Украинские крупные компании плохо продавались в 2007 году. Мы проанализировали, почему жемчужины украинской экономики до сих пор не проданы, и пришли к выводу: собственники крупных компаний набивают цену своим активам и находятся в поиске щедрых инвесторов.
Мы продолжали ловить бобров, так как отцу моему хотелось иметь черное кожаное седло.Джеймс Виллард Шульц, «Ошибка Одинокого Бизона»
В середине 2007 года Контракты определили семь компаний — наиболее вероятных кандидатов на поглощение в 2007-2008 гг. Критерий отбора — инвестиционно-привлекательные предприятия, цена которых может превысить $500 млн. В список вошли Криворожский железорудный комбинат, Мотор Сич, Запорожсталь, Ровноазот, Одесский припортовый завод, Инком и Fozzy Group.
Нового собственника в уходящем году обрела только одна из семи компаний — Криворожский железорудный комбинат. 45% акций предприятия, подконтрольного Привату, сконцентрировала группа SCM.
Журналисты Контрактов проанализировали, почему жемчужины украинской экономики до сих пор не проданы, и пришли к выводу: собственники крупных компаний набивают цену своим активам и находятся в поиске щедрых инвесторов.
Криворожский жерезорудный комбинат
Последние три года за КЖРК боролись сразу несколько бизнес-групп. В 2005 году группа «Интерпайп» договорилась с Приватом (контролирует предприятие) о продаже компании в обмен на акции Южного ГОКа. Но заполучив ЮГОК, Игорь Коломойский отказался выполнять свою часть обязательств, сделка сорвалась. Спустя два года долю в КЖРК купила SCM. Рано или поздно КЖРК достался бы стратегическому инвестору, уверены инвестаналитики. «Группа «Приват» практически не инвестировала в развитие предприятия, ожидая подходящего момента для его продажи. У SCM, напротив, есть четкие планы по развитию своих активов», — говорит аналитик одной из инвесткомпаний.
Мотор Сич
Вячеслав Богуслаев, директор крупнейшего в Украине производителя двигателей для авиатехники — компании «Мотор Сич»,— давно ищет инвесторов. Российская госкомпания «Рособоронэкспорт» была заинтересована в покупке украинского поставщика двигателей для российских вертолетов. По словам Алексея Некрасы, аналитика ИК Galt and Taggart Securities (Ukraine), в России не смогут найти замену украинским двигателям еще минимум пять лет. Союз с госкомпанией мог бы расширить рынки сбыта Мотор Сичи и пополнить ее стол заказов. Компании вели переговоры с 2006 года, камнем преткновения стала цена сделки. Богуслаев даже решился на частное размещение, дабы определить рыночную стоимость предприятия. Инвесторы оценили завод в $311 млн. Россияне не стали платить столь высокую, по их мнению, цену и отказались от союза с компанией «Мотор Сич». И прогадали: сейчас капитализация предприятия, по оценкам Алексея Некрасы, достигает $700-800 млн.
Запорожсталь
Похоже, собственники меткомбината «Запорожсталь» Алекс Шнайдер и Эдуард Шифрин готовы к продаже актива: после крупной допэмиссии в 2006 году в свободном обращении не осталось ни одной акции завода. Акционеры увеличили уставный капитал предприятия на 450 млн грн, присоединив к меткомбинату несколько торговых домов бизнес-группы. «Запорожсталь находится в состоянии перманентной продажи», — шутят аналитики. Почему владельцы завода до сих пор не продали актив? Проблема в его стоимости: собственники компании просят за предприятие непомерно высокую цену.
В ожидании инвесторов Алекс Шнайдер и Эдуард Шифрин занялись девелоперским и бизнесом и ритейлом: бизнесмены развивают в Украине розничную сеть «Амстор», строят два офисных центра в Москве стоимостью $350 млн. А в декабре 2007 года бизнесмены договорились о покупке контрольного пакета акций одного из ведущих футбольных клубов Израиля — «Маккаби». «Еще немного — и завод продадут за бесценок», — уверены аналитики. Проекты группы «Запорожсталь» (особенно футбольный клуб и строительство офисов в Москве) требуют серьезных капиталовложений, причем немедленно.
Ровноазот и Одесский припортовый завод
Дмитрий Фирташ отказался от продажи доли в одном из своих химических активов — компании «Ровноазот» (компания Group DF, принадлежащая бизнесмену, контролирует более 50% акций предприятия). По официальной версии, предприниматель решил самостоятельно развивать завод. На предприятии планируют запустить производство метанола и карбамида. Однако сумма инвестиций пока не известна. При этом второй акционер Ровноазота Вадим Новинский (Смарт-групп) не собирается инвестировать в завод.
«Если актив хотят продать, то лучше поспешить. Стоимость химических предприятий будет падать из-за роста цен на газ (для химиков она возросла до $219,5 за тыс. куб. м с учетом транспортировки газа)», — считает аналитик ИК Dragon Capital Тамара Левченко. По оценкам ИК, валовая рентабельность Ровноазота может снизиться на 35,4%. Руководство Ровноазота вывело предприятие на самый низкий по отрасли коэффициент расхода газа при производстве аммиака, однако у компании слабая продуктовая линейка и большие траты на транспортировку газа. К тому же завод не подключен к аммиакопроводу Тольятти—Горловка—Одесса.
Одесский припортовый завод собирались приватизировать в 2007 году, однако процесс продажи приостановлен указом президента Виктора Ющенко. Среди потенциальных покупателей актива — Дмитрий Фирташ.
Инком
«Инком не продается», — говорят в одной из крупнейших IT-компаний Украины. Действительно, неразумно отказываться от $143,4 млн дохода — именно столько в 2006 году принесла компания ее владельцу Александру Кардакову. Обороты компании ежегодно растут на 30%. Кардаков решился на продажу другого актива — 10% акций Датагруп. Таким образом он выяснил рыночную стоимость своего бизнеса. Заплатив за пакет $21 млн, покупатели оценили телекоммуникационную компанию «Датагруп» в $210 млн.
Fozzy Group
Президент крупнейшей розничной компании в Украине Fozzy Group Владимир Костельман пока не собирается продавать свой бизнес, об IPO не мечтает. Бизнесмен наращивает стоимость группы, завоевывает новые рынки. В уходящем году на покупку региональных сетей и строительство магазинов Fozzy Group потратила $128 млн. В 2008 году, по прогнозам самого Костельмана, оборот Fozzy Group достигнет $2 млрд. «Fozzy — очень привлекательный объект для поглощения», — говорят аналитики: российские или европейские сети супермаркетов смогут закрепиться в Украине, лишь купив одного из местных игроков
Коллаж Константина Паламарчука