Прогнозы развития пивного рынка в мире в условиях кризиса позитивные. В Украине его рост замедлился. Руководители пересматривают свои инвестиционные программы. Специалисты предупреждают: если экономическая ситуация продолжит ухудшаться, рынок пива начнет постепенно сдавать позиции.
Вконце октября рейтинговое агентство Moody`s опубликовало
отчет, в котором был дан стабильный прогноз развития европейского рынка
безалкогольных и слабоалкогольных напитков, в том числе пива. Несмотря на
сложную экономическую ситуацию, финансовый кризис пока не столь ощутимо
отразился на пивоваренном рынке, — как считают эксперты, во многом благодаря
высокой географической диверсификации бизнеса крупнейших пивоваренных
концернов, осуществивших в последнее время слияния со своими конкурентами.
Среди факторов, оказывающих давление на пивоваров, эксперты называют увеличение затрат на производство, вызванное ростом цен на ключевые виды сырья: ячмень и сахар. Кроме того, по мере обострения финансового кризиса в некоторых развитых странах снижается потребительская активность. Как отмечает Moody`s, крупнейшие европейские производители алкогольных и слабоалкогольных напитков, среди которых такие гиганты, как InBev и SABMiller, успешно могут использовать экономию за счет роста производства, чтобы сократить затраты. К тому же их продукция отличается высокой степенью диверсификации, ценовой и географической, что помогает смягчить последствия от уменьшения спроса на какую-то отдельную категорию продукции или в каком-то регионе.
Спрос диктует предложение
Одной из основных тенденций рынка пива в Украине в III квартале текущего года является сокращение темпов роста. Такая ситуация обусловлена двумя основными причинами: ростом цен на пиво в среднем на 20% и снижением спроса.
Компания «Укрпиво» ухудшила прогноз производства в 2008 г. по сравнению с прошлым годом на 2,4% — до 332 млн дал, ранее прогноз по росту рынка составлял 6%.
Несмотря на общее сокращение рынка, один из его лидеров — «Славутич», Carlsberg Group — по итогам трех кварталов 2008 г. увеличил продажи на 20,7% при росте рынка 2%. Рыночная доля компании возросла на 3,6% и составила 23,8%. Генеральный директор компании «Славутич», Carlsberg Group Петр Чернышов сообщил: «Как для нашей компании, так и для отрасли в целом III квартал был очень непростым. Впервые за несколько лет пивной рынок демонстрирует падение. На мой взгляд, к снижению темпов роста привели прежде всего неблагоприятный сезон, инфляция и подорожание пива». Так, по данным «Укрпиво», цена на солод для пивоваров повысилась на 76%, ПЭТ и стеклотару — на 12% и 44% соответственно, газ и электроэнергию — 37% и 38%. Вместе с тем г-н Чернышов добавил: «Безусловно, финансовый кризис отразился на пивной отрасли. Но наша компания продолжает работать над тем, чтобы достичь поставленных целей и закончить 2008 г.с прибылью».
Как Гvардия расчитывает рейтинг смотрите здесь
На фоне глобального финансового кризиса руководство отечественной компании «Оболонь» приняло решение о корректировке стратегии развития предприятия в следующем году. Как прокомментировала директор по экономике «Оболонь» Татьяна Корж, компания планирует, что инвестиционные проекты 2008 г.будут завершены, а судьба проектов на 2009 г. будет решаться исходя из ситуации. Что касается состояния пивной отрасли Украины, Татьяна Корж отметила сокращение объемов продаж пенного напитка по сравнению с минувшим годом. Падение спроса наблюдается не только на пиво, но и на все группы товаров в целом. И главная причина этого — высокая инфляция.
Импорта станет больше
С начала года пиво в Украине подорожало на 19%. Следующий ценовой скачок ожидается уже в новом году: с 1 января 2009 г. повышаются ставки акцизного сбора с 0,31 грн/л до 0,34 грн/л, а с 1 июля — до 0,49 грн/л. Но, похоже, повышение цен еще не очень взволновало украинцев, которые все чаще отдают предпочтение премиум-сортам. Изменения во вкусах клиентов совпали с целями иностранных производителей — перемены на рынке вынуждают их развивать премиум-сегмент. Так, Carlsberg готовится к запуску бренда «Kronenbourg 1664», который в скором времени может появиться в Украине. У SABMiller тоже есть что предложить потребителям. В первую очередь речь идет о торговых марках «Pilsner Urquell», «Velkopopovicky Kozel», которые уже присутствуют на рынке и импортируются в Украину. Вполне возможно, что за ними подтянется и «Miller Genuine Draft», который производят как в Польше, так и в России.
Как Гvардия расчитывает рейтинг смотрите здесь
Впрочем, сейчас объем продаж дорогого пива значительно уступает не только любимому украинцами среднеценовому сегменту, но и дешевым сортам. В Евросоюзе премиум-класс занимает примерно 25% всего пивного рынка. Украина, как утверждают эксперты, выйдет на этот показатель через несколько лет.
По данным компании «Укрпиво», в 2008 г. прогнозировался рост импорта напитка на 112% — до 1,9 млн дал по сравнению с прошлым годом. Однако по состоянию на ноябрь 2008 г. объем импорта составил около 1,5 млрд дал. Как утверждает гендиректор «Укрпиво» Галина Коренькова, «объемы импорта продолжат свой рост».