В условиях рецессии останутся на плаву лишь те страховые компании, которые приняли правильные меры экономии и оптимизации.
Игроки украинского страхового рынка не скрывают своей обеспокоенности сегодняшней финансовой ситуацией. Никто из них не отрицает, что страхование ждут серьезные перемены. Наихудшие прогнозы на нынешний год касаются классических страховых компаний, тесно связанных с банкострахованием. Ведь сокращение выдачи кредитов влечет за собой сокращение объемов страхования залогового имущества, автомобилей, строймонтажа и других сделок, где кредитное финансирование играет существенную роль. По словам Олега Спилки, председателя наблюдательного совета НАСК «Оранта», через три-четыре месяца около 60% классических страховых компаний окажутся на грани банкротства. Рынку страхования грозит пережить ряд крупных слияний и поглощений.
Будет ли регулировать последствия этих негативных тенденций государство? Олег Спилка прогнозирует, что в ближайшее время Госфинуслуг сформирует команду санационно-кризисных управляющих, которых начнут вводить в проблемные компании. Они должны будут мониторить состояние этих бизнес-структур, чтобы не допускать их банкротства, и проводить переговоры с собственниками о возможной продаже компаний.
В условиях рецессии останутся на плаву лишь те компании, которые приняли правильные меры экономии и оптимизации. Есть два простых способа выжить в период рецессии: первый — обеспечить стабильный доход компании, второй — уменьшить затраты, причем так, чтобы это не повлияло на качество услуг. Но не каждый топ-менеджер способен вытянуть компанию из пропасти финансового кризиса и пройти экзамен на профпригодность.
В поисках дохода
Как обеспечить стабильный доход страховой компании в условиях снижения деловой активности? В первую очередь следует задуматься о своих нынешних клиентах, ведь новых, если они и появятся, будет совсем немного. Алексей Музычко, председатель правления «СК «Универсальная» рекомендует сегодня активно работать с существующей базой клиентов, подготовить для них программы лояльности и привлекательные условия страхования при пролонгации договоров. Кроме того, в компании разработали новый продукт КАСКО, базирующийся на сегментации автомобилей по маркам производителя. По словам г-на Музычко, внедрение этого продукта позволит снизить убыточность в целом по портфелю и сохранить темпы роста по его неубыточной части.
Кто, как не страховщики, могут оценить риск того или иного направления деятельности. Сейчас только «ходовые» предложения смогут обеспечить стабильный доход. Татьяна Сонина, генеральный директор СК «Альфа-Гарант», утверждает, что в плюсе в условиях кризиса останутся те компании, стратегия которых изначально была направлена на получение прибыли, а не захват той или иной доли рынка. Только такая политика ведения бизнеса предполагает адекватный уровень доходности, отсутствие демпинговых тарифов и качественный андеррайтинг. Например, доходность автострахования и автогражданки СК «Альфа-Гарант» при средних выплатах по КАСКО — 4,5–5 млн грн в месяц.
Аналитики отмечают, что наступил благоприятный момент для лайфового и медицинского страхования. Ведь люди, снявшие деньги с банковских счетов, ищут новые надежные способы вложения этих средств. Почему бы им не застраховать себя на случай недуга?
Время оптимизации
Урезать расходы — самое действенное средство экономии. Но важно не сделать управленческой ошибки: сокращать не прибыльные и не перспективные направления деятельности, отделения, услуги, а только те статьи расходов, без которых компания сможет нормально функционировать.
После нескольких лет стремительного развития страхового рынка и в некоторой степени хаотического роста компаний пришло время оптимизации. Правда, не только кризис стимулировал топ-менеджеров задуматься о структурировании бизнеса. В частности, в СК «Универсальная» еще полгода назад запланировали оптимизацию количества бэк-офисных сотрудников. Здесь также снижают затраты на мобильную связь, транспорт и т. д., но уменьшение заработной платы на сегодняшний день не планируется.
Как Гvардия расчитывает рейтинг смотрите здесь
Директор СК «Провита» Сергей Шелест отмечает, что им удалось избежать паники среди сотрудников. Готовность к работе в непростых условиях позволила топ-менеджерам этой компании постепенно, а не в авральном порядке, тщательно проанализировать рентабельность тех или иных продающих подразделений и оптимизировать их работу.
Сокращение штата — это вынужденный шаг в ответ на падение доходов компании, считает Олег Спилка. Сейчас, по словам руководителя НАСК «Оранта», пришло время осмыслить, правильно ли компания подбирала персонал в период стремительного роста. В «Оранте» из 10 тыс. сотрудников сократят 80 человек в центральном офисе и 1000 — в филиальной сети.
КОРИФЕИ
ЭДВАРД
ЛЛОЙД (Edward Lloyd)
1648–1713 гг., англичанин
основатель самого знаменитого страхового
синдиката в мире LLOYD’S OF LONDON (Великобритания)
Фирма Ллойда
Эдвард Ллойд
прославился как основатель одного из самых могущественных страховых объединений
в мире.
Он был хозяином
респектабельного кафе, которое предоставлял для заключения договоров по
страхованию грузов, гарантируя конфиденциальность сделок. Основной принцип
действия LLOYD’S не изменился за 400 лет —
это условная площадка, или биржа, на которой находят свой интерес как
страховщики, так и страхователи.
Основал в 1696 г. газету Lloyd’s News, печатавшуюся
типографским способом.
Объединение было
юридически оформлено после смерти Ллойда — в 1871 г. специальным
парламентским актом.
LLOYD’S никого ни от чего не страхует, это делают
компании-андеррайтеры, под честное имя компании.
Единственная в мире
компания, которая берет на себя практически все риски.
LLOYD’S ввела в моду страхование частей тела знаменитостей.
Крупнейший риск,
застрахованный андеррайтерами LLOYD’S, составил $3,7 млрд.