Рост продаж легковых автомобилей в 2007-м превысил прогнозы — по итогам года украинцы купят больше полумиллиона легковушек на $10 млрд.
Прогноз на 2008-й: $13-15 млрд +30-50%
Автомобильный бум в Украине продолжается. В 2006 году рынок новых легковых машин вырос до $6,1 млрд — на рекордные 85%. За 2007 год, по данным Международного автомобильного холдинга «Атлант М», только на иномарки в Украине будет потрачено около $8,5 млрд (на 65-70% больше, чем годом ранее). При расчете объемов рынка в деньгах в холдинге учитывают иномарки, собранные в Украине, но не берут во внимание автомобили СНГ — ЗАЗы,
ВАЗы, ГАЗы и т. д. Весь рынок новых легковых автомобилей в этом году увеличился до $10 млрд (+64% по сравнению с 2006-м), украинцы купили около 550 тыс. легковушек (+49%).
Темпы роста автопродаж в натуральном выражении выше прошлогодних почти на 10%, но деньгами рынок прирастал медленнее: 64% против прошлогодних 85%.
Ежемесячные продажи перешагнули отметку в 50 тыс. авто еще в августе 2007 года. В октябре было реализовано уже 57 тыс. машин — на 70% по сравнению с октябрем 2006-го. «Таких высоких темпов роста автопродаж не наблюдалось с мая-июня 2006-го, когда реализация ежемесячно увеличивалась на 80-90%», — констатируют в корпорации «АИС». Но уже в ноябре, по данным AUTO-Consulting, был зафиксирован новый рекорд продаж новых автомобилей — почти 58 тыс. штук, что на 83% больше, чем год назад.
В начале прошлого года эксперты объясняли автомобильный бум в Украине в первую очередь ростом платежеспособного спроса и введением международных экологических норм Евро-2 (весной 2006-го массово раскупались новые автомобили с карбюраторными двигателями, поскольку с июля вводился запрет на первую регистрацию таких легковушек).
«Виновники» всплеска автопродаж в 2007-м: рост благосостояния населения, высокая инфляция (граждане стремятся выгодно потратить накопления, вкладывая их в том числе и в автомобили), активное развитие программ автокредитования, рост предложения (производители автомобилей увеличили квоты для Украины, что позволило сократить дефицит топовых моделей некоторых марок). «Рынок до сих пор не насыщен, спрос по-прежнему превышает предложение», — делится наблюдением директор отделения стратегического развития компании «Атлант М» в Украине Алексей Терещенко.
Одна из самых заметных тенденций 2007 года — увеличение спроса на дорогие автомобили. Средняя цена купленного автомобиля действительно выросла: в 2006-м этот показатель не дотягивал до $16,5 тыс., по итогам 2007-го средняя стоимость машины составит почти $18,2 тыс. Воодушевленные ростом рынка и увеличением количества платежеспособных украинцев в Украину потянулись производители автомобилей премиум-класса. В этом году в нашу страну официально пришли Lexus, Infinity, Lambordghini, Spyker. Первый автосалон в Украине открыл Rolls-Royce.
Впрочем, самыми продаваемыми марками по-прежнему остаются Лады, Daewoo и ЗАЗ стоимостью до $10 тыс. Но их доля постепенно сокращается в пользу «китайцев» из этой же ценовой категории и иномарок стоимостью до $20 тыс. «Сегмент импортных машин будет расти намного быстрее сегмента отечественных и российских автомобилей, — уверен Алексей Терещенко. — Во-первых, из-за сдвига потребительских предпочтений в сторону более дорогих и качественных автомобилей. Кроме того, с 1 января 2008 года в России вводится экологический стандарт Евро-3, что повысит стоимость российских машин».
Еще одна тенденция 2007 года — экспансия китайских и корейских автомобилей. Если за 2006 год было продано всего 2,8 тыс. китайских легковушек (менее 1% общих продаж), то в уходящем году 2 тыс. китайских машин продавались за месяц. На руку азиатским автокомпаниям сыграл дорожающий евро, в котором номинированы прайс-листы большинства европейских производителей. В августе китайская Chery обогнала чешскую Skoda по объемам продаж, заняв 8-е место в украинском Топ-10 самых продаваемых марок. Выстрелили в этом году и продажи корейских Hyundai и KIA, большинство моделей которых теперь собираются в Украине.
Многие эксперты не берутся давать точный прогноз роста автопродаж на 2008 год, объясняя, что на рынок может повлиять множество факторов. Например, некоторые считают, что с вступлением Украины в ВТО уже в следующем году будет снижена ввозная пошлина на автомобили, соответственно снизятся цены, увеличится спрос на новые машины. Однако такой сценарий маловероятен. В нынешнем парламенте и Кабмине сильное лобби украинских автопроизводителей. По информации Контрактов, рассматривается вариант снижения пошлины на ввоз иностранных автомобилей с 25% до 10% в течение семи лет с момента присоединения Украины к ВТО. Причем реальное снижение пошлин начнется не сразу, а на заключительной стадии переходного периода (через 5-7 лет). Другие эксперты, наоборот, предполагают, что объемы автопродаж в 2008-м существенно снизятся, поскольку автопроизводители повысят цены на большинство моделей — на мировых рынка быстрыми темпами дорожает металл.
В целом большинство экспертов и операторов рынка считают, что в 2008-м темпы роста продаж все же снизятся: до 30-50% в деньгах и до 30-40% — в натуральном выражении. Причем прирост обеспечит в основном дорогие модели. «Следует ожидать в первую очередь увеличения продаж автомобилей среднего класса — от $10 тыс. до $25 тыс.», — отмечает директор по маркетингу компании AutoES Антон Моргуненко.
2008-й может стать годом «подержанных» машин. В этом году о планах выйти на украинский рынок заявило несколько крупных европейских компаний, специализирующихся на продаже б/у автомобилей. «До сих пор банки расширяли кредитование новых автомобилей. В следующем году фокус внимания будет смещен на подержанные автомобили, — отмечает Антон Моргуненко. — Уже сейчас банки развернули рекламную кампанию кредитования бывших в употреблении автомобилей. К тому же процентные ставки по этому виду кредитов постоянно снижаются». Моргуненко прогнозирует, что в 2008 году количество б/у автомобилей, купленных в кредит, увеличится минимум в два-три раза.