Валентина Семенюк-Самсоненко рассказала, зачем хранит в кабинете автомат, почему Юлия Тимошенко пытается сместить ее с должности, какие взятки ей предлагали, какие подарки дарят близкие люди и где муж покупает ей наряды.
Утро председателя Фонда государственного имущества, наверное, начинается с программы новостей…
— Никогда не смотрю новостные программы утром. Мой день начинается с зарядки, контрастного душа и обтирания полотенцем, доставшимся еще от прабабушки. По телевизору смотрю добрые советские мультфильмы. После них — передачу, рассказывающую о том, как правильно делать зарядку, готовить вкусную и полезную еду. Зарядившись хорошим настроением, отправляюсь на работу.
Как вы заработали свои первые деньги?
— Еще в 6 классе стала подрабатывать в колхозе. За прополку картошки получила 40 рублей. По тем временам это были большие деньги. Из них на 15 рублей купила себе босоножки, фартук и ткань, чтобы сшить юбочку и жилеточку. Первая запись в трудовой книжке была сделана, когда я пришла работать в колхоз на должность делопроизводителя. Это уже было после окончания школы. Сначала очень переживала. Ко мне приходило много людей, всем надо было помочь.
Сейчас в фонде угодить сложнее, особенно, когда постоянно находишься под прицелом Юлии Владимировны…
— Мне кажется, это связанно с тем, что люди не поняли для чего пришли во власть. Однажды я сказала Юлии Владимировне: «Меня никогда и никто не принудит делать плохие вещи!» Такие слова ей не понравились. Потому, когда Юлия Владимировна во второй раз заняла премьерский пост, она, естественно, ополчилась против меня. Началась борьба с Фондом госимущества. Меня хотят сместить, дабы не мешала воровать. У меня же нет фракции в парламенте, которая бы защищала.
Если станет вопрос о моей отставке, отчитаюсь в парламенте, он примет решение, Президент подпишет указ, и я уйду. Но с одним условием — составлением акта приемки-передачи, чтобы было видно, кто, что и кому передает. Чтобы впоследствии не возникли какие-либо претензии ни ко мне, ни к моим приемникам. Вот если бы премьер-министры составляли такой акт, сразу было бы видно, какой уровень инфляции, безработицы и размер долгов один передал другому.
Поговаривают, что вам не раз предлагали, «поправить» материальное положение за счет подарков в благодарность за лояльное отношение …
— Те, кто пытались давать взятки, думаю, запомнят меня на всю жизнь! Приходил как-то ко мне посол одного государства, лоббировать интересы своего инвестора. Получив мой отказ, сказал: «Вы, наверное, не хотите здесь больше работать, если не идете мне на уступки». На что в ответ услышал: «Это вы не поняли, в какое учреждение пришли». Он думал, что так легко будет руководить в чужой стране. Я ему сообщила, что работаю на Украину, а не на его личные интересы. Больше этого посла в ФГИ не было видно.
Еще один примечательный случай. В начале моей работы в ФГИ в 2005 году некий бизнесмен, с которым я до сих пор воюю, пытался меня подкупить. Зная, что такое со мной не проходит, он поступил очень хитро. В мой день рождения, узнав, что утром меня не будет, принес цветы, открытку и коробочку для драгоценностей. Придя и увидев эти дары, я спросила у секретаря: «Что все это значит?» Я заставила секретаря открыть коробочку. Там оказалась усыпанная бриллиантами икона Божьей Матери. Тогда я велела секретарю отвезти ее в Введенскую церковь. Всегда, приходя в церковь, вижу там эту икону. После этого случая все знают, что со мной подобные варианты не проходят.
Можете вспомнить самую крупную взятку, которую вам предлагали?
— Работая в сессионном зале, один из депутатов хотел провернуть масштабную аферу, связанную с землей. Дело было в 1997 году. Этот депутат лоббировал закон, позволяющий продать Украину вместе с землей. Сумма залога страны составляла $16-20 млрд. и это при бюджете страны в $9,2 млрд. Помню, как в сессионном зале я сражалась за закон, который бы не позволил проводить подобные аферы. Закон я все-таки провела, но в 2.30 ночи меня увезла скорая.
Позже этот депутат подошел и спросил: «Сколько тебе надо, чтобы немного помолчала?» Я ответила: «Во всех банках нет столько денег, чтобы купить партию и меня, потому что вы хотите продать страну». И этот депутат, ныне покойный, сказал: «Запомни, мы тебя уничтожим руками твоих же людей». И надо сказать, что это не были пустые слова. Но я пережила все неприятности.
Какие подарки от близких людей были самыми дорогостоящими?
— Очень хорошо помню мамин подарок. Когда мы с первым мужем строили дом, нам не хватало 200 рублей. Она сняла их с книжки и отдала нам, хотя хранила эти деньги на «черный» день. Давая деньги, сказала: «Ничего, «черный» день подождет, а печку муровать нужно сейчас».
А у вас есть деньги на «черный» день?
— Никогда не копила и не коплю. Поэтому и на сберкнижке ничего не пропало. Если на что-то не хватает средств, беру кредиты. Так, например, я купила мебель и первую машину. Вот только недавно сделала свое первое и, наверное, последнее сбережение — перечислила на кредитную карточку 9 тыс. грн. Вот только карточка была выпущена «Проминвестбанком». Надо уточнить, могу ли забрать эти деньги.
Вероятно, в семье вы тоже управляете имуществом и деньгами?
— У нас с мужем есть тумбочка, в которой мы храним свою зарплату. Правда, он делает более весомые вклады, чем я. Оттуда, в зависимости от потребностей берем деньги. Покупки в основном делаем вместе. Хотя у мужа больше свободного времени, он неплохо разбирается в моде и нередко советует, что мне лучше купить. Как любой мужчина, он хочет, чтобы его жена выглядела как можно красивее.
Очень любим с мужем делать подарки детям и внукам. Никогда не идем в гости без игрушек, книжек. Недавно старшему внуку на 10-летие подарили недорогой мобильный телефон. Он был очень доволен.
Как на счет инвестиций в картины, антиквариат?
— У нас есть деньги, чтобы поехать отдохнуть. Но их, увы, не хватает на инвестиции. Например, в последние месяцы в основном я тратила деньги на обновление гардероба. После замужества пришлось его немного поменять.
Что у вас в кабинете делает автомат рядом с букетом цветов? Это настоящее оружие?
— Да, он настоящий. Но в руки я его не беру. Пусть лежит на всякий случай… Автомат и цветы символизируют силу и романтику. Сочетание этих качеств мне очень импонирует.
Вам не хотелось бы из государственного деятеля переквалифицироваться в бизнес-леди?
— Если я даже уйду из Фонда госимущества, то без работы не останусь. Как говорится: «Была бы шея, а ярмо всегда найдется». По моему складу характера, мне ближе государственное управление и работа в общественных организациях. Не умею сидеть дома. Я должна быть в движении.