Контракти.ua

26484  —  03.01.08
Без тормозов. Поголовное автомобилизирование
Без тормозов. Поголовное автомобилизирование

Рост продаж легковых автомобилей в 2007-м превысил прогнозы — по итогам года украинцы купят больше полумиллиона легковушек на $10 млрд.

Ксения Портная, Контракты

Прогноз на 2008-й: $13-15 млрд +30-50%

Автомобильный бум в Украине продолжается. В 2006 году рынок новых легковых машин вырос до $6,1 млрд — на рекордные 85%. За 2007 год, по данным Международного автомобильного холдинга «Атлант М», только на иномарки в Украине будет потрачено около $8,5 млрд (на 65-70% больше, чем годом ранее). При расчете объемов рынка в деньгах в холдинге учитывают иномарки, собранные в Украине, но не берут во внимание автомобили СНГ — ЗАЗы,

ВАЗы, ГАЗы и т. д. Весь рынок новых легковых автомобилей в этом году увеличился до $10 млрд (+64% по сравнению с 2006-м), украинцы купили около 550 тыс. легковушек (+49%).

Темпы роста автопродаж в натуральном выражении выше прошлогодних почти на 10%, но деньгами рынок прирастал медленнее: 64% против прошлогодних 85%.

Ежемесячные продажи перешагнули отметку в 50 тыс. авто еще в августе 2007 года. В октябре было реализовано уже 57 тыс. машин — на 70% по сравнению с октябрем 2006-го. «Таких высоких темпов роста автопродаж не наблюдалось с мая-июня 2006-го, когда реализация ежемесячно увеличивалась на 80-90%», — констатируют в корпорации «АИС». Но уже в ноябре, по данным AUTO-Consulting, был зафиксирован новый рекорд продаж новых автомобилей — почти 58 тыс. штук, что на 83% больше, чем год назад.

В начале прошлого года эксперты объясняли автомобильный бум в Украине в первую очередь ростом платежеспособного спроса и введением международных экологических норм Евро-2 (весной 2006-го массово раскупались новые автомобили с карбюраторными двигателями, поскольку с июля вводился запрет на первую регистрацию таких легковушек).

«Виновники» всплеска автопродаж в 2007-м: рост благосостояния населения, высокая инфляция (граждане стремятся выгодно потратить накопления, вкладывая их в том числе и в автомобили), активное развитие программ автокредитования, рост предложения (производители автомобилей увеличили квоты для Украины, что позволило сократить дефицит топовых моделей некоторых марок). «Рынок до сих пор не насыщен, спрос по-прежнему превышает предложение», — делится наблюдением директор отделения стратегического развития компании «Атлант М» в Украине Алексей Терещенко.

Одна из самых заметных тенденций 2007 года — увеличение спроса на дорогие автомобили. Средняя цена купленного автомобиля действительно выросла: в 2006-м этот показатель не дотягивал до $16,5 тыс., по итогам 2007-го средняя стоимость машины составит почти $18,2 тыс. Воодушевленные ростом рынка и увеличением количества платежеспособных украинцев в Украину потянулись производители автомобилей премиум-класса. В этом году в нашу страну официально пришли Lexus, Infinity, Lambordghini, Spyker. Первый автосалон в Украине открыл Rolls-Royce.

Впрочем, самыми продаваемыми марками по-прежнему остаются Лады, Daewoo и ЗАЗ стоимостью до $10 тыс. Но их доля постепенно сокращается в пользу «китайцев» из этой же ценовой категории и иномарок стоимостью до $20 тыс. «Сегмент импортных машин будет расти намного быстрее сегмента отечественных и российских автомобилей, — уверен Алексей Терещенко. — Во-первых, из-за сдвига потребительских предпочтений в сторону более дорогих и качественных автомобилей. Кроме того, с 1 января 2008 года в России вводится экологический стандарт Евро-3, что повысит стоимость российских машин».

Еще одна тенденция 2007 года — экспансия китайских и корейских автомобилей. Если за 2006 год было продано всего 2,8 тыс. китайских легковушек (менее 1% общих продаж), то в уходящем году 2 тыс. китайских машин продавались за месяц. На руку азиатским автокомпаниям сыграл дорожающий евро, в котором номинированы прайс-листы большинства европейских производителей. В августе китайская Chery обогнала чешскую Skoda по объемам продаж, заняв 8-е место в украинском Топ-10 самых продаваемых марок. Выстрелили в этом году и продажи корейских Hyundai и KIA, большинство моделей которых теперь собираются в Украине.

Многие эксперты не берутся давать точный прогноз роста автопродаж на 2008 год, объясняя, что на рынок может повлиять множество факторов. Например, некоторые считают, что с вступлением Украины в ВТО уже в следующем году будет снижена ввозная пошлина на автомобили, соответственно снизятся цены, увеличится спрос на новые машины. Однако такой сценарий маловероятен. В нынешнем парламенте и Кабмине сильное лобби украинских автопроизводителей. По информации Контрактов, рассматривается вариант снижения пошлины на ввоз иностранных автомобилей с 25% до 10% в течение семи лет с момента присоединения Украины к ВТО. Причем реальное снижение пошлин начнется не сразу, а на заключительной стадии переходного периода (через 5-7 лет). Другие эксперты, наоборот, предполагают, что объемы автопродаж в 2008-м существенно снизятся, поскольку автопроизводители повысят цены на большинство моделей — на мировых рынка быстрыми темпами дорожает металл.

В целом большинство экспертов и операторов рынка считают, что в 2008-м темпы роста продаж все же снизятся: до 30-50% в деньгах и до 30-40% — в натуральном выражении. Причем прирост обеспечит в основном дорогие модели. «Следует ожидать в первую очередь увеличения продаж автомобилей среднего класса — от $10 тыс. до $25 тыс.», — отмечает директор по маркетингу компании AutoES Антон Моргуненко.

2008-й может стать годом «подержанных» машин. В этом году о планах выйти на украинский рынок заявило несколько крупных европейских компаний, специализирующихся на продаже б/у автомобилей. «До сих пор банки расширяли кредитование новых автомобилей. В следующем году фокус внимания будет смещен на подержанные автомобили, — отмечает Антон Моргуненко. — Уже сейчас банки развернули рекламную кампанию кредитования бывших в употреблении автомобилей. К тому же процентные ставки по этому виду кредитов постоянно снижаются». Моргуненко прогнозирует, что в 2008 году количество б/у автомобилей, купленных в кредит, увеличится минимум в два-три раза. 
Статьи по теме
Водіям розповіли, коли переходити на зимову гуму, і чи загрожує штраф тим, хто цього не зробить
Водіям розповіли, коли переходити на зимову гуму, і чи загрожує штраф тим, хто цього не зробить

Поки що в Україні немає штрафів, якщо водії продовжують їздити на літній гумі взимку. Однак, українців все ще можуть оштрафувати на 20-40 неоподаткованих мінімумів (а за повторне порушення позбавити прав до півроку) за шини, які не відповідають технічним вимогам.
05.11 — 194

Обмеження на дорогах, бронювання, прикордонний контроль: що зміниться з 1 листопада в Україні
Обмеження на дорогах, бронювання, прикордонний контроль: що зміниться з 1 листопада в Україні

З 1 листопада для українських автомобілістів запровадять нові обмеження швидкості та посилиться контроль на польському кордоні. Також наступного місяця можуть змінитися умови надання "броні" від мобілізації та, вірогідно, набуде чинності закон про підвищення податків.
01.11 — 276

Водіїв попередили про важливі зміни в ПДР з 1 листопада: нові правила діятимуть по всій Україні
Водіїв попередили про важливі зміни в ПДР з 1 листопада: нові правила діятимуть по всій Україні

Правила дорожнього руху з 1 листопада переходять на "зимовий період". На дорогах всіх міст України встановлять обмеження швидкості до 50 км/год.
17.10 — 287