Ситуация в автомобильном бизнесе заставляет и производителей, и импортеров требовать от государства дополнительных антикризисных решений. «Автомобильный рынок в предкризисном состоянии», — так оценил ситуацию в отечественном автопроме председатель наблюдательного совета НБУ Петр Порошенко, который, как известно, является собственником отечественной корпорации «Богдан».
После вступления Украины в ВТО и снижения пошлин на импортные автомобили до 10% финансовый кризис нанес второй удар по украинскому автопроизводителю. Мировой кризис принес не только подорожание кредитных ресурсов, но в целом — их недоступность для большинства наших граждан.
Производители поставлены перед фактом резкого сокращения производства вследствие падения платежеспособности населения, а также сокращения рабочих мест. «Автомобильные заводы Украины могут остановиться уже в январе. На сегодняшний момент прекратил работу БАЗ (Бориспольский автозавод) корпорации «Эталон», в половину мощности работает ЗАЗ. И если правительство не примет срочных мер для защиты отечественного производителя, автопредприятия могут полностью остановиться», — сообщил исполнительный директор ассоциации «Укравтопром» Ефим Хазан. При этом он добавил, что следом остановятся автоагрегатные заводы и предприятия, выпускающие комплектующие (на одного работающего в автопроме приходится семь—восемь рабочих мест в смежных отраслях). В свою очередь президент корпорации «Богдан» Олег Свинарчук сообщил, что по состоянию на начало ноября сверхнормативные запасы комплектующих изделий на складах предприятия превышали в 8 раз нормативные показатели. «На данном этапе мы не увольняем сотрудников, но каждый день работает против нас; все заводы корпорации уже переведены на односменный режим. Мы уже стоим на пороге сокращения штата», — указал руководитель.
Ни шагу назад
Облегчить положение отечественных автопроизводителей призван законопроект № 3379 от 17.11.2008, который был принят в первом чтении ВР Украины 11 декабря 2008 г. Документ предусматривает увеличение ввозной пошлины на автомобили до 22%, а в некоторых случаях и до 37%.
Вместе с тем ранее Кабмин повышать пошлины на импортные автомобили не планировал, поскольку работает в рамках тех норм, которые были подписаны при вступлении в ВТО. А отказ от повышения ввозных пошлин — главное условие Всемирной торговой организации. При этом первый вице-премьер Александр Турчинов отметил: в случае если будет доказано, что цены на импортируемые автомобили уменьшены ниже уровня себестоимости, появляются все основания для введения штрафных санкций, и это не противоречит правилам ВТО.
Как Гvардия расчитывает рейтинг смотрите здесь
В свою очередь импортеры имеют свою точку зрения на данный документ. Так, генеральный директор ДП «АВТО Интернешнл» Елена Дунина сообщила, что в законопроекте из всей импортной группы товаров взята лишь одна подгруппа — импортные автомобили (87.03), хотя согласно официальным данным Государственной таможенной службы, эта группа составляет лишь 6,8% от общего объема импортируемых товаров. Вряд ли она может представлять угрозу для валютного баланса страны. Зато в законопроект не включены такие части импортной группы, как автомобильные кузова, машкомплекты, трактора и многое другое.
По словам заместителя директора по маркетингу автомобильной группы «Випос» Руслана Олефира, бизнес только «за» поддержку национального производителя, но, по возможности, не в ущерб другим участникам рынка, ведь автоимпортеры, входящие в ВААИД, обеспечивают стране свыше 40 тысяч рабочих мест. «В данной ситуации необходимо понимать: потребитель хочет покупать современный автомобиль, и выход один — предлагать такой автомобиль по адекватной цене. Если мы говорим о рынке, о бизнесе, выживет тот, кого выберет клиент», — отмечает генеральный директор «Виннер Импортс Украина» Богдан Кульчицкий.
Наименьшие разногласия участников рынка — по поводу инициативы Кабмина сократить налоги на прибыль производителей до 20%.
Усилия импортеров
«В период кризиса важнейшими для нашей компании задачами являются реализация программы ценовых скидок и финансовый сервис — как основные рычаги стимулирования продаж», — отмечает заместитель директора по корпоративным связям компании «Атлант-М» Александр Самардак. Также компания сосредоточится на финансовом предложении по лизингу для физлиц. Кроме того, функции совета директоров были переданы в регионы, внедрено не годовое, а помесячное бюджетирование, решено действовать вне планов, регламентов и бюджетов.
«Кризис требует сочетания стратегий. В частности, концерн BMW занимает активную позицию по продвижению продукции с акцентом на инновационность (пример — новейшая 7-я серия), с другой стороны, автокомпании не чуждо прямое сокращение издержек. Недавно в Лейпциге завод по производству 3-й серии был закрыт на неделю, и это на фоне стабильного спроса на Х6 и 5-ю серию как в Европе, так и в Украине. Бизнес есть бизнес», — заявляет генеральный директор компании «AВT Бавария» Александр Тимофеев. Также важной задачей гендиректор считает сохранение персонала.
Как Гvардия расчитывает рейтинг смотрите здесь
«Главной стратегией для ДП «АВТО Интернешнл» в нынешних условиях — сохранить за компанией и брендом уже завоеванную долю рынка», — считает гендиректор Елена Дунина. Для этого предприятие гораздо дольше по сравнению со среднерыночными тенденциями удерживала цены в гривне. Так, с середины августа и до первой декады ноября цены оставались неизменными. Несмотря на укрепление иены, удалось договориться с японскими производителями о стабилизации закупочных цен на ближайший период. В настоящее время политика «теплых цен» на автомобили Mazda продолжается и является единой системной акцией по поддержанию у покупателей уверенности в завтрашнем дне.
«Качество менеджмента — важнейший антикризисный ресурс, — уверяет руководитель «Виннер» г-н Кульчицкий. — Механически экономить на затратах или уменьшать свою прибыль в данных условиях недостаточно. Необходимо постоянно отслеживать соотношение основных статей расходов (наличие на складах автомобилей, реклама и т. д.), своих возможностей на данный момент и текущей ситуации в бизнесе в целом. Непостоянство в финансовой сфере требует наличия кредитных резервов. И те, кто ими располагает, имеют неоспоримое преимущество. Причем даже в том случае, когда заводы-поставщики не снижают закупочные цены».
КОРИФЕИ
СОИЧИРО ХОНДА (Soichiro Honda)
1906–1991 гг., японец
самый блестящий предприниматель
в автомобильной промышленности после Форда
Авто-мото-бунтарь
Идеи Хонды в дизайне
и маркетинге изменили имидж мотоцикла — от атрибута людей в черных кожаных
куртках до семейного средства передвижения для среднего класса.
В 1928 г. запатентовал замену
деревянных спиц автомобильного колеса на металлические.
Любил дух свободы и
боролся с традициями и догмами. Соичиро проучился всего 8 лет — в школе.
Экстраверта Хонду
среди служащих называли «Гром» — за его эмоциональные взрывы в ответ на
какую-нибудь глупость работников.
В 1974 г. во время нефтяного
кризиса японские автомобилестроители сократили выпуск продукции. Хонда же
удвоил производство и снизил цены, и к 1987 г. HONDA стала самой быстрорастущей компанией в мире.
Хонда доказал, что американские
рабочие способны собрать высококачественную машину не хуже японцев. В середине
1970-х гг. построил завод в Огайо (США), где собирали HONDA ACCORD — самое продаваемое авто в Штатах в конце 1980-х гг.