Контракти.ua

Автор: Елена Герасимова —  15495  —  24.12.13
Дурная бесконечность госдолга: почему новые кредиты не спасут Украину
Дурная бесконечность госдолга: почему новые кредиты не спасут Украину

Объем и структура госдолга Украины вполне приемлемы. Как известно, общепринятый допустимый размер доли госдолга в ВВП страны составляет 60%. Украина довольно далека от этого показателя – он не достигает и 40% ВВП. Но сроки погашения долговых обязательств весьма угрожающие.

В начале декабря один из крупнейших частных инвестиционных фондов США Franklin Templeton купил государственные евробонды Украины на сумму более $1,4 млрд. Это вторая сделка подобного рода, осуществленная этим фондом. Предыдущая состоялась в августе текущего года, когда организация приобрела украинские государственные облигации на сумму $5 млрд. В результате на сегодняшний день объем выкупленного фондом прямого внешнего долга Украины достиг 40% общего количества находящихся в обращении государственных еврооблигаций.

Тот факт, что столь крупная часть украинского государственного долга оказалась в кармане частного инвестора, не является ни беспрецедентным, ни угрожающим событием. «Государственные облигации как на первичном, так и на вторичном рынках выкупают в основном институциональные инвесторы, в том числе и инвестфонды. Franklin Templeton — это крупный игрок, оперирующий пенсионными активами и государственными долговыми бумагами разных стран, а суверенные облигации Украины сейчас характеризует большая доходность. Он сконцентрировал столь значительный объем этих бумаг потому, что, скорее всего, прекрасно понимает специфику связанных с этим рисков. Впрочем, даже если предположить, что по ним будет объявлен дефолт, все потери будет нести только сам фонд. То есть для того чтобы принимать какие-либо решения от имени всех держателей облигационного выпуска, необходимо иметь на руках не 40%, как у Franklin Templeton, а 75% его общего объема», — объсняет директор департамента инвестиционно-банковской деятельности ИГ «АРТ-Капитал» Александр Сницаренко.

Кому и сколько?

Согласно последним данным, обнародованным Министерством финансов Украины, на 31 октября этого года прямой внешний долг Украины достиг $26,307 млрд. При этом прямой внутренний долг составил $30,030 млрд. Общий размер прямого госдолга страны достиг $56,338 млрд. Непрямой, то есть гарантированный государством долг страны составил $12,499 млрд. Таким образом, размер совокупного долга Украины — $68,837 млрд. Несомненным плюсом данной ситуации является то, что внутренний долг, хотя и незначительно, все-таки превышает внешний, поскольку такое их соотношение гораздо более благоприятно для стабильности финансовой системы, нежели обратное.

Небезвозмездно

Одним из итогов украинско-российских межгосударственных консультаций, начавшихся 17 декабря, стала договоренность о том, что Россия разместит в ценных бумагах украинского правительства часть своих резервов из Фонда национального благосостояния (ФНБ) объемом $15 млрд. Но, как подчеркивают эксперты, это отнюдь не благотворительная акция, а коммерческий кредит, обслуживание которого может составить 5–10% в год. Министр финансов РФ Антон Силуанов уточнил, что уже в ближайшее время Россия купит двухлетние евро-облигации Украины на $3 млрд под нерыночную ставку доходности в 5% годовых. Остальные $12 млрд будут получены траншами в течение 2014 года «по мере возникновения необходимости». Способна ли будет наша экономика обслуживать еще и этот долг, покажет время. Но эксперты уже предрекают, что Украине придется рассчитаться с Россией или газотранспортной системой, или промышленными активами, или территориями.

«Основная часть украинского внешнего долга в размере свыше 60% состоит как раз из тех самых еврооблигаций», — подчеркивает руководитель проектов АК Kreston GCG Александр Куксин. «Общая сумма долга страны по этим бумагам составляет $16,26 млрд, — уточняет аналитик рынка облигаций группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Тарас Котович. — И поскольку они находятся в свободном обращении, структура их собственников постоянно меняется». Большая часть евробондов находится в руках трех крупных инвестфондов. «Наиболее вероятно, что, кроме Franklin Templeton, в их число входят американский Fidelity Investments и шотландский Aberdeen Asset Management», — предполагает Александр Куксин.

Таким образом, более 60% прямого внешнего долга Украины принадлежит нескольким частным инвестфондам. Что же касается остальных 40%, то они, по данным аналитиков, распределены между международными финансовыми организациями. «Примерно 15% украинского внешнего долга составляют заимствования у МВФ, чуть более 10% — у МБРР, 3% — у ЕБРР, 2% — у Европейского инвестиционного банка и т. д.», — уточняет Александр Куксин. «Так, МВФ Украина должна $4,26 млрд, МБРР — $3,04 млрд, кроме того, недавно был получен кредит российских банков в размере $750 млн», — добавляет Тарас Котович.

Что касается объема долга, то, по мнению экспертов, он также является вполне приемлемым. Как известно, общепринятый допустимый размер доли госдолга в ВВП страны составляет 60%. «Сейчас Украина довольно далека даже от этого показателя. Нынешний размер совокупного госдолга, составляющий почти $68 млрд, не достигает и 40% ВВП», — отмечает руководитель аналитического департамента ИГ «АРТ-Капитал» Игорь Путилин.

Однако, кроме объема и структуры долговых обязательств страны, не менее важным фактором ее финансовой стабильности являются сроки их погашения. «У Украины же они в настоящее время весьма угрожающие, — подчеркивает Игорь Путилин. — Дело в том, что 72% ее совокупного долга должны быть погашены в ближайшие четыре года». По сути это означает, что в период с 2014-го по 2017 год Украина должна будет выплатить примерно $50 млрд. Этот показатель в 2,5 раза превосходит те золотовалютные резервы, которыми страна располагала на конец октября нынешнего года — $20,6 млрд.

Когда и как?

К началу массовых акций протеста объем внешних долговых обязательств Украины, которые она должна выполнить до конца текущего года, по данным Минфина, составлял 4,2 млрд грн. «По моим подсчетам, всего в декабре из госбюджета на погашение долгов должно быть направлено 4,3 млрд грн, — уточняет Тарас Котович. — Но почти половина этой суммы — 2,1 млрд грн — была уже выплачена 4 декабря, так что обязательства этого года не составят никаких проблем».

Этого, конечно, нельзя сказать о годе грядущем. Так, по данным международного рейтингового агентства Fitch Ratings, в 2014 году Украине необходимо будет выплатить $8,2 млрд. «Действительно, общий объем ее обязательств по погашению долгов достигает 70,75 млрд грн, из которых 33,27 млрд грн — по внешним долгам, а 37,48 млрд грн — по внутренним. При этом часть внутренних платежей также должна быть осуществлена в валюте», — добавляет Тарас Котович. А потому, как считают в Fitch, при отсутствии новых заимствований и сохранении нынешнего состояния платежного баланса выполнение этих обязательств может повлечь за собой сокращение золотовалютных резервов страны к концу 2014 года до $5 млрд.

В сущности это значит, что если Украина не реструктуризирует собственные долги и не привлечет новые займы, ровно через год, имея всего $5 млрд резервов, она окажется перед необходимостью выплатить в последующие три года более $40 млрд. «Именно поэтому в ближайшие четыре года правительство планирует для пополнения госбюджета и погашения долгов привлечь средства из внутренних и внешних источников в соотношении 50/50», — рассказывает Игорь Путилин. «То есть главной задачей для Украины будет оставаться привлечение внешнего финансирования, но в нынешних обстоятельствах стоимость займов может существенно превышать комфортные для нее уровни», — предостерегает Тарас Котович.

Более 60% прямого внешнего долга Украины принадлежит нескольким частным инвестфондам

Действительно, в ноябре Fitch понизило рейтинг Украины с «В» на «В-», что является выражением хрупкости ее внешней финансовой позиции и ограниченности перспектив заимствований в иностранной валюте для рефинансирования тяжелых выплат по внешнему долгу в 2014–2015 годах при отсутствии кредитов МВФ. «Следует учесть, что существует прямая связь между получением кредитов от международных финансовых организаций типа МВФ и оценками финансовой стабильности, выставляемыми авторитетными рейтинговыми агентствами, — отмечает Александр Куксин. — Так, если Украина не соглашается на те или иные условия кредитных организаций, поскольку считает их для себя неприемлемыми, и не получает займы, ее рейтинг автоматически снижается. И поскольку это якобы свидетельствует о повышении уровня риска, все прочие кредиты, естественно, становятся дороже». Таким образом, в ближайшие годы наша страна будет вынуждена увеличивать свои долги, в том числе и за счет более дорогих заимствований.

Почем и зачем?

Уже сейчас, по данным Минфина, доля средств, направляемых на обслуживание государственного долга, то есть на выплату процентов по кредитам, внешним и внутренним облигациям, составляет 13% общих бюджетных расходов. Более того, в настоящее время темпы роста финансирования достигли 31,7%. И поскольку Украина едва ли может это себе позволить, она все более тяготеет к тому, чтобы выполнять свои долговые обязательства за счет так называемых защищенных статей госбюджета, к которым относятся главным образом социальные выплаты.

Все это означает, что привлечение новых займов ради предотвращения суверенного дефолта подспудно подготавливает почву для коллапса внутреннего. И без радикального изменения экономической политики уже в 2014 году ситуация будет только ухудшаться. «Основным источником погашения внешнего долга может стать либо повышение налоговых поступлений в бюджет, либо привлечение новых займов. Первый источник является эффективным и не губительным для экономики только при условии высокого темпа экономического роста, которого в Украине сейчас нет. А значит, ей все-таки следует искать новые источники финансирования. До недавнего времени потенциальными кредиторами страны могли стать как ЕС, так и Россия. И в сложившейся ситуации эта экономическая проблема не могла не приобрести геополитическую подоплеку. Однако в конечном счете не ее решение зависело от внешнеполитического вектора страны, а, наоборот, выбор внешнеполитического вектора — от возможностей ее решения. Иными словами, его определило то, кто именно — ЕС или Россия — быстрее и охотнее «раскроет собственный кошелек» для Украины», — констатирует исполнительный директор АК Kreston GCG Олег Кузнецов. Но власть в любом случае должна будет взять курс на оздоровление экономики с целью выхода из затянувшейся рецессии.

«Все будет зависеть от того, как Украина использует заемные средства. Многие страны, имея колоссальные государственные долги, столь эффективно оперируют полученными средствами, что в итоге извлекают из них прибыль, которая превышает выплачиваемые проценты. Но пока Украина не входит в их число. Она расходует привлекаемые займы частично на обслуживание накопленных долгов, частично на покрытие внутренних расходов, при этом в реальный сектор поступает мизерная часть. Сейчас страна движется по замкнутому кругу в сторону усугубления существующего положения дел, и разорвать она его сможет только при условии выработки эффективной стратегии развития экономики и инвестирования кредитов в прибыльные проекты», — заключает Александр Куксин. То есть новые займы должны принести Украине подлинное выздоровление, а не продление агонии. Но вопрос в том, кто и как будет расходовать кредитные средства.

Статьи по теме
Що буде з економікою України 2024 року: в НБУ зробили прогноз щодо ВВП
Що буде з економікою України 2024 року: в НБУ зробили прогноз щодо ВВП

Темпи економічного зростання будуть нижчими, ніж торік.
29.01 — 442

Що буде з економікою України 2024 року: в НБУ зробили прогноз щодо ВВП
Що буде з економікою України 2024 року: в НБУ зробили прогноз щодо ВВП

Темпи економічного зростання будуть нижчими, ніж торік.
27.01 — 370

Економісти дали новий прогноз курсу долара та ВВП України
Економісти дали новий прогноз курсу долара та ВВП України

Економіка України та валютний ринок демонструють стійкість до шоків на тлі війни.
10.09.23 — 1011