В Украине сформировался новый тренд: украинцы стали экономить. По словам продавцов, это результат последних трех «революционных» месяцев.
«В частности, спрос на товары повседневного спроса остался на прежнем уровне, а продажи в премиум-сегменте несколько снизились. Таким образом, наблюдается тенденция к экономии средств и откладыванию необязательных покупок на будущее», — рассказывает директор по закупкам «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» Мартин Шумахер.
Такие потребительские настроения кардинально отличаются от поведения покупателей в кризис 2008 года: тогда речь не шла об экономии — у людей просто не было денег. Сейчас просто не до роскоши и дорогих деликатесов.
Закупка впрок
«Мы не отмечаем ажиотажного спроса на отдельные группы товаров. Наблюдается сезонное повышение спроса на товары с коротким сроком хранения: молочные продукты, мясо, рыба и т. д.», — отмечает Мартин Шумахер.
Интересно, что обсуждать тему повышенного потребительского спроса представители украинских торговых сетей с редким единодушием отказываются. «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» — единственная компания, которая согласилась предоставить комментарий на официальный информационный запрос Контрактов. Кто-то ссылается на занятость, кто-то — на коммерческую тайну объемов своих продаж. А некоторые готовы откровенничать только в формате «не для печати».
По их словам, ретейл в эти революционные месяцы заработал минимум на 15–20% больше, чем обычно. Хотя классического ажиотажа на рынке, по сути, и нет. Конечно, эти показатели могут существенно различаться для разных торговых сетей или даже отдельных продовольственных магазинов, но значительное повышение объемов продаж почувствовали все без исключения. И новогодние праздники здесь ни при чем. Люди без паники, но все же планомерно и активно запасаются продуктами на черный день.
«Фавориты продаж — сахар, крупы и консервация», — рассказывает представитель торговой сети, пожелавший остаться анонимным. Чаще всего склонны к покупкам впрок пенсионеры. «Они откровенно боятся голода. Они уже раз такое переживали, и этот страх до сих пор у них в крови», — комментирует торговый работник.
Дефицитные мысли
«Если колебания курса останутся в рамках 20–25%, то дефицит продуктов питания возникнуть не должен. Разве что возможно небольшое снижение объемов импортных товаров — компаниям будет невыгодно замораживать в товаре валютную массу», — считает директор проекта «Из деревни!» Владимир Демяненко.
И процесс уже начался. По наблюдениям Контрактов, в некоторых магазинах всеукраинских торговых сетей с полок начали пропадать импортные товары. Прежде всего речь идет о консервации: оливки, маслины, ананасы и прочая экзотика. Их места штатные мерчандайзеры стремительно заполняют продукцией собственных торговых марок. Одна из причин — продукция украинских производителей пока не дорожает.
«На данный момент мы не видим причин для повышения цен на товары, изготовленные в Украине. Сейчас мы не испытываем никаких перебоев с поставками товаров от украинских производителей», — уточняет Мартин Шумахер. В то же время он не исключает, что в случае продолжительной девальвации национальной валюты возможно повышение цен на импортируемые из-за рубежа продукты. А вот украинские эксперты рынка не сомневаются: валютные качели обязательно отразятся на ценниках. «Хотя, скорее всего, крупные сети какое-то время будут искусственно сдерживать рост цен за счет давления на поставщиков», — не исключает Владимир Демяненко.
Кардинально иная ситуация у фармацевтов. Многие производители лекарств сознательно отказались от идеи поднятия цен на лекарства, стремясь завоевать большую долю рынка. «В 2008-м производители, которые не увеличивали цену из-за роста курса (валютного –ред.), значительно увеличили свою долю. Это легло в основу реакции на девальвацию в этом году. Цены на большинство медикаментов, в том числе импортных, останутся без изменений по маркетинговым соображениям производителей», — рассказывает Контрактам коммерческий директор сети аптек «Виталюкс» Дмитрий Климок. Поэтому, по его словам, цены в аптеках в ближайшее время расти не будут.