Снижение доходов от рекламы приведет к тому, что телекомпании урежут бюджеты на ТВ-контент, а большинство отечественных продакшен-студий уйдет с рынка. Ни одна из трех возможных схем, как сделать отечественный фильм прибыльным, пока не сработала.
В декабре в широком прокате Украины стартовала последняя в этом году отечественная премьера — фильм Александра Кириенко «Иллюзия страха». 4 декабря картина одновременно появилась в кинотеатрах Украины и России — в нашей стране 30-ю копиями, в РФ — 80-ю. Инвестиции в размере 2,5 млн грн создатели ленты намерены окупить за счет сборов в кинотеатрах, продаж DVD, а также показа в телеэфире. «Мы уже ведем переговоры о демонстрации фильма с ОРТ, с американскими и чешскими дистрибьюторами, планируем выпустить его на DVD, сделать аудиокнигу», — делится планами исполнительный продюсер ленты Татьяна Смирнова. При этом она рассчитывает, что на родине каждая копия заработает больше, чем за ее пределами. «Интерес к нашему фильму уже проявили больше кинотеатров, чем мы можем обеспечить копиями, — рассказывает Смирнова. — Значительную роль играют личность автора сценария (первый вице-премьер-министр Украины Александр Турчинов. — Прим. Контрактов) и сильный актерский состав (Андрей Панин, Алена Бабенко, Алексей Петренко, Сергей Гармаш и др. — Прим. Контрактов). К тому же украинцы пойдут посмотреть «свое кино», номинированное на «Оскар».
Свое кино
Ежегодно в общенациональном прокате появляется три-четыре отечественные ленты. Но сможет ли украинский кинематограф предложить кинотеатрам что-то через два-три года, неизвестно. Дело в том, что почти все отечественные фильмы, дошедшие до широкого проката, были сняты на средства частных лиц. В условиях кризиса количество спонсоров может резко сократиться. Теоретически во время сложной финансовой ситуации киноиндустрия могла бы стать спасательным кругом для многих инвесторов — падения посещаемости кинотеатров эксперты не предвидят. Некоторые не исключают даже того, что кассовые сборы вырастут. «С октября посещаемость кинотеатров увеличилась практически в полтора раза, — говорит директор компании «Киномедиа Эдвертайзинг» Олесь Маляревич. — Люди хотят отвлечься от нынешней экономической ситуации. Аналогичная тенденция наблюдалась во всех странах в период кризисов — посещаемость кинотеатров всегда росла».
Но пока реальность такова: вернуть инвестиции в отечественное кино возможно, а заработать на нем — нереально, даже учитывая высокую посещаемость киносеансов. «Говорить о прибыльности украинского кино не приходится, — утверждает исполнительный продюсер компании Sota Cinema Group Сергей Галетий. — В Украине и России кинопроизводство системно убыточно и держится исключительно на государственной безвозвратной поддержке. Высокая доходность и рентабельность кинематографа достигаются в том случае, если фильм остается востребованным различными каналами дистрибьюции на протяжении 3–20 лет. Исключением являются 5–10 блокбастеров в год, которые снимают сливки с кассовых сборов за три-четыре недели. В Украине еще рано говорить о существовании внятного коммерческого тренда».
По его словам, окупиться отечественный фильм может в нескольких случаях. Первый — картина с бюджетом до $1,5 млн должна «взломать кассу» и занять первую позицию по сборам — сегодня это более $4 млн. Из них 50% останутся у кинотеатров, 15% достанутся дистрибьютору. И продюсеру перепадет сумма, необходимая для покрытия производственного и рекламного бюджетов. Второй — как минимум 60% бюджета фильма должны покрываться безвозвратными государственными источниками. «В таком случае при бюджете в $1 млн «отбивать» придется не более $400 тысяч», — считает Галетий. Третий — картина должна иметь успех за пределами страны.
Пока ни одна из этих схем не сработала. Самая кассовая украинская картина «Сафо» собрала в прокате $1,1 млн. Успешная продажа прав на ТВ-показ (максимум $100 тыс. за час) и реализация лицензионных DVD (на рынке, контролируемом пиратами) может увеличить общий доход максимум до $1,2 млн. Это не покроет заявленный бюджет в $6 млн. «Ситуацию могут исправить лишь зарубежные продажи. Благо этот фильм сразу снимался в англоязычной версии», — говорит Галетий.
Остановка по требованию
Для телевизионных продакшен-студий потери могут оказаться не менее существенными. В России уже массово замораживают сериальное производство. Кинокомпания «Амедиа» (сериалы «Не родись красивой» и «Моя прекрасная няня») в пять раз сократила штат и приостановила 70 новых проектов. Российскоукраинская Star Media (теленовелла «Сестры по крови», программа «Танцы со звездами») также прекратила съемки нескольких сериалов.
«Бизнес-схемы на телевизионном рынке всегда включали в себя легкодоступные кредитные ресурсы для финансирования операционной деятельности, а теперь эти источники какое-то время будут дефицитными, — комментирует Сергей Галетий. — Кроме того, покупательная способность телеканалов также привязана к ситуации на рекламном рынке, а сегодня некоторые серьезные рекламодатели надолго «покинули поле». В результате многие телеканалы отказались от производства изначально рискованных проектов и заняли выжидательную позицию в отношении инвестиций в другие программы. «Думаю, вещатели отложат планы по производству новых высокобюджетных шоу, в успехе которых они не будут уверены на 100%, — отмечает директор телевизионной производственной компании «Студия Пилот» Александр Брыкайло. — На студиях, которые занимались крупнобюджетными проектами, а также тех, которые ориентированы на русский рынок, кризис скажется значительнее».
В целом продакшен-компании настроены оптимистически, будучи уверенными, что без работы они не останутся. «Качественные программы украинского производства обеспечивают каналам лучшие рейтинги, чем иностранные ТВ-продукты», — объясняет г-н Брыкайло. По его словам, исключение составляют отдельные российские сериалы, но даже с ними в следующем году будут проблемы.
Украинскому кинематографу не
спрятаться от кризиса за чемоданом с деньгами
Кадр из фильма «Отторжение»,
фото предоставлено MMG TV & FILMS
Пока же телеканалы из года в год увеличивают количество отечественной телепродукции. Однако заказы нашим продакшенам делают все реже. Крупнейшие общенациональные вещатели постепенно переходят на собственное производство. Телевизионщики утверждают, что цены на готовый продукт выросли настолько, что если сейчас не наладить свое производство, через пару лет придется в который раз показывать «Ментов» и «Бригаду».
Студия «1+1» в следующем году своими силами планирует снять два-три сериала, несколько развлекательных и документальных программ. Начать самостоятельное производство сериалов во второй половине 2009 года собирается и ТРК «Украина». В настоящее время для этого готовится необходимая производственная база. «Часто бывает так: хочется сделать продолжение сериала, а российский канал на это не соглашается — и производство не продолжается. Планируем снять сериал с эфира, так как он не достигает желаемых результатов (по рейтингу. — Прим. Контрактов), а российский канал-заказчик отказывает в этом — и приходится показывать его до конца, — сетует программный директор телеканала «Украина» Ирина Курчакова. — Собственное производство не зависит от настроений, желаний и результатов деятельности российских каналов. К тому же интересы украинских и российских телезрителей все больше расходятся. Не все успешные проекты в России являются таковыми в Украине».
Если рекламные поступления — основной источник доходов украинских телеканалов — и в дальнейшем будут падать, телекомпании могут не только перейти на собственный продукт, но и снизить закупочные цены. Российские телевещатели уже это сделали. По данным Ассоциации теле- и кинопродюсеров РФ, местные каналы уменьшили расценки на 30–50%. Продакшены вынуждены продавать продукцию по ценам, равным стоимости производства. В результате российские продюсеры сокращают гонорары, на которые приходится до 50% общей себестоимости ТВ-продукта. Оплата труда всех членов съемочных групп снизилась примерно в два раза. Таким образом студии пытаются сохранить рентабельность своего бизнеса на уровне 10–20%.
Музыкальная пауза
Производству рекламных и музыкальных видеопродуктов участники рынка пророчат стабильное будущее, в отличие от остальных сегментов продакшен-рынка. По словам генерального продюсера компании MMG TV & FILMS Андрея Савенко, ноябрь был традиционно активным. «Сложившаяся в стране ситуация отразилась в первую очередь на рекламной активности мелких и средних рекламодателей, — говорит г-н Савенко. — Именно они оперативно оптимизировали бюджеты за счет сокращения рекламных расходов. Большинство крупных брендов работают в рамках утвержденных бюджетов 2008 года. Все-таки новогодние акции остаются реальной возможностью увеличить объемы продаж».
Впрочем, рекламисты не исключают, что в следующем году количество заказов на изготовление рекламных роликов может сократиться. «Прогнозируемые на 2009 год уменьшение темпов роста ВВП и усиление инфляции не могут не отразиться на снижении покупательной способности населения, поэтому рекламные бюджеты в следующем году будут урезаны, — считает Андрей Савенко. — И если крупные сейлз-хаусы не снизят цены на размещение телерекламы, рекламодатель будет вынужден искать альтернативу ТВ-рекламе. Более того, в 2009-м армию заказчиков ТВ-рекламы покинут крупные алкогольные бренды — один из немногих сегментов, не испытывающих уменьшения объемов продаж (с 1 января ужесточаются требования к ТВ-рекламе алкоголя. — Прим. ред.)».
Однако, по информации Контрактов, крупные рекламодатели не собираются отказываться от медиаподдержки своих основных брендов. По мнению представителей рекламных агентств, в телеэфире останутся компании FMCG-сферы, мобильные операторы, автосалоны и фармацевты.
Бюджеты на создание музыкальных клипов уже сокращаются. «Качественный материал стоит от $20 тыс. Если сценарий предполагает несколько дней съемок, командировки, использование дорогого оборудования и сложный постпродакшен, то стоимость ролика исчисляется сотнями тысяч долларов, — рассказывает Андрей Савенко. — Но за последние пару месяцев я все чаще слышу о «малобюджетках» — видеоклипах стоимостью до $10 тыс. Проблема, на мой взгляд, заключается в невозможности качественного планирования в условиях, когда курс доллара за неделю вырастает на 20%».
Впрочем, эксперт соглашается с тем, что спрос на музыкальные ролики будет всегда. «Людям в любых условиях хочется хлеба и зрелищ. В каком объеме — покажет время», — говорит г-н Савенко. Сергей Галетий считает, что заказы на музыкальные клипы сократятся незначительно. «Спрос на них формирует самая активная часть населения — молодежь, которая в любых условиях будет оберегать мир своего досуга», — полагает он.
Лучше меньше, да лучше
Эксперты неоднозначно оценивают влияние экономического кризиса на продакшен-индустрию. Уйдут с рынка непрофессиональные производственные компании, усилится конкуренция, снизятся расценки. «Общий экономический спад приведет к уменьшению гонораров, зарплат съемочных групп и стоимости услуг для всех продакшен-компаний, — говорит Сергей Галетий. — Думаю, в среднем бюджеты будут урезаны на 25–30%».
По мнению президента компании СТС Media Александра Роднянского, финансовый кризис оздоровит индустрию большого кино, избавит ее от непрофильных инвесторов. Закроются многие производственные кинокомпании. Останутся лишь самые сильные — объединившись в несколько крупных структур, они будут контролировать весь рынок.
Что будет с украинскими телевизионными продакшен-студиями — пока загадка. Как и в случае с большим кино, на рынке, скорее всего, останется несколько крупных компаний. Возможно, сократится число снимаемых фильмов и телепрограмм, но они будут более качественными.
Кризис жанра
В следующем году голливудские компании сократят количество выпускаемых в прокат фильмов на 20%. Кинокомпания Paramount Pictures отложила релизы двух широко разрекламированных картин — «Солист» и «Сопротивление». Студия также урезала на $50 млн расходы на кинопроизводство. В 2009-м она выпустит только 20 фильмов — ранее количество релизов составляло 25–26 картин ежегодно.
Universal урезала бюджет на следующий год на $500 млн и отказалась финансировать масштабный проект стоимостью $130 млн Стивена Спилберга и Питера Джексона — картину «Тантан» по мотивам бельгийских комиксов. DreamWorks отложила премьеры запланированных на вторую половину 2009 года продолжения мультфильмов «Шрек», «Мадагаскар» и «Кунг-фу Панда». А Warner Bros. более чем на полгода перенесла премьеру очередного фильма о Гарри Поттере.
Таков результат влияния экономического кризиса на «фабрику грез». Первыми пострадают крупные проекты стоимостью от $50 млн, на реализацию которых кинокомпании обычно брали кредиты в банках. К тому же большинство голливудских студий являются частью медиахолдингов, чьи доходы во многом зависят от рекламы. Падение рекламных поступлений моментально сказалось на их финансовых показателях. К примеру, по результатам трех кварталов этого года доходы Viacom (материнская компания Paramount) упали на 37%, выручка Walt Disney (Miramax, Pixar) — на 13%.
ЭКСПЕРТиза
Ирина КУРЧАКОВА,
программный директор ТРК «Украина»
В условиях финансового кризиса телеканалам выгоднее производить продукт самостоятельно или заказывать у сторонних продакшен-студий?
— Как и прежде, есть проекты, которые выгоднее производить самостоятельно, но существуют такие, которые лучше заказать. Все зависит от структуры производства каждого канала.
В целом доля программ собственного производства на украинских телеканалах увеличивается?
— Да. В 2008 году мы существенно расширили базу программ своего производства. Из крупных проектов запустили, к примеру, «Шоу Верки Сердючки» и «На 10 лет моложе». Была сформирована группа, занимающаяся производством документальных циклов. Сегодня около 40% эфира на ТРК «Украина» — программы, созданные силами канала.
Будут ли меняться условия закупок программ телеканалами у продакшен-студий?
— Однозначно. Но как именно — пока неизвестно. Можно предположить, что уже произведенный продукт — библиотека — будет дешеветь. А производство нового продукта, если для него необходимы капитальные вложения (декорации, техника и т. д.), напротив, подорожает.
Сергей ГАЛЕТИЙ,
исполнительный продюсер компании Sota Cinema Group
В 2008 году Sota Cinema Group сняла четыре полнометражных фильма. Как вы оцениваете их финансовую перспективу?
— Для многих фильмов период вывода на экран только начинается. Мы пока следуем предпрокатным фестивальным стратегиям, чтобы нарастить ценовые ожидания. К тому же все наши фильмы подпадают под определение «авторское кино», которое относится к ограниченному прокату, где для получения выгоды необходимо длительное время. Так что в данном случае что-либо прогнозировать сложно.
Упадут ли, по вашему мнению, в результате финансового кризиса кассовые сборы в отечественных кинотеатрах?
— Все будет зависеть от региона. В Киеве ситуация значительно не изменится. А в регионах, где существенно увеличится уровень безработицы, расходы на походы в кинотеатры могут сократиться.
В целом показатели сборов в Украине за последние год-два меня и так не радуют. Бокс-офис уик-энда практически не растет — в зависимости от сезона и рекламной раскрутки выпускаемых фильмов он то выше, то ниже. Планка фильмов-лидеров не поднимается.
В России объем кинопроизводства заметно сокращается. Можно ли рассчитывать на то, что некоторые украинские картины займут место «несостоявшихся» российских?
— Не думаю, что структура спроса на фильмы в России значительно изменится. Не все российские фильмы попадали в прокат — значит, на место одних придут другие. Так что особых преференций для украинских картин я не вижу. Тем более что кинотеатральный прокат в России имеет высокий барьер вхождения — наши продюсеры должны изыскивать средства на значительный рекламный бюджет. К тому же от потока американского кино и повышения экспансии европейского кино никуда не деться.
Андрей САВЕНКО,
генеральный продюсер компании MMG TV & FILMS
Какой из сегментов продакшен-рынка Украины более всего пострадал от экономического кризиса?
— Сегодня нет ни одной продакшен-компании в Украине, которая не билась бы в истерических конвульсиях с момента наступления т. н. кризиса. И пугает вовсе не снижение интереса к рекламным роликам, клипам или кино, наоборот, интерес есть. Проблема, к примеру, телепродакшенов заключается в невозможности крупных рекламодателей планировать объем продаж на следующий год. В итоге никто не знает, каким будет рекламный бюджет на 2009-й. Далее — цепная реакция. У телеканалов не продано рекламное время. Соответственно, замораживаются проекты, реализуемые на средства каналов.
Тем не менее именно в настоящий момент ваша компания планирует запустить производство телеконтента. Не кажется ли вам, что сейчас не лучшее время для старта?
— Конечно, не лучшее. Но Голливуд стал Голливудом как раз в период Великой депрессии.
Вы снимаете полнометражный фильм «Отторжение». На окупаемость или даже прибыльность рассчитываете?
— Как человек суеверный, пока не хочу говорить о конкретных цифрах. Но думаю, наша первая картина имеет все шансы стать финансово успешным проектом.
Однако проблемой Украины, как и всего постсоветского пространства, была и остается широкая сеть распространителей пиратской продукции. Пока она не будет решена на государственном уровне, в Украине можно говорить только об окупаемости. О заработках не может быть и речи!
Каков бюджет картины?
— Сегодня работа над фильмом еще незакончена. В процессе монтаж. Поэтому заявлять об окончательных цифрах пока не могу. Можно сказать лишь о том, что объем инвестиций превысит запланированный в несколько раз. Отдельное «спасибо» нестабильной финансовой ситуации.