Контракти.ua

Автор: Елена Герасимова —  10566  —  19.12.13
Металлургия Украины: модернизация или смерть
Металлургия Украины: модернизация или смерть

Украина по-прежнему делает ставку на экспортно-ориентированную модель экономики, но поскольку отечественная металлургия все хуже справляется с ролью ее лидера, власть рассматривает возможные альтернативы.

В начале ноября в ходе регионального заседания Всемирного экономического форума в Киеве президент Украины Виктор Янукович заявил о том, что в течение ближайших 10 лет две крупнейшие экспортно-ориентированные отрасли отечественной экономики – металлургия и химическая промышленность – исчерпают свои конкурентные преимущества на традиционных рынках сбыта. Поэтому, с его точки зрения, на первый план во внешней торговле должны выйти другие отрасли, такие как аграрно-промышленный (АПК) и топливно-энергетический комплексы (ТЭК), а также – производство высоких технологий.

По сути, это могло бы означать, что Украина намерена сохранить нынешнюю модель экономики с ее традиционной ставкой на экспорт, однако планирует радикально изменить ее приоритеты. Однако аналитики считают, что это не так. «На мой взгляд, было бы ошибкой, исходя из этих слов главы государства, прочить закат украинской металлургии и химпрому. Скорее всего, речь шла лишь о том, что сейчас АПК и другие отрасли располагают большими возможностями для увеличения объемов экспорта, прежде всего – за счет притока инвестиций», – отмечает аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк. Аналогичного мнения придерживается и руководитель проектов АК Kreston GCG Александр Куксин: «Наиболее вероятно, что президент имел в виду лишь смещение акцентов. Да, в последнее время объемы экспорта продукции АМК неуклонно растут. Однако и химпром, который снабжает аграриев удобрениями, и, прежде всего, металлургия останутся ведущими отраслями». Однако, как подчеркивают эксперты, сохранить позицию лидера украинской экономики металлургии будет очень непросто.

Ориентация в никуда

Напомним, что отечественный горно-металлургический комплекс (ГМК) сбывает на внутреннем рынке лишь 20% собственной продукции, а остальные 80% – экспортирует, что, во-первых, делает как саму отрасль, так и всю украинскую экономику в целом крайне зависимой от перепадов конъюнктуры внешних рынков, а, во-вторых, предполагает повышенные требования к конкурентоспособности ее продукции. В Европе отечественным металлургам приходится бороться за потребителя со сталеварами Германии, Франции, Италии, Нидерландов и Словакии, а в других регионах – компаниями Японии, Южной Кореи, Индии и, конечно, Китая. Впрочем, как ни парадоксально, значительную часть собственной металлопродукции Украина реализует именно в Китае, а также на традиционных для нее рынках Ближнего и Среднего Востока, и, наконец, в некоторых странах Африки и Латинской Америки.

Между тем, с начала глобального кризиса спрос на сталь в Европе уменьшился на 27%. Наряду с этим Китай, который в настоящее время производит половину общемирового объема металлопродукции, теперь импортирует только ее отдельные виды и продолжает наращивать объемы экспорта. Что в нынешнем году привело к очередному снижению спроса и цен на сталь во всем мире. И, как считают эксперты, в обозримом будущем металлурги Китая и Индии не только окончательно вытеснят импортную металлопродукцию с собственных рынков, но и существенно увеличат объемы реализации в странах Ближнего Востока и Индокитая. То есть возможностей для продажи украинского металла на этих рынках по мировым ценам действительно может не остаться.

Отечественный ГМК сбывает на внутреннем рынке 20% продукции, а остальные 80% - экспортирует

Тем не менее, аналитики полагают, что обстоятельства хоть и сложны, но не катастрофичны. «Благодаря наличию собственной железорудной базы, а также частично проведенной модернизации ведущие украинские компании способны выпускать продукцию, которая в целом является конкурентоспособной на европейском и ближневосточном рынках, – уточняет финансовый аналитик сектора ГМК группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Александр Мартыненко. – Однако в общем объеме отечественного экспорта преобладают стальные полуфабрикаты с низкой добавленной стоимостью и невысоким качеством, что существенно ослабляет позиции их производителей, особенно – в условиях избытка металлургических мощностей в мире, все большей самодостаточности традиционных рынков сбыта и усиливающегося протекционизма».

Мировой аутсайдер

Итак, в условиях сужения рынков сбыта, осложненного неблагоприятной конъюнктурой, единственной ставкой украинской металлургии мог бы стать конкурентоспособный продукт. Однако пока возможности для его производства у отечественных компаний, мягко говоря, крайне ограниченны. Так, на сегодня степень износа основных фондов в среднем  по отрасли составляет примерно 65%. Как следствие, для выплавки 1 тонны стали в Украине необходимо затратить 52,8 человеко-часа, тогда как в России – 38,1, а в Германии — 16,8.

Наряду с этим, общий объем затрат топливно-энергетических ресурсов при производстве чугуна, стали и проката на отечественных предприятиях примерно на 30% больше, чем на предприятиях стран Евросоюза, а также Индии и Китая. В частности, энергоемкость выплавки 1 тонны украинской стали в Украине составляет 840кг условного топлива, а в Евросоюзе – 450кг, что почти в 2 раза меньше. В целом, в структуре себестоимости украинского производства металлопроката доля энергозатрат достигает 50%, тогда как в развитых странах этот показатель не превышает 20%.

Аналогичным образом обстоят дела и с затратами на основные виды металлургического сырья. Так, согласно данным ПХО «Металлургпром», качество железорудной смеси, загружаемой в доменные печи, остается таким же низким, как и 30 лет назад: она до сих пор содержит не более 52,7-53,8% железа. Вместе с тем, из-за низкого качества пылеугольного топлива отечественный производитель использует для выплавки 1 тонны чугуна 1850 кг этого вида сырья, тогда как российский – 1620кг, а европейский –1570кг. И это значит, что для производства 1 единицы продукции самого низкого передела украинский металлург тратит гораздо большее количество ресурсов, чем любой другой в мире.

И, наконец, как полагают некоторые эксперты, в аспекте как сортамента, так и качества металлургической продукции Украина относится к числу чуть ли не самых отсталых стран. По их мнению, даже при условии проведения коренной модернизации для преодоления отставания даже от российских конкурентов ей понадобятся десятки лет. Пессимисты же считают, что эта проблема не будет решена и в отдаленном будущем.

Доходы от убытков

Как бы то ни было, но в докризисный период доля ГМК в валовом внутреннем продукте (ВВП) Украины составляла 27%, а доля в общем объеме экспорта достигала 40%. «Тем не менее, в последние годы она постепенно сокращается. Так, в 2011 году доля ГМК в общем объеме экспорта снизилась до 38%, в 2012 году – до 32%, а по итогам восьми месяцев этого года она составила 27,9%», – рассказывает Куксин. И это значит, что отечественный ГМК, с одной стороны, по-прежнему обеспечивает львиную долю доходов государства от внешнеэкономической деятельности, но, с другой, эти доходы неуклонно уменьшаются.

Наряду с этим результаты финансовой деятельности самих металлургических компаний также выглядят все более плачевно. «По итогам 2012 года совокупный убыток украинского ГМК по сравнению с 2011 годом увеличился в 3,3 раза. В отрасли не было ни одного рентабельного предприятия – все в большей или меньшей степени понесли убытки», – заявил Василий Харахулах, бывший генеральный директор ПХО «Металлургпром». И, согласно данным, обнародованным на последнем балансовом совещании представителей предприятий ГМК Украины, в нынешнем году существенных изменений к лучшему не произошло. Так, по итогам января-сентября доналоговый убыток отечественных металлургических компаний по сравнению с аналогичным периодом 2012 года снизился на 20% – до 8,8 млрд грн. В свою очередь чистый доход от реализации сократился на 10,2% – до 106,1 млрд грн. А уровень рентабельности уменьшился до «минус» 8,3%.

Наиболее вероятная тенденция для отечественной металлургии – продолжение модернизации и постепенное сокращение производственных мощностей

Как полагает и.о. гендиректора «Металлургпрома» Александр Зражевский, главной причиной неудовлетворительных результатов хозяйственной деятельности предприятий отрасли является низкий уровень спроса и цен на металлопродукцию в мире. «При таких обстоятельствах главные задачи украинской металлургии заключаются в том, чтобы снизить себестоимость собственной продукции и удержаться на рынках сбыта», – констатирует Тополюк. То есть, как подчеркивает эксперт, проведение столь необходимой коренной модернизации потребовало бы привлечения заемных средств, которое в данной ситуации было бы крайне рискованным для финансовой устойчивости компаний. «Осуществить широкомасштабное обновление основных фондов в металлургии Украина сможет лишь тогда, когда конъюнктура рынков будет благоприятной и стабильной», – заключает он.

Призрачные перспективы

Все это означает, что на сегодня отрасль остается заложницей сложившегося положения дел. И хотя в Европейской ассоциации производителей стали EUROFER предполагают, что в будущем году мировой спрос на металлопродукцию вырастет на 3%, аналитики в этом сомневаются. Более того, как отмечают эксперты, не станет панацеей и внутренний рынок. «Несмотря на то, что объем потребности в обновлении металлического фонда страны достиг почти 340 млн. тонн, украинский рынок из-за дефицита инвестиций не в состоянии обеспечить достаточный уровень платежеспособного спроса для переориентации всего количества невостребованного экспорта», – поясняет Мартыненко. А потому, по его мнению, наиболее вероятными тенденциями, в русле которых будет развиваться отечественная металлургия в ближайшие 10 лет, станут продолжение модернизации и постепенное сокращение производственных мощностей.

Действительно, как отмечает Тополюк, на сегодня мировой рынок металлопроката находится под давлением избытка мощностей. «Грубо говоря, сейчас каждое пятое металлургическое предприятие в мире – лишнее. Поэтому в ближайшие годы те мощности, для которых характерны наиболее высокие показатели себестоимости производства, будут закрыты», – подчеркивает он. Между тем, так же, как коренная модернизация, которая улучшила бы положение украинской металлургии на внешних рынках, или масштабное обновление инфраструктуры, которое распахнуло бы для нее двери внутреннего рынка, подобные мероприятия требуют капитальных инвестиций. Например, во Франции в течение 10 лет производственные мощности в металлургии были уменьшены с 30 млн до 16 млн тонн в год, а количество работающих — с 200 тыс. до 50 тыс., на что государство тратило около $3 млрд ежегодно.

Впрочем, как прогнозируют эксперты, даже если в Украине подобная программа не будет реализована планово, приоритеты в отечественной экономике изменятся сами собой под давлением обстоятельств. Хотя это вовсе не значит, что альтернативные отрасли уже сейчас располагают необходимыми для этого возможностями. «Вряд ли стоит всерьез рассчитывать на развитие сферы высоких технологий. Сейчас ее доля в ВВП страны мизерна, и, несмотря на то, что в течение 10 лет ситуация наверняка изменится к лучшему, серьезным противовесом металлургии эта отрасль, разумеется, не станет, – констатирует Куксин. – Вполне можно ожидать, что в этот же период Украина сможет существенно увеличить объемы экспорта электроэнергии, если, конечно, ей удастся решить комплекс проблем, назревших в угледобывающей промышленности. Но наибольшие надежды, естественно, можно возлагать на АПК. Однако следует учесть, что здесь так же, как и в товарной структуре экспорта ГМК, очень велика доля сырья и продуктов низкой степени обработки, и для изменения этого обстоятельства тоже необходима модернизация».

Одним словом, вне зависимости от того, какими будут ставки Украины в ее внешнеэкономической деятельности, без внутренних преобразований в ключевых сегментах ее экономики ей не обойтись.

Статьи по теме
Судьба
Судьба "КРАЗа": на свалку или к новому владельцу?

Сергей Лямец, журналист: Не смог пройти мимо. 9 октября на американо-украинской торговой площадке DebtX выставят на продажу вкусные активы. Это 9 кредитов, которые получили 4 предприятия из группы заводов "КРАЗ" – легендарного и, пожалуй, единственного в Украине производителя грузовиков из города Кременчуга. На продажу выставляется настоящий флагман автомобилестроения. "КРАЗ" для Украины – это то же самое, что "КАМАЗ" для России и "МАЗ" для Беларуси.
02.10.20 — 1864

В Украине на 40% рухнуло автопроизводство
В Украине на 40% рухнуло автопроизводство

В Украине за семь месяцев текущего года производство автотранспорта обвалилось на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года - до 2122 единиц.
11.08.20 — 814

Черный нефтяной понедельник: день, который войдет в учебники
Черный нефтяной понедельник: день, который войдет в учебники

Владислав Рашкован: Что можно точно сказать: понедельник, 20 апреля 2020 войдет в историю и будет описываться в книгах. Да и оставшиеся месяцы 2020 года обещают быть не менее захватывающими. Лично я такого в жизни никогда не видел и о таком не читал. Ветераны рынка говорят, что такого действительно никогда не было в истории.
21.04.20 — 610