Нелюбовь Владимира Маяковского к гастрономическим пристрастиям буржуазии вылилась в незабвенные строки о рябчиках и ананасах. В следующем году их позволят себе очень немногие.
ЛИЧНЫЙ СЧЕТ
Нелюбовь Владимира Маяковского к гастрономическим
пристрастиям буржуазии вылилась в незабвенные строки о рябчиках и ананасах. Ну
и, конечно же, о «последнем дне». Обсуждать Армагеддон не будем по этическим
соображениям, хотя запах жареного отчетливо слышен даже во время новогодних
праздников. А вот с рябчиками и ананасами поэт не потерял актуальности. В
следующем году их позволят себе очень немногие.
Дешево и сердито
Выжившие после повальных сокращений сотрудники частных компаний вряд ли смогут рассчитывать на улучшение своего материального положения в будущем. Как сейчас шутят: «Лучший бонус за 2008 год — сохранение работы на 2009-ый». Снижение зарплат — можно считать большой удачей.
На очереди работники бюджетных организаций, многие из которых почувствовали кризис только со слов родных и близких. Следом за ними — наиболее социально-защищенные слои населения, хотя правительство по прежнему пытается делать вид, что ситуация под контролем и все социальные выплаты будут осуществляться в срок и без задержек. Только в это верится с большим трудом.
Во-первых, в следующем году правительство не сможет повышать размер зарплат. МВФ запретил увеличивать социальные расходы на ближайшие два года. Во-вторых, слабо верится в возможность выполнения бюджета при стагнирующей экономике. Соответственно, произойдут задержки с выплатами.
Обедневшее население едва ли бросится покупать постоянно дорожающие товары. Либо рост цен остановится, либо повышение стоимости очень быстро приведет к закрытию магазинов и появлению на их месте стихийных рынков с совершенно другими правилами ценообразования. Скорее всего, так и произойдет. И «магазинная» маржа в 50,100,300% уйдет в прошлое как минимум на несколько лет.
Абсолютно невосприимчивыми к кризису останутся лишь товары премиум-класса, которые и ранее не были доступными широкому кругу потребителей. Средняя ценовая категория плавно переместится в низшую. Иными словами, увеличится спрос на дешевые товары и услуги с соответствующим уровнем качества. Как следствие — стоимость потребительской корзины существенно снизится. Но парадокс в том, что даже в этой ситуации инфляция останется двузначной.
Числовые галлюцинации
Если бы все товары и услуги были украинского происхождения, можно было бы смело прогнозировать резкое снижение темпов инфляции почти до нулевой отметки. Но проблема экономики в том, что она слишком зависима от импорта. С падением курса гривны их стоимость будет только расти. И даже долларовое снижение цен на энергоресурсы в пересчете на гривну ничего хорошего не сулит.
Очень показателен пример кризиса образца 98-ого года. Казалось бы, резкое падение платежеспособного спроса обнулит рост цен в следующем, посткризисном году. Как бы ни так. Темпы инфляции в 99-ом повторили 98-ой.
Несколько месяцев назад, когда курс гривны к доллару превысил отметку в 7 грн./$, в экономике начались необратимые процессы. Украинские предприятия, обремененные долгами и сокращающимся спросом на продукцию, начнут уступать свои позиции более успешным зарубежным коллегам. Очень быстро дешевый импорт начнет заполнять временно пустующие ниши. Только «дешевый» он в условных единицах, но никак не в гривнах. Проще говоря, падение курса гривны, подстегнет рост инфляции. А удержать цены намного сложнее, чем валютный курс. Посему верхний предел роста инфляции по итогам 2009 года можно смело прогнозировать на уровне 20%.
Штормовое предупреждение
Приумножить сбережения в нынешней ситуации практически невозможно. Конечно, ряд банков готов заплатить до 25% по депозитам в гривне на год. Только высокая вероятность прекращения деятельности половины финансовых учреждений в следующем году не располагает к долгосрочным отношениям. Кроме того, ближайшие полгода лучше держать деньги в валюте. И только летом, сбросив доллары или евро, можно осмотреться по сторонам и выбрать наилучшие предложения среди оставшихся в живых.