Контракти.ua

22271  —  15.01.09
Вызываем «неотложку». Машиностроители останавливают производства и "оптимизируют" кадры
Вызываем «неотложку». Машиностроители останавливают производства и

Бурный рост производства, наблюдавшийся в отрасли в последние годы cменился стагнацией. Тактика руководителей машиностроительных гигантов в условиях кризиса сводится к остановке производства и оптимизации кадрового состава.

Валерий Литвинов, ГVАРДИЯ

Набирающий обороты глобальный экономический кризис имеет все шансы стать одним из главных испытаний для машиностроительного комплекса Украины за всю его историю. Бурный рост производства, наблюдавшийся в отрасли в последние годы, — на 28,6% в 2007 г. и на 25,0% за 9 месяцев 2008 г., создавал благоприятную почву для радужных прогнозов развития украинского машиностроения. Однако после того как лопнул финансовый пузырь, Госкомстат уже по итогам октября текущего года зафиксировал спад в машиностроении на 11,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Как следствие, замедлился рост отрасли с начала года, который по итогам 10 месяцев составил 20,5%.

 

Выйти в ноль

Со значительными проблемами столкнулись крупнейшие предприятия отрасли, которые еще в середине года демонстрировали рекордные темпы производства. Так, один из самых крупных представителей тяжелого машиностроения Украины — Новокраматорский машиностроительный завод — в ноябре был вынужден приостановить производство продукции практически для всех украинских потребителей из-за их финансовых проблем. По словам президента завода Георгия Скударя, в перечень «замороженной» продукции вошло оборудование машины непрерывного литья заготовок для металлургического комбината «Азовсталь», оборудование для реконструкции прокатного стана меткомбината «Запорожсталь», шагающие экскаваторы для Полтавского ГОКа. Кроме того, НКМЗ почти вдвое сократил отгрузки продукции в Россию. Еще один гигант машиностроения Донецкой области — крупнейший в стране производитель холодильников «Норд» — из-за проблем со сбытом также серьезно сбавил обороты и начал отправлять своих работников в административные отпуска.

 

Как Гvардия расчитывает рейтинг смотрите здесь

Непростая ситуация сложилась в сельскохозяйственном машиностроении — у флагмана отрасли Харьковского тракторного завода объемы продаж сократились почти на 70%. Значительные трудности начали испытывать также предприятия железнодорожного машиностроения — заводы «Днепровагонмаш», «Лугансктепловоз» и Крюковский вагоностроительный завод были вынуждены частично приостановить свои производства.

Говорить, что власти устранились от решения проблем машиностроителей, было бы неправильно — правительство признает, что эта отрасль требует повышенного внимания со стороны государства. В то же время дальше разговоров о подготовке антикризисных мер для поддержки машиностроителей до начала января дело так и не дошло. При этом министр промышленной политики Владимир Новицкий заявил, что кризис «даст нам возможность создать условия для нормального хозяйствования на предприятиях».

 

Сами же машиностроители уже давно начали работать над минимизацией своих потерь. Так, донецкая компания «Систем Кэпитал Менеджмент», управляющая группой украинских заводов угольного машиностроения (в их число входят такие предприятия, как «Дружковский машзавод» и «Горловский машиностроитель»), сообщает, что работа в этой сфере ведется ею сразу по нескольким направлениям. «Мы усилили контроль над дебиторской задолженностью с целью ее максимально возможного сокращения. Кроме того, сегодня осуществляем закупку сырья в строгом соответствии с утвержденными производственными планами наших заводов, а не «про запас» — как это принято при более устойчивой экономической ситуации. В целом, можно сказать, что мы работаем и готовы продолжать работать в новых условиях», — говорят в СКМ, указывая, что заводы компании продолжают работать и не сокращают своих сотрудников. Схожую тактику использует руководство Сумского НПО им. Фрунзе — одного из крупнейших игроков на рынке энергетического машиностроения. На этом предприятии, по словам его генерального директора Игоря Иванова, сокращение персонала не предвидится. В то же время проводится комплекс мероприятий по оптимизации кадрового состава и внедрению новой системы оплаты труда — повременно-премиальной.

 

Как Гvардия расчитывает рейтинг смотрите здесь

Машиностроители все еще указывают на необходимость принятия комплекса неотложных экономических мер. По мнению генерального директора Харьковского тракторного завода Сергея Серебрякова, в их число должны войти облегчение налогового давления на предприятия и недопущение роста стоимости энергоносителей. Кроме того, машиностроители указывают на необходимость решения глобальной задачи — масштабного перевооружения отрасли, чтобы повысить ее конкурентоспособность, и надеются, что государство сможет создать для этого благоприятные условия. «Правительству нужно сфокусироваться на отраслях, способных соответствовать основным параметрам экономической модели и имеющих экспортный потенциал, высокую долю добавленной стоимости и высокую выработку на одного работающего, инновационную составляющую в структуре себестоимости», — заявил по этому поводу президент индустриальной группы «УПЭК» Анатолий Гиршфельд.

 

КОРИФЕИ                                                                                                                          

АКСЕЛЬ ВЕННЕР-ГРЕН (Axel Wenner-Gren)
1881–1961 гг., немец
основатель компании
ELEСTROLUX (Швеция)

Самый успешный коммивояжер

Первые деньги заработал еще в школе — торговал папиными марками и отходами консервной промышленности.
Именно Веннер-Грену принадлежит идея внедрения пылесоса в жизнь каждой домохозяйки, и с этой целью он сделал много изобретений и инноваций.
Веннер-Грен впервые применил прямые продажи пылесосов.
Имея незаурядное предпринимательское чутье, Веннер-Грен провел очень удачное первичное размещение акций на Лондонской бирже в 1928 г. вследствие чего капитализация его компании сразу выросла в 10 раз.
В 1930-х гг. Веннер-Грен потерял интерес к бизнесу и передал управление компанией. Новой сферой его интересов стала благотворительная (научные исследования) и политическая деятельность (симпатизировал национал-социалистам Германии).
Сегодня ELECTROLUX c оборотом в ?11 млрд является вторым производителем бытовой техники в мире после WHIRLPOOL.ELECTROLUX владеет такими известными производителями бытовой техники, как ZANUSSI (Италия), AEG (Германия), MOLTENI (Франция), EUREKA (США).

Статьи по теме
Проблеми на ринку праці в Україні: жінки почнуть опановувати чоловічі професії – проєкт уряду
Проблеми на ринку праці в Україні: жінки почнуть опановувати чоловічі професії – проєкт уряду

Серед професій — слюсар, водій трамвая або автобуса, тракторист, токар, машиніст тощо.
17.11 — 845

Україна може відкрити львівський аеропорт вже 2025 року — брокер
Україна може відкрити львівський аеропорт вже 2025 року — брокер

Україна під час війни може знову відкрити перший цивільний аеропорт у Львові, щоб відновити авіасполучення, яке було призупинено по всій країні після вторгнення Росії 2022 року.
17.11 — 314

Аеропорт у Львові можуть відкрити у 2025 році
Аеропорт у Львові можуть відкрити у 2025 році

Страховики визначили аеропорт в Україні, який можна відкрити першим.
16.11 — 1096