресурсы со стороны корпоративных клиентов. Вместо этого банкиры готовы им предложить свои услуги как минимум вдвое дороже. Но занимать на подобных условиях могут лишь предприятия, работающие на большой марже и с высокой скоростью оборачиваемости капитала. В основном это предприятия торговли, заинтересованные в привлечении краткосрочных ресурсов на пополнение оборотных средств или складских запасов. Все остальные секторы экономики, за редким исключением, остались без ощутимой финансовой поддержки со стороны банков.

Их место заняли частные заемщики. Потребительские займы стали основным каналом продвижения кредитных продуктов финучреждений. Зачастую потребители не в состоянии оценить стоимость ресурсов, предпочитая оценивать свои финансовые возможности исключительно по размеру ежемесячного платежа. Низкая финансовая грамотность населения стала, как это ни парадоксально, лучшим союзником банков. По большому счету банки кредитовали с одной стороны предприятия торговли, с другой — их клиентов. То есть в реальном секторе экономики вся кредитная активность финансовых учреждений была завязана на усилении потребительских настроений населения.

В 2013-м рядовые заемщики нарастили свои обязательства перед банками на 5,6 млрд грн. И, судя по всему, эта же тенденция сохранится в текущем году.

Растущий потребительский спрос тоже может оказать стимулирующий эффект на развитие экономики, но, в силу высокой стоимости кредитных ресурсов, население получило не так уж и много денег. Кроме того, банки сосредоточены исключительно на потребительском кредитовании. То есть о развитии автокредитования и ипотеки речь не идет. А, следовательно, автомобильная и строительная индустрии, как и смежные с ними отрасли, не ощутили позитивных изменений от увеличения займов населению.

За спадом спад

Депозиты физлиц за 2013 год взлетели почти на 20% — граждане увеличили свои сбережения в банках на 70 млрд грн

Справедливости ради следует отметить, что высокая стоимость кредитных ресурсов не единственная причина негативных тенденций в экономике. И возможно даже не главная. Экономический спад, продолжающийся со второй половины 2012 года, — не лучший повод для расширения бизнеса. Подавляющее число компаний не собираются наращивать обороты. В лучшем случае — хотят сохранить все как есть, в худшем — провести оптимизацию.

Экономическая политика государства не способствует развитию предпринимательства. Проще говоря, Украина не интересна для инвестиций. Как однажды признался знакомый бизнесмен: «Если бы я задумывался о своем деле сейчас, я бы отложил эти планы в долгий ящик и устроился бы на работу наемным сотрудником». А источники в инвестиционных компаниях отмечают огромное количество предприятий, выставленных на продажу. «Сейчас никто не вкладывает в производство, только выводят деньги и ищут покупателей на свой бизнес», — констатирует топ­менеджер одного инвестбанка.

Ненамного лучше идут дела и у промышленно-финансовых групп, чей бизнес завязан на экспортных поставках. Почти все они испытывают серьезные проблемы со сбытом продукции ввиду невысокого спроса на украинское сырье на мировых рынках. Исключение — представители агропромышленного комплекса, на кредитовании которого многие банки пытались делать акцент в 2013 году. Но АПК — это еще не вся экономика.

Изменится ли ситуация к лучшему в 2014-м — большой вопрос. По прогнозам международных рейтинговых агентств, ВВП Украины в этом году подрастет максимум на 1%. Но уже сейчас такие скромные оценки кажутся излишне оптимистичными.

Девальвация гривни наверняка приведет к резкому спаду деловой активности в первом квартале. И даже если бы властям удалось избежать финансовых потрясений, шансов на восстановление экономики все равно бы не было.

В отличие от 2013-го, в текущем году аппетиты госбюджета возрастут как минимум вдвое. Если год назад дефицит казны не превышал 50 млрд грн, то в 2014-м даже по официальным прогнозам он составит 70 млрд грн. А учитывая нереалистичные показатели роста экономики и связанные с этим планы по доходам, можно говорить о недостаче порядка 100 млрд грн.

Наверняка львиная доля этих средств будет привлекаться на внутреннем рынке, и банки в тандеме с НБУ снова выступят основными кредиторами правительства, тогда как корпоративные заемщики останутся за бортом.

Статьи по теме
В ЄС з'являться миттєві банківські перекази: Європарламент прийняв нові правила
В ЄС з'являться миттєві банківські перекази: Європарламент прийняв нові правила

Європарламент проголосував за введення миттєвих банківських переказів на території Європейського союзу.
26.03 — 228

Україна планує продати два державні банки: Меморандум із МВФ
Україна планує продати два державні банки: Меморандум із МВФ

Два державні банки, Сенс Банк та Укргазбанк, готуватимуть до приватизації. До кінця травня буде обрано консультанта, який запропонує комплексний план дій із продажу.
25.03 — 276

Ощадбанк попередив своїх клієнтів про перевипуск карток
Ощадбанк попередив своїх клієнтів про перевипуск карток

Державний Ощадбанк повідомив клієнтам про те, що продовжує термін дії всіх платіжних карток, в тому числі картки внутрішньо переміщених осіб. Картки будуть дійсними ще пів року, тобто до 30 вересня 2024 року.
24.03 — 699