Контракти.ua

21519  —  01.01.08
Курс без фарватера. Петр Порошенко прогнозирует колебание курса гривни в 2008 году в диапазоне 4,95-5,25 UAH/USD
Курс без фарватера. Петр Порошенко прогнозирует колебание курса гривни в 2008 году в диапазоне 4,95-5,25 UAH/USD

В интервью Председатель Совета Нацбанка Петр Порошенко рассказал о том, что: 1) предложение потребительских товаров в Украине не догоняет спрос 2) рост потребительского кредитования подогревает инфляцию 3) стандарт 5,05 UAH/USD не удержат 4) работает Петром Алексеевичем и очень доволен  

Беседовали Наталия Гузенко, Вячеслав Дарпинянц, Контракты

Строго говоря

Почему Нацбанк запретил комментировать экономические тенденции в Украине всем, кроме вас и Владимира Стельмаха?

— Чтобы нивелировать последствия непрофессиональных или безответственных заявлений, потрясающих рынок и пугающих общество. Я понимаю, что мнение политиков и чиновников небезынтересно украинским гражданам, однако это не означает, что в прямом эфире можно прогнозировать экономический коллапс или гадать, каким будет рост цен на основные потребительские товары, не располагая детальной информацией о текущем состоянии экономики. Ведь логичной реакцией на подобные заявления чиновников будет желание защитить свои сбережения. Очевидно, что, получив неполную или искаженную информацию, люди могут решить, что проценты по гривневым депозитам не покроют ее обесценивания, это стимулирует ажиотажный потребительский спрос и, соответственно, раскручивание инфляции.

Объективно никто не собирался вводить цензуру, об этом и речи быть не может. Все члены Совета и правления НБУ вправе высказывать личные экспертные мнения по любым вопросам, подчеркивая, что их позиция может быть отличной от официальной. Делать же официальные заявления в рамках своей компетенции о показателях и тенденциях денежно-кредитной политики от имени Нацбанка уполномочены руководители Совета и правления НБУ. Лично я считаю решение Нацбанка жестким, но объективно необходимым.

В 2007-м вместо прогнозируемых 7,5% инфляции по итогам года ожидается 14-14,5%. Какие факторы роста цен, кроме вербального, были определяющими?

— Во-первых, существенное превышение спроса над предложением, которое объясняется тем, что доходы населения в текущем году выросли на 34%, а прирост ВВП составил всего 7,4%. Более чем четырехкратный разрыв между темпами роста зарплат и объемов производства является ключевым инфляционным фактором. Кстати, если бы в Украине стали рассчитывать показатель производительности труда, то этот разрыв был бы еще большим... Хуже того, прирост объемов производства пищепрома в 2007-м составил около 0,3%, по сути, это и спровоцировало существенное подорожание продуктов питания.

Второй по значимости инфляционный фактор — внешний. В 2007 году неконтролируемый рост цен на продукты питания и энергоносители наблюдался и в Евросоюзе, где инфляция превысила запланированные показатели в полтора раза, и в Китае, покрывающем львиную долю внутреннего спроса за счет предложения национальных производителей, и в других экономически развитых странах.

Третий фактор инфляции — рост объемов потребительского кредитования. Четвертый — монетарный, хотя его влияние было, пожалуй, самым незначительным: цены на товары непродовольственной группы, почти не подверженной колебаниям спроса, выросли всего на 1,5%. Удивляет то, что Кабмин на протяжении года неоднократно поднимал вопрос монетарной составляющей инфляции, вместо того чтобы сконцентрироваться на поддержке и развитии аграрной промышленности. На мой взгляд, рост цен на продтовары в Европе мог стать для наших производителей источником заработка и притока валюты в страну: по итогам трех кварталов 2007 года отрицательное сальдо платежного баланса составило $2,5 млрд.

Разве лучше было бы, если бы Кабмин не квотировал экспорт зерна?

— В сложившейся ситуации квотирование было меньшим злом. Оптимальный вариант — если бы в марте Кабмин выделил Аграрному фонду дополнительные ресурсы для закупок, а аграрии получили бы дополнительные стимулы, к примеру, в виде удешевления банковских кредитов.

Соответствующие инициативы Кабинета Януковича блокировал бы президент.

— Задним числом легко искать причину, оправдывающую бездействие. Уверен, что надо было заниматься всем этим в марте, а не в июне-июле, когда, с одной стороны, было поздно думать о перспективе, а с другой — возникли политические противоречия. Попытки летом потушить пожар на внутреннем рынке квотированием экспорта зерновых не были безрезультатными.

Радикальные меры способствовали снижению инфляционных последствий, которые могли быть хуже, чем в 2004 году, и в результате государственный бюджет проиграл бы дважды: сначала компенсировали бы НДС экспортерам, а потом по спекулятивным ценам пришлось бы закупать зерно у импортеров... Кстати, в 2007-м потребительский спрос на нашем рынке не был компенсирован импортом. Можете считать эту мысль крамольной, но правительству следовало на время приоткрыть внутренний рынок, установив квоты на импорт дефицитных продуктов, сконцентрировавшись на бюджетной поддержке АПК. Это позволило бы не только покрыть возможные убытки отечественных компаний (в условиях нынешней конъюнктуры потери были бы минимальными), но и снизить риски инфляции в последующих периодах.

Инфляция-2008

Каковы эти риски с учетом того, что в 2008-м газ, импортируемый в Украину, на границе с РФ будет стоить $179,5 за тысячу кубов?

— Не буду никого пугать экономическим коллапсом, но определенные проблемы, безусловно, есть. К примеру, Укртелеком задекларировал повышение тарифов на 20%, коммунальные предприятия настаивают на том, что тарифы следовало повысить еще вчера. Кабмин уже обсуждает вопрос фиксации цены на газ украинской добычи (минус этого мероприятия — ухудшение финансового состояния НАК «Нефтегаз Украины», вынужденного покупать до 10 млрд кубов импортируемого газа ежегодно на покрытие внутренних потребностей). А Нацбанк, в свою очередь, рассматривает возможность плавной адекватной корректировки курса в пределах прогнозов, утвержденных Основами денежно-кредитной политики.

Неужели с помощью ревальвации можно предотвратить инфляцию?

— Напрасно иронизируете. В 2005-м ревальвация повлияла на цены. По расчетам Нацбанка, благодаря изменению курса гривни удалось сбить инфляцию на 2-3%. Аргументы? Во-первых, импорт энергоресурсов в Украину подешевел, что положительно отразилось на индексе потребительских цен. Да, это дало толчок для роста импорта товаров пищевой и легкой промышленности, но ведь ревальвация прежде всего затормозила повышение цен как в оптовой, так и розничной торговле.

Во-вторых, за счет курса была решена проблема валютных спекуляций. У спекулятивных инвесторов были ожидания, что гривня будет постепенно ревальвировать, и они планировали вложить $2-3 млрд в гривневые депозиты и государственные ценные бумаги. Общий выигрыш на вложенный капитал — курсовая премия плюс проценты — ориентировочно должны были составить 20% годовых. Чтобы предотвратить вывоз этих денег, Нацбанк не стал вмешиваться в рыночную тенденцию ревальвации гривни, благодаря такому неожиданному решению спекулятивные сверхприбыли (около $0,5 млрд) не вышли за пределы финансовой системы страны.

Правда, нынешняя макроэкономическая ситуация отличается от той, которая была в 2005-м: спрос и предложение на внутреннем рынке несбалансированны, торговое сальдо не положительное, как два года назад, а отрицательное. В общем, для ревальвации нет предпосылок. Мы сделали расчеты и пришли к выводу, что укрепление курса гривни на 1% способно отыграть 0,2-0,3% инфляции. Украинской экономике нужны реформы, а не курсовые игры, хотя я не отрицаю целесообразности валютного таргетирования.

О каком валютном таргетировании может идти речь, если бюджетные механизмы в Украине насквозь коррумпированы, а учетная ставка НБУ — фикция?

— Я не был бы столь категоричным. Да, нужны системные реформы в экономике. Да, бюджетные дотации не всегда эффективны, но это не значит, что Кабмин вообще не может повлиять на экономику, иначе как драконовскими методами. Что же касается НБУ, то мы вообще можем определить настолько жесткие нормативы резервирования, что инфляция составит 1%, но это задушит экономику.

А все финансовые потоки соответственно уйдут в тень?

— Я, как и вы, утрирую!

Уточните, пожалуйста, какие меры предпримут Нацбанк и Кабмин, если инфляция в 2008-м будет набирать обороты?

— Обратите внимание на то, что Нацбанк уже в 2007-м установил ставку рефинансирования ниже уровня инфляции, несмотря на то что все международные эксперты справедливо полагают, что это алогично. Думаю, в 2008 году основным фактором увеличения денежной массы будет внутреннее рефинансирование под конкретные производственные проекты, ведь пагубна не столько инфляция, сколько отсутствие адекватного роста ВВП и дисбаланс между спросом и предложением на внутреннем рынке.

Об этом мы уже говорили. Не так ли?

— И я еще раз повторю: украинской экономике нужны структурные реформы. Чтобы оценить инфляционные вызовы 2008 года более предметно, как вы хотите, необходимо знать все переменные в макроэкономическом уравнении: объем социальных расходов в структуре госбюджета, его дефицит, приток иностранных инвестиций... К примеру, лично я убежден, что бюджетные расходы на госаппарат нужно срочно сокращать.

Разве сокращение расходов на госзакупки не повлечет за собой падение темпов роста ВВП?

— Хорошо, что вы уточнили. Говоря об экономии на госаппарате, я ни в коем случае не предлагаю сокращать расходы на госзакупки. Наоборот, инвестиционную бюджетную составляющую следует развивать, прежде всего усовершенствовав законодательство и минимизировав риски коррупции. В этом смысле было бы неплохо также, если государство обнулило бы ставку НДС на импорт инвестиционного оборудования, развернуло собственные инфраструктурные проекты и т. д. Экономить же нужно за счет оптимизации системы госуправления и сокращения штата дармоедов-чиновников.

Сможет ли демкоалиция провести системные реформы, об актуальности которых говорят не первый год?

— Я понимаю пессимизм и считаю, что 228 депутатов — неустойчивое большинство. Но я верю в возможность проведения реформ и опираюсь в этом своем видении далеко не на романтические представления, а на результаты работы в 2005 году. Тогда тоже никто не думал, что процесс возмещения НДС можно выстроить таким образом, чтобы бизнесмены не ждали месяцами и не давали откат налоговикам. Скажите, а 5 млрд грн, которые наше государство задолжало плательщикам по итогам 2007-го, стимулируют рост ВВП или нет?

Проблема возмещения НДС, безусловно, актуальна, но имеет частный характер. В том же 2005-м ГНАУ столкнулась с серьезными неплатежами в восточно-украинских областях. К каким экономическим последствиям приведет возможное повторение ситуации в 2008-м?

— В 2005-м налоги платили в соответствии с декларациями, вопрос в том, насколько честно их декларировали? Политическая воля позволит найти правильный ответ на этот вопрос. Кстати, честно говоря, я не считаю широкую коалицию устойчивее демократической. Да, если подходить арифметически, то объединение ПР, Блока Литвина и части НУ—НС, возможно, более устойчиво, но в нем скрыты мины замедленного действия, могущие спровоцировать новый политический кризис. Однако к политике НБУ это имеет весьма косвенное отношение.

Подвижный курс

Первый вице-премьер Николай Азаров неоднократно предлагал диверсифицировать структуру золотовалютных резервов НБУ. Почему к мнению министра финансов не прислушались?

— Я уважаю Николая Яновича, но НБУ, насколько это было возможно с учетом структуры импорта, давно диверсифицировал структуру резервов. Причем мы начали это делать задолго до того, как об этом заговорили в правительстве. Могу сказать, что 90% валюты, купленной Нацбанком на межбанке, номинировано не в дензнаках США, если точнее — 60% в евро, около 30% — в английских фунтах.

Уточните, какова структура резервов НБУ сейчас?

— Я и так уже много рассказал. Могу добавить, что мы заинтересованы в досрочном погашении долларовых обязательств Украины перед МВФ, а также сможем в 2008-м адекватно отреагировать на последствия мирового кризиса кредитной ликвидности, в том числе посредством рефинансирования. Вообще же, проблема разрыва между короткими, а также среднесрочными валютными пассивами и длинными ипотечными активами не является для украинской банковской системы определяющей. Однако Нацбанк, понимая, что не все наши банки родственно связаны с западными финансовыми учреждениями, готов решать проблему дефицита ликвидности локально. Хотя неплохо, если бы банки сами решали эти вопросы, адекватно формируя кредитные портфели. Наша задача — создать механизмы стерилизации денежной массы посредством развития фондового и страхового рынков. Для этого также нужны комплексные реформы, а в рамках своей компетенции мы инициируем, в частности, отмену обязательного сбора при купле-продаже валюты.

В более отдаленной перспективе, если будут проведены структурные реформы, можно говорить о минимизации влияния Нацбанка на валютный рынок и плавающем курсе гривни. Пока же нет существенных оснований для коррекции курсовой политики в 2008-м, но это не значит, что мы выдержим стандарт 5,05 UAH/USD, курс гривни по отношению к американскому доллару может быть подвижным в пределах прогнозных показателей 4,95-5,25 UAH/USD.

Вы претендуете на пост главы Нацбанка?

— Этот пост не вакантный, я считаю Владимира Семеновича выдающимся финансистом и мне приятно с ним работать.

Почему вы уклоняетесь от ответа?

— Я полагаю, что смогу ответить на ваш вопрос только в том случае, если г-н Стельмах сам примет решение уйти в отставку, насколько мне известно, он этого пока не планирует, поэтому может проработать еще два года.

Каковы ваши карьерные перспективы?

— Последние 10 лет работаю Петром Алексеевичем Порошенко и чувствую себя вполне комфортно. Никто не заметил, что в 2005-2006 годах я вообще не занимал никакой должности, и это не отразилось ни на моей публичности, ни на влиятельности.


Карьера финансиста

2007 г. — председатель Совета НБУ

2006 г. — народный депутат октябрь 2005 г. — член СНБО Украины февраль 2005 г. — секретарь СНБО Украины

2002 г. — народный депутат, глава Бюджетного комитета ВР

1998 г. — народный депутат, глава наблюдательного совета ОАО «Винницкая кондитерская фабрика»

1993 г. — гендиректор ЗАО «Украинский промышленно-инвестиционный концерн», президент ОАО «Завод «Ленинская кузница», председатель совета АКБ «Мрія»

1991 г. — гендиректор АО «Биржевой дом «Украина»

1990 г. — замгендиректора объединения малых предприятий и предпринимателей «Республика»

1989 г. — окончил КГУ им. Т. Г. Шевченко

26 сентября 1965 г. родился в г. Болград (Одесская обл.)

 Фото Светланы Скрябиной

Статьи по теме
Швидкий мікрокредит в Україні від МФО «Аванс Кредит»
Швидкий мікрокредит в Україні від МФО «Аванс Кредит»

Буває так, що на щасливі події доводиться чекати довго, тоді як неприємності виникають раптово і часто призводять до фінансових труднощів. Якщо ви опинилися в скрутному становищі та терміново потребуєте грошей, оптимальним рішенням буде оформити швидкий мікрокредит в Україні.
вчера, 16:00 — 1099

Рейтинг банків за вкладами: де найбільше грошей українців
Рейтинг банків за вкладами: де найбільше грошей українців

В Україні на 1 жовтня 2024 року працювало 62 банки, в яких фізичні особи тримали 1 трлн 172 млрд гривень. З них кошти до запитання – 763,2 млрд гривень.
20.11 — 2475

Заміна копійок на шаги: експертна комісія оприлюднила висновок
Заміна копійок на шаги: експертна комісія оприлюднила висновок

Експертна комісія Українського інституту національної памʼяті одностайно підтримала ініціативу Національного банку про зміну назви розмінної монети з копійки на шаг.
17.11 — 12204