Контракти.ua

38223  —  20.01.09
В поиске паритетов. Украинский автопром может не пережить кризиса
В поиске паритетов. Украинский автопром может не пережить кризиса

Ситуация в автомобильном бизнесе заставляет и производителей, и импортеров требовать от государства дополнительных антикризисных решений. «Автомобильный рынок в предкризисном состоянии», — так оценил ситуацию в отечественном автопроме председатель наблюдательного совета НБУ Петр Порошенко, который, как известно, является собственником отечественной корпорации «Богдан». 

Игорь Пистун, ГVАРДИЯ

После вступления Украины в ВТО и снижения пошлин на импортные автомобили до 10% финансовый кризис нанес второй удар по украинскому автопроизводителю. Мировой кризис принес не только подорожание кредитных ресурсов, но в целом — их недоступность для большинства наших граждан.

 

Производители поставлены перед фактом резкого сокращения производства вследствие падения платежеспособности населения, а также сокращения рабочих мест. «Автомобильные заводы Украины могут остановиться уже в январе. На сегодняшний момент прекратил работу БАЗ (Бориспольский автозавод) корпорации «Эталон», в половину мощности работает ЗАЗ. И если правительство не примет срочных мер для защиты отечественного производителя,  автопредприятия могут полностью остановиться», — сообщил исполнительный директор ассоциации «Укравтопром» Ефим Хазан. При этом он добавил, что следом остановятся автоагрегатные заводы и предприятия, выпускающие комплектующие (на одного работающего в автопроме приходится семь—восемь рабочих мест в смежных отраслях). В свою очередь президент корпорации «Богдан» Олег Свинарчук сообщил, что по состоянию на начало ноября сверхнормативные запасы комплектующих изделий на складах предприятия превышали в 8 раз нормативные показатели. «На данном этапе мы не увольняем сотрудников, но каждый день работает против нас; все заводы корпорации уже переведены на односменный режим. Мы уже стоим на пороге сокращения штата», — указал руководитель.

Ни шагу назад

Облегчить положение отечественных автопроизводителей призван законопроект № 3379 от 17.11.2008, который был принят в первом чтении ВР Украины 11 декабря 2008 г. Документ предусматривает увеличение ввозной пошлины на автомобили до 22%, а в некоторых случаях и до 37%.

Вместе с тем ранее Кабмин повышать пошлины на импортные автомобили не планировал, поскольку работает в рамках тех норм, которые были подписаны при вступлении в ВТО. А отказ от повышения ввозных пошлин — главное условие Всемирной торговой организации. При этом первый вице-премьер Александр Турчинов отметил: в случае если будет доказано, что цены на импортируемые автомобили уменьшены ниже уровня себестоимости, появляются все основания для введения штрафных санкций, и это не противоречит правилам ВТО.

 

Как Гvардия расчитывает рейтинг смотрите здесь

В свою очередь импортеры имеют свою точку зрения на данный документ. Так, генеральный директор ДП «АВТО Интернешнл» Елена Дунина сообщила, что в законопроекте из всей импортной группы товаров взята лишь одна подгруппа — импортные автомобили (87.03), хотя согласно официальным данным Государственной таможенной службы, эта группа составляет лишь 6,8% от общего объема импортируемых товаров. Вряд ли она может представлять угрозу для валютного баланса страны. Зато в законопроект не включены такие части импортной группы, как автомобильные кузова, машкомплекты, трактора и многое другое.

По словам заместителя директора по маркетингу автомобильной группы «Випос» Руслана Олефира, бизнес только «за» поддержку национального производителя, но, по возможности, не в ущерб другим участникам рынка, ведь автоимпортеры, входящие в ВААИД, обеспечивают стране свыше 40 тысяч рабочих мест. «В данной ситуации необходимо понимать: потребитель хочет покупать современный автомобиль, и выход один — предлагать такой автомобиль по адекватной цене. Если мы говорим о рынке, о бизнесе, выживет тот, кого выберет клиент», — отмечает генеральный директор «Виннер Импортс Украина» Богдан Кульчицкий.

Наименьшие разногласия участников рынка — по поводу инициативы Кабмина сократить налоги на прибыль производителей до 20%.

Усилия импортеров

«В период кризиса важнейшими для нашей компании задачами являются реализация программы ценовых скидок и финансовый сервис — как основные рычаги стимулирования продаж», — отмечает заместитель директора по корпоративным связям компании «Атлант-М» Александр Самардак. Также компания сосредоточится на финансовом предложении по лизингу для физлиц. Кроме того, функции совета директоров были переданы в регионы, внедрено не годовое, а помесячное бюджетирование, решено действовать вне планов, регламентов и бюджетов.

«Кризис требует сочетания стратегий. В частности, концерн BMW занимает активную позицию по продвижению продукции с акцентом на инновационность (пример — новейшая 7-я серия), с другой стороны, автокомпании не чуждо прямое сокращение издержек. Недавно в Лейпциге завод по производству 3-й серии был закрыт на неделю, и это на фоне стабильного спроса на Х6 и 5-ю серию как в Европе, так и в Украине. Бизнес есть бизнес», — заявляет генеральный директор компании «AВT Бавария» Александр Тимофеев. Также важной задачей гендиректор считает сохранение персонала.

 

Как Гvардия расчитывает рейтинг смотрите здесь

«Главной стратегией для ДП «АВТО Интернешнл» в нынешних условиях — сохранить за компанией и брендом уже завоеванную долю рынка», — считает гендиректор Елена Дунина. Для этого предприятие гораздо дольше по сравнению со среднерыночными тенденциями удерживала цены в гривне. Так, с середины августа и до первой декады ноября цены оставались неизменными. Несмотря на укрепление иены, удалось договориться с японскими производителями о стабилизации закупочных цен на ближайший период. В настоящее время политика «теплых цен» на автомобили Mazda продолжается и является единой системной акцией по поддержанию у покупателей уверенности в завтрашнем дне.

«Качество менеджмента — важнейший антикризисный ресурс, — уверяет руководитель «Виннер» г-н Кульчицкий. — Механически экономить на затратах или уменьшать свою прибыль в данных условиях недостаточно. Необходимо постоянно отслеживать соотношение основных статей расходов (наличие на складах автомобилей, реклама и т. д.), своих возможностей на данный момент и текущей ситуации в бизнесе в целом. Непостоянство в финансовой сфере требует наличия кредитных резервов. И те, кто ими располагает, имеют неоспоримое преимущество. Причем даже в том случае, когда заводы-поставщики не снижают закупочные цены».

КОРИФЕИ                                                                                                 

СОИЧИРО ХОНДА (Soichiro Honda)
1906–1991 гг., японец
самый блестящий предприниматель
в автомобильной промышленности после Форда

Авто-мото-бунтарь

Идеи Хонды в дизайне и маркетинге изменили имидж мотоцикла — от атрибута людей в черных кожаных куртках до семейного средства передвижения для среднего класса.
В 1928 г. запатентовал замену деревянных спиц автомобильного колеса на металлические.
Любил дух свободы и боролся с традициями и догмами. Соичиро проучился всего 8 лет — в школе.
Экстраверта Хонду среди служащих называли «Гром» — за его эмоциональные взрывы в ответ на какую-нибудь глупость работников.
В 1974 г. во время нефтяного кризиса японские автомобилестроители сократили выпуск продукции. Хонда же удвоил производство и снизил цены, и к 1987 г. HONDA стала самой быстрорастущей компанией в мире.
Хонда доказал, что американские рабочие способны собрать высококачественную машину не хуже японцев. В середине 1970-х гг. построил завод в Огайо (США), где собирали HONDA ACCORD — самое продаваемое авто в Штатах в конце 1980-х гг.

Статьи по теме
Водіям розповіли, коли переходити на зимову гуму, і чи загрожує штраф тим, хто цього не зробить
Водіям розповіли, коли переходити на зимову гуму, і чи загрожує штраф тим, хто цього не зробить

Поки що в Україні немає штрафів, якщо водії продовжують їздити на літній гумі взимку. Однак, українців все ще можуть оштрафувати на 20-40 неоподаткованих мінімумів (а за повторне порушення позбавити прав до півроку) за шини, які не відповідають технічним вимогам.
05.11 — 199

Обмеження на дорогах, бронювання, прикордонний контроль: що зміниться з 1 листопада в Україні
Обмеження на дорогах, бронювання, прикордонний контроль: що зміниться з 1 листопада в Україні

З 1 листопада для українських автомобілістів запровадять нові обмеження швидкості та посилиться контроль на польському кордоні. Також наступного місяця можуть змінитися умови надання "броні" від мобілізації та, вірогідно, набуде чинності закон про підвищення податків.
01.11 — 276

Водіїв попередили про важливі зміни в ПДР з 1 листопада: нові правила діятимуть по всій Україні
Водіїв попередили про важливі зміни в ПДР з 1 листопада: нові правила діятимуть по всій Україні

Правила дорожнього руху з 1 листопада переходять на "зимовий період". На дорогах всіх міст України встановлять обмеження швидкості до 50 км/год.
17.10 — 291