За три квартала 2013 года банковская система вышла на прибыль в 1,732 млрд грн, что тем не менее на 37,6% ниже аналогичного прошлогоднего показателя. Эти цифры главным образом подпортил сентябрь, который украинские финорганизации закончили с убытком в 770 млн грн, что в 6,5 раза больше аналогичного периода 2012 года. На общий результат также повлияли негативные показатели отдельных банков. К примеру, в своей квартальной отчетности рекордные убытки показал Кредитпромбанк. Его убыток в третьем квартале составил 1,359 млрд грн.
Равнение на розницу
В этом году финучреждения особенно полюбили клиентов-физлиц, причем даже крупнейшие банки развивают беззалоговое кредитование. Хотя для розничного сегмента характерны более высокие риски невозврата кредитов, он существенно доходнее корпоративного направления.
По данным компании «Простобанк Консалтинг», средняя доходность составляет более 60% по кредитам наличными, около 55% — по займам на приобретение товаров, 21% — на покупку жилья и 16% — на покупку автомобилей. «Если в розничном бизнесе средние кредитные ставки составляют от 45% годовых, то в корпоративном — от 30% годовых, то есть разница — более 15 пунктов. А иногда, например по беззалоговым займам, она может достигать и 100 пунктов», — отмечает заместитель председателя правления, член правления Еврогазбанка Роман Горбачев.
Что касается структурных характеристик рынка потребительского кредитования, то по состоянию на начало августа 34,8% портфеля банков Украины приходилось на займы сроком до года. В то же время 32,5% и 32,7% портфеля занимают долгосрочные и среднесрочные займы. Таким образом, нивелировался разрыв между объемами портфелей долгосрочных и краткосрочных займов, который по состоянию на конец 2012 года достигал 11,3% в пользу первых.
Банкиры подчеркивают, что по сравнению с докризисным периодом серьезно изменились стратегические подходы, применяемые при потребительском кредитовании: уменьшился рынок ипотечных кредитов и увеличились объемы беззалогового потребительского кредитования, а также кредитования наличными. Розничный бизнес сместился в сторону более рисковых продуктовых сегментов. Впрочем, раздачу потребительских кредитов на каждом углу большинство банков больше не практикует, хотя некоторые предлагают клиентам нулевой аванс или процентную ставку, а также упрощенную процедуру оформления. «Это ошибочная стратегия: банки, которые ее используют, как правило, недолго удерживают ведущие позиции. По статистике, лидеры в сегменте автокредитования, где такие продукты довольно популярны, меняются едва ли не ежегодно»,— отмечает заместитель председателя правления Сбербанка России Ирина Князева.
В целом по рынку произошел серьезный пересмотр подходов банков к формированию розничных портфелей, что вылилось в ужесточение требований к заемщикам. После кризиса финорганизации начали проводить более тщательный анализ платежеспособности клиентов, а НБУ осуществил ряд мероприятий, которые препятствуют повторению ситуации.
Участники рынка прогнозируют, что в ближайшее время розничный бизнес будет развиваться еще более динамично, но не в ущерб корпоративному направлению. Если говорить о ретейле, то развивая его отдельно, финучреждению необходимо затрачивать больше усилий для наращивания клиентской базы. Не секрет, что сотрудники предприятий — корпоративных клиентов охотнее выбирают розничные продукты в обслуживающих банках. «На рынке потребительского кредитования банки активно используют альтернативные каналы продаж, в том числе и другие финорганизации. Одной из основных тенденций этого года является активное внедрение именно агентских программ продажи потребительских кредитов», — говорит Владимир Линник, начальник отдела развития продуктов Банка Кипра.
Банки также развивают ко-брендинговые программы и предлагают небанковские услуги — страховки, туристические путевки, арт-консалтинг. Одним словом, они становятся «финансовыми магазинами», более интересными и полезными клиенту с потребительской точки зрения.
Кредитов все меньше
Банки продолжают держать курс на удешевление своей ресурсной базы
Активизация банков в сфере потребительского кредитования наконец сломала хребет четырехлетнему сокращению объема розничного портфеля. С пикового значения в 273,8 млрд грн он снизился до 183,1 млрд грн. И лишь в 2013 году объем розничных кредитов вырос на 2,7% (5,03 млрд грн). При этом валютные кредиты продолжают погашаться, что нивелирует значительные темпы роста гривневого кредитования (+15% за январь–август).
Согласно отчетности крупнейших банков, в первом полугодии пять из них нарастили долю потребительских займов в общем кредитном портфеле: Проминвестбанк (+0,08%), Сбербанк России и ПУМБ (по +0,11%), ВТБ Банк (+0,82%) и Укргазбанк (+1,39%).
Немаловажное значение для кредитных учреждений сейчас приобретает и возможность привлечения ресурсов. С начала года занять средства на внешних рынках удалось лишь крупнейшим банкам, в том числе с государственным капиталом. Остальным приходится довольствоваться внутренним рынком. Так что основным ресурсом являются средства клиентов — как корпоративных, так и розничных. При этом на долю населения приходится более двух третей общего объема, что составляет свыше 40% всех обязательств банков.
Гривня — наше все!
Пассивная база банковского сектора постепенно дедолларизируется. По статистике НБУ, за три квартала текущего года удельный вес валютных вкладов в банковской системе в целом снизился с 43,8% до 38,9% и с 49,8% до 43,8% — по депозитам населения. Первый заместитель главы Нацбанка Борис Приходько объясняет это тем, что гривня сейчас — более привлекательный для вкладчиков инструмент. Он приводит данные, что из 60 млрд грн прироста банковского депозитного портфеля почти 55 млрд грн (92%) приходится на гривневые и только 5 млрд грн — на валютные сбережения. Увеличивается и средний срок размещения депозитов: если в прошлом году он составлял 2,5–3 месяца, то сегодня — более шести.
В целом банки продолжают держать курс на удешевление своей ресурсной базы, и этот тренд продолжится. Но, скорее всего, в четвертом квартале ставки по депозитам традиционно поползут вверх. Степень их роста зависит как от уровня ликвидности банковской системы, так и от макроэкономической ситуации в стране. В первую очередь удорожание ресурсной базы, то есть повышение ставок по депозитам может произойти на «короткие» вклады — на срок один-три месяца, поскольку одной из основных причин повышения ставок осенью является желание финучреждений закрыть финансовый год с наилучшими показателями. А вот в какой валюте будут повышаться ставки, будет зависеть от клиентских ожиданий. Если большинство клиентов предпочтут размещать вклады в иностранной валюте, ставки поднимутся в первую очередь по долларовым вкладам. Если же вкладчики продемонстрируют доверие к национальному дензнаку, то пойдут вверх ставки по депозитам в гривне. «На мой взгляд, сезонное увеличение ставок привлечения краткосрочных вкладов корпоративных клиентов не имеет предпосылок быть существенным и не изменит сформировавшегося тренда: «больше срок размещения — выше ставка», — говорит Елена Цымбалова, заместитель директора департамента корпоративного бизнеса банка «Хрещатик».
Тенденция роста стоимости «коротких» денег означает, что кредиты, выданные за счет этих денег в том числе, будут дороже, нежели те, которые выданы при более дешевом депозитном портфеле. Что касается неценовых условий кредитования, то они останутся по-прежнему относительно жесткими, так как банки работают в законодательном поле, которое обязывает их минимизировать риски, поддерживать максимальную ликвидность и улучшать качество кредитного портфеля, сформированного в докризисные годы.